Открытый урок биологии в 11-м классе Этапы эволюции человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок биологии в 11-м классе Этапы эволюции человекаОткрытый урок биологии в 11-м классе "Этапы эволюции человека"

Цель:

  • Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.

  • Научить школьников сравнивать предков человека и объяснить их сходства и различия; выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них.

  • Убедить старшеклассников в том, что человек мог произойти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации.

  • Развивать у учащихся умение выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека и объяснять причины их появления в процессе эволюции.

Метод урока: лекция

Форма учебной деятельности: экскурсия в музее Антропологии

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие этапы и направления эволюции человека, ИКТ.

Термины: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-экскурсия «Этапы эволюции человека». Мы отправляемся в экскурсию в музей Антропологии, чтобы узнать как произошло эволюция человека. Как и в любой экскурсии, вы возьмете с собой путеводители, тетради и ручки, с вами будут экскурсоводы. (Учитель раздает всем путеводители). Экскурсоводами являются сами учащиеся. Прежде чем отправится в экскурсии в тетрадях начертите таблицу и по - ходу экскурсии заполните ее.

Карта-путеводитель:

  • Зал «Загадки реки «Диринурэх»»

  • Зал «Исходные формы - австралопитеки»

  • Зал «Древнейшие люди - питекантропы»

  • Зал «Древнейшие люди - синантропы»

  • Зал «Древние люди - неандертальцы»

  • Зал «Первые современные люди - кроманьонцы»

II. Изучение нового материала

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян.

Посмотрим родословную человека и человекообразных обезьян. Подчеркну, что представленная схема родословная человека носит гипотетический характер. Напомню также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет пока о еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед вами - человек (слайд 4). Правда, это не означает что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают.

Олонхо - сахалартылынаннароднайайымньыларынмунутуурчыпчаалынанаатырар. Олонхо5о киьиаймахайыллыытабиируратымиэстэниылар. Олонхо5о этиллэринэнУеьэтанараларуол о5ону теретеллер. ОлДьулуруйарНьургунБоотурэбит. Саха ураанхай сайда, ууьуутурдундиэнОртодойдугааанбастакыдьоннору - Саха Саарын Тойону, СаабыйаБаайХотунутуьэрэллэр. (отрывок песни из якутского эпоса-олонхо).

Вопросы: Эпоскахоьулларынанкиьиаймаххайдахайыллыбытэбитий? (Танараларайбыттар)

А как же рассматривает наука на этот вопрос? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в экскурсию.

Зал «Загадка речки Дирин»

  • 1982 год - на правой стороне речки Дирин были найдены остатки костей древних людей.

  • Они жили в каменном веке (примерный возраст 3800 лет).

  • По составу почвы - 3,2 - 1,8 млн. лет.

  • Орудии труда, которые были найдены в речке Дирин были похожи на использованных орудий труда Африканскими древними людьми.

  • Около Алдана, Индигирки тоже найдены остатки --- 35 - 10 тыс. лет

II. Зал «Исходные формы - австралопитеки» (учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст - 1,5 - 5,5 млн лет

  • Место обнаружения - Южная Африка, Восточная Африка, ущелье Олдовай (Танзания), долина р. Омо (Эфиопия), р-н оз. Рудольф (Кения)

  • Вид - зинджантроп, парантроп, плезиантроп

  • Объем мозга - около 600 куб. см

  • Масса - до 70 кг

  • Рост - 150 - 155 см -

  • Особенности черепа - массивные челюсти, небольшие резцы и клыки

  • Орудия труда - палки, камни

  • Использование огня - отсутствовал

  • Речь - отсутствовал

III. Зал «Древнейшие люди - питекантропы» (учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст - 1,6 млн лет - 200 тыс. лет

  • Место обнаружения - остров Ява

  • Вид - Homoerectus

  • Объем мозга - около 1100 куб. см

  • Рост - 165 - 170 см -

  • Особенности черепа - с мощным надглазничным валиком, уплощенным и низким сводом, выступающим затылком

  • Орудия труда - палки, камни более совершенные

  • Использование огня - поддерживал, но не умел добывать

  • Речь - зачаточная

IV. Зал «Древнейшие люди - синантропы» ( учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст - 1,6 млн - 400 тыс. лет

  • Место обнаружения - Китай, пещера Чжоу - Гоу - Дянь, близ Пекина

  • Вид - Homoerectus

  • Объем мозга - около 1000 куб. см

  • Рост - около 150 см -

  • Особенности черепа - более высокий лоб и свод черепа

  • Орудия труда - примитивные каменные орудия

  • Использование огня - поддерживал, но не умел добывать

  • Речь - зачаточная, примитивная

Вывод:

  • Эволюция насекомоядных млекопитающих, вероятно, привела к возникновению приматов.

  • Эволюция древних человекообразных обезьян привела ввозникновению австралопитека, который, возможно, был непосредственным предком древнейших людей.

  • Древнейшие люди уже имели как черты биологической, так и признаки социальной организации.

V. Зал «Древние люди - неандертальцы», учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст - 200 - 28 тыс. лет

  • Место обнаружения - Германия, долина Неандерталь реки Дюссель. В дальнейшем найдены более чем в 400 местах Евразии и Африки

  • Вид - Homoneanderthalensis

  • Объем мозга - около 1200 - 1400 куб. см

  • Рост - около 165 - 170 см -

  • Особенности черепа - сильно развит надглазничный

  • валик, приплюснутый сверху затылок, широкие зубы, слабо развитыы подбородочный выступ

  • Орудия труда - более совершенные кремниевые и костяные орудия

  • Использование огня - поддерживали и умели добывать огонь

  • Речь - зачаточная, продвинутая

Вывод:

  • У древних людей признаки социальной организации усиливаются и уже достигают значительного уровня развития.

  • Эволюция предков человека шла по пути увеличения объема мозга, совершенствования навыков труда и развития внутри групповых связей.

  • Возможно, предковой формой ископаемых людей современного типа был неандерталец.

VI. Зал «Первые современные люди - кроманьонцы» (слайд 15, учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст - появились около 50 тыс. лет назад

  • Место обнаружения - Франция, грот Кроманьон. Найдены также на территориях Китая, Палестины, Чехии, в Африке и Азии, а в нашей стране - около Воронежа и Владимира

  • Вид - Homosapiens, Человек разумный

  • Объем мозга - около 1350 - 1600 куб. см

  • Рост - около 165 - 170 см -

  • Особенности черепа - высокий лоб, отсутствие сплошного надглазничного валика, большой обьем мозга, хорошо развит подбородочный выступ, более изящные лицевой отдел и зубы

  • Орудия труда - разнообразные орудия из камня, кости и рога - резцы, скребки, сверла, иглы, наконечники для дротиков, стрел, копий и гарпунов

  • Использование огня - поддерживали и умели добывать огонь

  • Изготовление одежды, устройство жилья - умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду и жилье

  • Возникновение искусства - рисунки на стенках пещер, каменные и костяные фигурки

  • Речь - членораздельная

Вывод:

  • Кроманьонец, являющийся представителем ископаемых людей современного типа, отличался высоким уровнем социальной организации, а по своим биологическим признакам уже был сходен с современным человеком.

  • Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

III. Закрепление

  • От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?

  • По каким признакам можно утверждать, что древнейшие люди - это предки человека?

  • Какими современными методами можно определить возраст предковых форм человека?

  • Какие данные позволяют утверждать, что древние люди - это прогрессивный тип человека?

IV. Задание на дом

  • Повторить материал об этапах эволюции человека.

  • Докончить заполнение таблицы (используя учебник, № 62, 63)

  • Сравнить неандертальца и кроманьонца, выяснить их отличие и сходство.


© 2010-2022