Рабочая программа 5 класс ФГОС по учебнику Сонина

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено

на заседании ШМО

рук-ль______Н В Муравьева

протокол №______

от «____»________2015 г.


Согласовано

зам. директора по УР

__________ Л.А.Хайдарова

«_____»____________2015г.


Утверждаю

директор МБОУ СОШ № 3

п.г.т. Кукмор

_______________Р.Д.Бариев

Приказ № _______________

«_____»____________2015 г.



Рабочая программа по биологии

для 5 класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

на 2015-2016учебный год





Разработала учитель биологии

высшей квалификационной категории

Мухаметзянова Салима Вакильевна






Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

3.Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции);

4.Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом №193/15 от 28.08.15 г.)

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Обучение ведется по учебнику. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу. (Гриф Рекомендовано МОН РФ)

Рабочая программа согласно Федеральному Базисному учебному плану рассчитана на 35 часов в год /1 час в неделю.

Цель изучения предмета:

обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Общая характеристика предмета

.

Освоение учебного предмета «Биология» в 5 классе направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций, в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование). Освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др



Учебно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Количество часов

1

Живой организм :строение и изучение.

(9)

1.1

Живые организмы. Биология- наука о живых организмах

4

1. 2

Клеточное строения организмов

5

2

Многообразие живых организмов

(14)

2.1

Многообразие организмов

2

2.2

Царство Бактерии. Царство Грибы.

2

2.3

Царство растения. Многообразие растений

5

2.4

Царство животные

5

3

Среды жизни.

6

4

Человек на Земле. Биология наука о живых организмах

6

Итого

35

Содержание курса

Тема 1 Живой организм: строение и изучение. (9 ч)

Тема 1.1 Живые организмы. Биология- наука о живых организмах(4ч)

Основные свойства живых организмов. Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторная работа Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними

Тема 1. 2 Клеточное строения организмов ((5ч)

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки.

Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Химический состав клетки Из истории биологии. Великие естествоиспытатели

Лабораторная работа Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

Тема 2 Многообразие живых организмов(14ч)

Тема 2.1 Многообразие организмов (2ч)

Как развивалась жизнь на Земле. Классификация организмов. Принципы классификации Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Тема 2.2 Царство Бактерии. Царство Грибы. (2ч)

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами

Тема 2.3 Царство растения. Многообразие растений (5ч)

Классификация растений Водоросли- низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности Многообразие цветковых растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Тема 2.4 Царство животные (5ч)

Общее знакомство с животными. Многообразие и классификация животных. Позвоночные.

Простейшие Беспозвоночные Значение животных в природе и жизни человека.Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных

Тема 3 Среды жизни.(6ч)

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Приспособления организмов к жизни в водной среде.

Природные сообщества

Растительный и животный мир родного края

Экскурсия Весенние явления в жизни растений и животных

Тема 4.Человек на Земле. Биология наука о живых организмах (6ч)

Как человек появился на Земле Как человек изменил Землю Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней Здоровье человека и безопасность жизни Жизнь под угрозой

Экскурсия Многообразие животных

Форма промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс биологии 6 класса проводится в виде разноуровневого теста

Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,

  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде

  4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

  6. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП

формирование и развитие основ читательской компетенции.

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,подготовки к трудовой и социальной деятельности.

навыки работы с информацией

Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

опыт проектной деятельности

в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Учащийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Учащийся овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  2. выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  3. ориентироваться в системе познавательных ценностей - воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  4. создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Учащийся научится:

  1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  2. аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  3. аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  4. осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  5. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  6. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  7. выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  8. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  9. сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  10. устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  11. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  12. знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  13. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  14. описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  15. знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  2. основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  3. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  4. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  5. осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  6. создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  7. работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Система оценивания

Оценочные материалы по биологии

Оценка знаний и умений учащихся.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются письменная контрольная работа, тестирование и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись биологически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Ответ считается безупречным, если правильно выбран способ объяснения, сопровождается необходимыми биологическими терминами, последовательно и логически связываются с предыдущими темами.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное, нахождение ответа, которые свидетельствуют о высоком биологическом развитии учащегося; за освоение более сложной темы или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок:

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися биологической терминологии, правил, основных свойств и неумение их применять; незнание ответов на вопросы, рассматриваемых в учебниках, а также ошибки, если они не являются опиской;

Оценка устных ответов учащихся по биологии

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя биологическую терминологию и символику;

- правильно ориентируется по рисункам, схемам, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившием

биологическое содержание ответа;

- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к биологической подготовке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании биологической терминологии, рисунках, схемах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, в рисунках, схемах которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка "5" ставится, если ученик:

-правильно определил цель работы;

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

-проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

-опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

-.или было допущено два-три недочета;

-или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

-или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

-или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

-опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок, но повлиявших на результат выполнения;

-допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

-или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

-или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

-допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

-полностью не сумел начать и оформить опыт;

-не выполняет работу;

-показывает отсутствие экспериментальных умений;

-не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка письменных контрольных работ и тестирования учащихся по биологии

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет

биологических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка тестовых работ

При оценивании тестов используется следующая шкала

90 - 100% выполнения - «отлично»

70 - 89 % - «хорошо»

50 - 69% - «удовлетворительно»

менее 50% - «неудовлетворительно»

При выполнении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ

Полностью выполненная части «А» - «удовлетворительно»

Части «А» и «В» - «хорошо»

Части «А», «В» и одного задания из части «С» - «отлично»


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Литература для учителя

§ Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И.Сонина "Введение в биологию»5кл.. - М.: Дрофа, 2012.

§ Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины,кроссворды) - Волгоград: Учитель, 2003.

§ Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2007.

§ Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя - М.: Айрис-пресс, 2003.

§ Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых

педагогических технологий: 5 класс. - М.: АРКТИ, 2002.

§ Парфилова Л.Д. - Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен,2006.

Литература для учащихся

§ Парфилова Л.Д. - Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина«Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

§ Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа,2002.

§ Сивоглазов В.И. и др. - Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.

§ Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Природоведение 5 кл." - М.: Дрофа, 2001.

§ Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов -М.: ГЕНЖЕР, 2001.

Цифровой микроскоп, который позволяет изучать исследуемый микрообъект группе учеников одновременно, демонстрировать изображения микрообъектов на экране, изучать объект в динамике

Коллекции

Семена боба или фасоли.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

Модели

Набор палеонтологических находок по теме «Происхождение человека».

Модели-аппликации

Строение клетки.

Учебные пособия на печатной основе

Таблицы

Растительность мира.

Экологические проблемы России.

Дидактические материалы по темам:

Происхождение и развитие жизни на Земле.

Экологические факторы и их влияние на организм.

Транспаранты

Эволюционные изменения у растений.

Видеофильмы

Возникновение жизни на Земле. Экологические проблемы современности.

Электронные ресурсы: Электронное приложение к учебнику» Введение в биологию» 5 класс. Линия УМК

Итоговая работа для промежуточной аттестации

Вариант 1

ЧастьА Выберите один правильный ответ:

А1.Наука о живой природе называется:

А) географией;

Б) биологией;

В) физикой.

А2.Условие реакции горения

А) углекислый газ;

Б) вода

В) кислород.

А3. Какая из форм жизни занимает промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

а) Грибы.

б) Лишайники.

в) Вирусы

г) Бактерии.

А4. Растения, как и другие живые организмы способны:

а) создавать органические вещества из неоргонических;

б) размножаться;

в) использовать энергию Солнца

г) активно передвигаться;

А5. Какой признак свидетельствует о принадлежности организма к царству животных?

а) Множество разнообразных клеток.

б) Отсутствие в клетке оболочки из клетчатки.

в) Наличие органов.

г) Неограниченный рост.

д) наличие нервной системы

А6. Хищникам зубы нужны для того, чтобы…

а) заглатывать целиком добычу

б) помогать справиться с жертвой

в).перетирать грубую растительную пищу

А7. В Африке можно встретить таких животных, как:

А)Бурый медведь и уссурийский тигр

Б) Жираф и зебра

В)Пингвин и белый медведь

Г)Кенгуру и коала

Часть В

В1. Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения

А) человек разумный Б) дриопитек В)австралопитек

Г)человек прямоходящий Д) человек умелый


В2. Дополни утверждение.

Первые люди появились ___________________________ миллиона лет назад.

Б3. Дополни утверждение.

Неандерталец получил свое название по реке Неандерталь в_____________.

Часть С.

С1. С чем была связана необходимость использования огня человеком?

С2. Почему у человека появилась речь?

Вариант 2

Часть А Выберите один правильный ответ:

А1.Ученый, который провел опыт с мясом в двух банках-

А) Ван Гельмонт; Б) Аристотель В)Франческо Реди.

А2.При химических реакциях проявляются признаки:

А) искра Б) запах;

В) холод и тепло; Г) изменение цвета и запах.

Д) все перечисленное

А3. Самые маленькие обитатели нашей планеты:

1) вирусы;

2) растения;

3) животные;

4) бактерии.

А4Характерным признаком растений является наличие в их клетках:

а) хлоропласты; в) ядра;

б) цитоплазмы; г) оболочки.

А5. Животные, в отличие от других организмов

а) дышат, питаются, размножаются

б) обладают раздражимостью;

в) состоят из разнообразных тканей;

г) имеют нервную ткань.

А6. У грызунов зубы :

а) помогают справиться с жертвой

б) заглатывания целиком добычи

в) прокусывать пищу; г)пережевывать пищу;

д) перетирания грубой растительной пищи

А7. Эвкалипты и кенгуру - это жители ...

  • Северной Америки 3. Евразии

  • Антарктиды 4. Австралии

Часть В

В1.Раставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения.

А) человек разумный Б) дриопитек В) австралопитек

Г) человек прямоходящий Д) человек умелый


В2. Дополни утверждение.

Первые люди появились ___________________________ миллиона лет назад.

Б3. Дополни утверждение.

Неандерталец получил свое название по реке Неандерталь в………...

Часть С.

С1. С чем была связана необходимость использования огня человеком?

С2. Почему у человека появилась речь?

Критерии оценивания итоговой работы

Верное выполнение каждого задания части 1 (А) оценивается 1 баллом.

если в части А допущена ошибка в ответе выставляется 0 баллов

Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов. За правильное выполнение

заданий В1-В3 выставляется 2 балла

в В1- 1 балл экзаменуемый получит, если любые две буквы в ответе переставлены.

0 баллов выставляется во всех других случаях.

В В2, В3 - 1 балл получит, если есть одна ошибка в ответе;

0 баллов выставляется во всех других случаях.

Задание части 3 - С1,С2 (повышенного уровня) оцениваются от 0 до 3 баллов;

в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальное количество баллов за всю работу -19.

Количество набранных баллов

менее 9

9-12

13-16

17-19

отметка

2

3

4

5



© 2010-2022