Методика определения рейтинга ученика на уроках биологии

Методика определения рейтинга ученика на уроках биологии.     По  изучаемой теме я составляю 10- 15 вопросов различной степени сложности. Учащиеся записывают только номер вопроса и сразу же отвечают. В качестве ответа от ученика требуется написать всего лишь одно-два слова или цифры.      Структура самих вопросов разнообразна. В большинстве случаев вопросы рассчитаны на общую эрудицию по предмету, но обязательно увязанную с изучаемым материалом.     В качестве примера я приведу вопросы, которые я задавала школьникам  восьмого класса по теме «Многообразие рыб»:      1.Какие рыбы имеют оружие на голове?      2.Какие рыбы носят название небесных тел ?      3.Назовите рыбу- лежебоку.      4.Назовите самую крупную морскую рыбу.      5. Какая байкальская рыба тает на солнце?      6.Какие рыбы мечут икру один раз в жизни?      7.От какой рыбы произошли аквариумные золотистые рыбки?      8.Бывают ли голые рыбы?      9.Название какой рыбы соответствует имени человека?     10.Есть ли у рыб шестое чувство?     11.Назовите электрических рыб. Собираю листочки и в конце урока или на следующий урок определяю рейтинг ученика, представляющий собой сумму баллов, полученных за каждый правильный ответ. Ответ школьника оценивается различным количеством баллов..Сложность вопроса и его бальное выражение зависят от того, сколько учащихся правильно ответят на этот вопрос. Чем больше школьников правильно ответят на вопрос, тем меньше баллов каждый получит из них за свой правильный ответ, и наоборот, чем меньше отвечает учащихся на вопрос, тем бол...       Сумма баллов , полученных учеником за каждый правильный ответ, и  есть показатель знаний, эрудиции -  его рейтинг. Рейтинг школьника, полученный на прошедших уроках, можно учитывать в течении четверти и всего учебного года. Показатель рейтинга вывешиваю в своём кабинете. После опроса, проведённого во всех классах  и подведения итогов я отвечаю на все поставленные вопросы.      Методика подсчёта баллов за ответ обусловила отличительную особенность в отличии от биологического диктанта. Известно, что при проведении обычного биологического диктанта, когда учащимся необходимо написать одно –два слова, утрачивается в большинстве случаев объективность в оценке знаний: любой ученик может списать правильный ответ у соседа или срабатывает «коллективная взаимопомощь». В нашем же случае наоборот, так как каждый учащийся знает, что чем меньше учеников ответит на тот или иной ...      Определение рейтинга учеников  оказывает мне большую помощь в решении различных задач и прежде всего в активизации деятельности учащихся на уроках биологии, в повышению интереса к данному предмету. Объективность оценки и соревновательность оказывают положительное влияние на учебный процесс. Школьники с желанием идут на мои уроки и заранее готовятся к каверзным вопросам. При этом они стараются удивить других учащихся класса своей эрудицией и информированностью. Структура вопросов заставляет ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика определения рейтинга ученика на уроках биологии.

По изучаемой теме я составляю 10- 15 вопросов различной степени сложности. Учащиеся записывают только номер вопроса и сразу же отвечают. В качестве ответа от ученика требуется написать всего лишь одно-два слова или цифры.

Структура самих вопросов разнообразна. В большинстве случаев вопросы рассчитаны на общую эрудицию по предмету, но обязательно увязанную с изучаемым материалом.

В качестве примера я приведу вопросы, которые я задавала школьникам восьмого класса по теме «Многообразие рыб»:

1.Какие рыбы имеют оружие на голове?

2.Какие рыбы носят название небесных тел ?

3.Назовите рыбу- лежебоку.

4.Назовите самую крупную морскую рыбу.

5. Какая байкальская рыба тает на солнце?

6.Какие рыбы мечут икру один раз в жизни?

7.От какой рыбы произошли аквариумные золотистые рыбки?

8.Бывают ли голые рыбы?

9.Название какой рыбы соответствует имени человека?

10.Есть ли у рыб шестое чувство?

11.Назовите электрических рыб.

Собираю листочки и в конце урока или на следующий урок определяю рейтинг ученика, представляющий собой сумму баллов, полученных за каждый правильный ответ. Ответ школьника оценивается различным количеством баллов..Сложность вопроса и его бальное выражение зависят от того, сколько учащихся правильно ответят на этот вопрос. Чем больше школьников правильно ответят на вопрос, тем меньше баллов каждый получит из них за свой правильный ответ, и наоборот, чем меньше отвечает учащихся на вопрос, тем больше баллов получает ученик, правильно ответивший на этот вопрос. При определении рейтинга я использую такую формулу: Б= К - (К - 1), где Б - ценность ответа в баллах, К - общее количество школьников, участвующих в опросе, и К - количество учеников, правильно ответивших на вопрос. Из этого подсчёта видно, что за свой ответ ученик может в одном случае получить самый низкий балл - 1 (например, если в классе25 учеников, и все они ответили на данный вопрос: Б= 25 - (25 - 1) = 1 ) и самый высокий, если на поставленный вопрос он ответил лишь один: Б = 25 - ( 1 -1 ) = 24 балла.

Сумма баллов , полученных учеником за каждый правильный ответ, и есть показатель знаний, эрудиции - его рейтинг. Рейтинг школьника, полученный на прошедших уроках, можно учитывать в течении четверти и всего учебного года. Показатель рейтинга вывешиваю в своём кабинете. После опроса, проведённого во всех классах и подведения итогов я отвечаю на все поставленные вопросы.

Методика подсчёта баллов за ответ обусловила отличительную особенность в отличии от биологического диктанта. Известно, что при проведении обычного биологического диктанта, когда учащимся необходимо написать одно -два слова, утрачивается в большинстве случаев объективность в оценке знаний: любой ученик может списать правильный ответ у соседа или срабатывает «коллективная взаимопомощь». В нашем же случае наоборот, так как каждый учащийся знает, что чем меньше учеников ответит на тот или иной вопрос, тем больше он сможет получить баллов за правильный ответ, увеличив тем самым свой рейтинг по отношению к другим ученикам класса.

Определение рейтинга учеников оказывает мне большую помощь в решении различных задач и прежде всего в активизации деятельности учащихся на уроках биологии, в повышению интереса к данному предмету. Объективность оценки и соревновательность оказывают положительное влияние на учебный процесс. Школьники с желанием идут на мои уроки и заранее готовятся к каверзным вопросам. При этом они стараются удивить других учащихся класса своей эрудицией и информированностью. Структура вопросов заставляет обращаться старшеклассников не только к учебнику, но и к другим доступным источникам информации (телевидение, интернет, периодическая печать, научная литература). Определение рейтинга в течении месяца , четверти, позволяет выделить наиболее эрудированных учеников. Определяются лидеры, увлечённые биологией ученики, которые при дальнейшей подготовке занимают призовые места на олимпиадах. Ученикам, имеющим наивысший показатель, разрешается в последующем к моим вопросам добавлять и свой вопрос. Рейтинг оказывает положительное влияние в целом и на успеваемость. Если возникает спорная ситуация при выставлении четвертных отметок, рейтинг помогает вывести более объективную оценку.



© 2010-2022