- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок биологии в 11-м классе Этапы эволюции человека
Открытый урок биологии в 11-м классе Этапы эволюции человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балкуева С.Р. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок биологии в 11-м классе "Этапы эволюции человека"
Цель:
-
Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.
-
Научить школьников сравнивать предков человека и объяснить их сходства и различия; выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них.
-
Убедить старшеклассников в том, что человек мог произойти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации.
-
Развивать у учащихся умение выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека и объяснять причины их появления в процессе эволюции.
Метод урока: лекция
Форма учебной деятельности: экскурсия в музее Антропологии
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие этапы и направления эволюции человека, ИКТ.
Термины: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-экскурсия «Этапы эволюции человека». Мы отправляемся в экскурсию в музей Антропологии, чтобы узнать как произошло эволюция человека. Как и в любой экскурсии, вы возьмете с собой путеводители, тетради и ручки, с вами будут экскурсоводы. (Учитель раздает всем путеводители). Экскурсоводами являются сами учащиеся. Прежде чем отправится в экскурсии в тетрадях начертите таблицу и по - ходу экскурсии заполните ее.
Карта-путеводитель:
-
Зал «Загадки реки «Диринурэх»»
-
Зал «Исходные формы - австралопитеки»
-
Зал «Древнейшие люди - питекантропы»
-
Зал «Древнейшие люди - синантропы»
-
Зал «Древние люди - неандертальцы»
-
Зал «Первые современные люди - кроманьонцы»
II. Изучение нового материала
Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян.
Посмотрим родословную человека и человекообразных обезьян. Подчеркну, что представленная схема родословная человека носит гипотетический характер. Напомню также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет пока о еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед вами - человек (слайд 4). Правда, это не означает что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают.
Олонхо - сахалартылынаннароднайайымньыларынмунутуурчыпчаалынанаатырар. Олонхо5о киьиаймахайыллыытабиируратымиэстэниылар. Олонхо5о этиллэринэнУеьэтанараларуол о5ону теретеллер. ОлДьулуруйарНьургунБоотурэбит. Саха ураанхай сайда, ууьуутурдундиэнОртодойдугааанбастакыдьоннору - Саха Саарын Тойону, СаабыйаБаайХотунутуьэрэллэр. (отрывок песни из якутского эпоса-олонхо).
Вопросы: Эпоскахоьулларынанкиьиаймаххайдахайыллыбытэбитий? (Танараларайбыттар)
А как же рассматривает наука на этот вопрос? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в экскурсию.
Зал «Загадка речки Дирин»
-
1982 год - на правой стороне речки Дирин были найдены остатки костей древних людей.
-
Они жили в каменном веке (примерный возраст 3800 лет).
-
По составу почвы - 3,2 - 1,8 млн. лет.
-
Орудии труда, которые были найдены в речке Дирин были похожи на использованных орудий труда Африканскими древними людьми.
-
Около Алдана, Индигирки тоже найдены остатки --- 35 - 10 тыс. лет
II. Зал «Исходные формы - австралопитеки» (учащиеся сами готовят заранее сообщение)
-
Исторический возраст - 1,5 - 5,5 млн лет
-
Место обнаружения - Южная Африка, Восточная Африка, ущелье Олдовай (Танзания), долина р. Омо (Эфиопия), р-н оз. Рудольф (Кения)
-
Вид - зинджантроп, парантроп, плезиантроп
-
Объем мозга - около 600 куб. см
-
Масса - до 70 кг
-
Рост - 150 - 155 см -
-
Особенности черепа - массивные челюсти, небольшие резцы и клыки
-
Орудия труда - палки, камни
-
Использование огня - отсутствовал
-
Речь - отсутствовал
III. Зал «Древнейшие люди - питекантропы» (учащиеся сами готовят заранее сообщение)
-
Исторический возраст - 1,6 млн лет - 200 тыс. лет
-
Место обнаружения - остров Ява
-
Вид - Homoerectus
-
Объем мозга - около 1100 куб. см
-
Рост - 165 - 170 см -
-
Особенности черепа - с мощным надглазничным валиком, уплощенным и низким сводом, выступающим затылком
-
Орудия труда - палки, камни более совершенные
-
Использование огня - поддерживал, но не умел добывать
-
Речь - зачаточная
IV. Зал «Древнейшие люди - синантропы» ( учащиеся сами готовят заранее сообщение)
-
Исторический возраст - 1,6 млн - 400 тыс. лет
-
Место обнаружения - Китай, пещера Чжоу - Гоу - Дянь, близ Пекина
-
Вид - Homoerectus
-
Объем мозга - около 1000 куб. см
-
Рост - около 150 см -
-
Особенности черепа - более высокий лоб и свод черепа
-
Орудия труда - примитивные каменные орудия
-
Использование огня - поддерживал, но не умел добывать
-
Речь - зачаточная, примитивная
Вывод:
-
Эволюция насекомоядных млекопитающих, вероятно, привела к возникновению приматов.
-
Эволюция древних человекообразных обезьян привела ввозникновению австралопитека, который, возможно, был непосредственным предком древнейших людей.
-
Древнейшие люди уже имели как черты биологической, так и признаки социальной организации.
V. Зал «Древние люди - неандертальцы», учащиеся сами готовят заранее сообщение)
-
Исторический возраст - 200 - 28 тыс. лет
-
Место обнаружения - Германия, долина Неандерталь реки Дюссель. В дальнейшем найдены более чем в 400 местах Евразии и Африки
-
Вид - Homoneanderthalensis
-
Объем мозга - около 1200 - 1400 куб. см
-
Рост - около 165 - 170 см -
-
Особенности черепа - сильно развит надглазничный
-
валик, приплюснутый сверху затылок, широкие зубы, слабо развитыы подбородочный выступ
-
Орудия труда - более совершенные кремниевые и костяные орудия
-
Использование огня - поддерживали и умели добывать огонь
-
Речь - зачаточная, продвинутая
Вывод:
-
У древних людей признаки социальной организации усиливаются и уже достигают значительного уровня развития.
-
Эволюция предков человека шла по пути увеличения объема мозга, совершенствования навыков труда и развития внутри групповых связей.
-
Возможно, предковой формой ископаемых людей современного типа был неандерталец.
VI. Зал «Первые современные люди - кроманьонцы» (слайд 15, учащиеся сами готовят заранее сообщение)
-
Исторический возраст - появились около 50 тыс. лет назад
-
Место обнаружения - Франция, грот Кроманьон. Найдены также на территориях Китая, Палестины, Чехии, в Африке и Азии, а в нашей стране - около Воронежа и Владимира
-
Вид - Homosapiens, Человек разумный
-
Объем мозга - около 1350 - 1600 куб. см
-
Рост - около 165 - 170 см -
-
Особенности черепа - высокий лоб, отсутствие сплошного надглазничного валика, большой обьем мозга, хорошо развит подбородочный выступ, более изящные лицевой отдел и зубы
-
Орудия труда - разнообразные орудия из камня, кости и рога - резцы, скребки, сверла, иглы, наконечники для дротиков, стрел, копий и гарпунов
-
Использование огня - поддерживали и умели добывать огонь
-
Изготовление одежды, устройство жилья - умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду и жилье
-
Возникновение искусства - рисунки на стенках пещер, каменные и костяные фигурки
-
Речь - членораздельная
Вывод:
-
Кроманьонец, являющийся представителем ископаемых людей современного типа, отличался высоким уровнем социальной организации, а по своим биологическим признакам уже был сходен с современным человеком.
-
Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.
III. Закрепление
-
От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?
-
По каким признакам можно утверждать, что древнейшие люди - это предки человека?
-
Какими современными методами можно определить возраст предковых форм человека?
-
Какие данные позволяют утверждать, что древние люди - это прогрессивный тип человека?
IV. Задание на дом
-
Повторить материал об этапах эволюции человека.
-
Докончить заполнение таблицы (используя учебник, № 62, 63)
-
Сравнить неандертальца и кроманьонца, выяснить их отличие и сходство.