Методическое пособие по самостоятельной работе по биологии

Министерство общего и профессионального образования Свердловской областиГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Химия» для специальностей140101 Тепловые электрические станции;140407 Электрические станции, сети и системы;140408 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем.280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» г. Екатеринбург2015г Методическое пособие ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»











МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ


по дисциплине: «Химия»


для специальностей

140101 Тепловые электрические станции;

140407 Электрические станции, сети и системы;

140408 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем.

280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»








г. Екатеринбург

2015г

Методическое пособие по выполнению студентами самостоятельной рабо-ты по биологии составлены на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО)

2. Программы общеобразовательной дисциплины «Биология», составленной преподавателем ГБОУ СПО «Екатеринбургский энергетический техникум» Аркановой Е.И.

3. Учебного плана Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Екатеринбургского энергетического техникума по специальностям 1 курса СПО, утвержденного

28 августа 2011 г., с учетом распределения вариативной части ФГОС.

4. Письма Министерства образования РФ от 29.12.2000 N 16-52-138ин/16-13«О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО»

СОСТАВИТЕЛЬ:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Свердловской области ГАОУ СПО СО

«Екатеринбургский энергетический техникум»

Преподаватель: Арканова Елена Ивановна

ОДОБРЕНЫ: Цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Председатель комиссии__________________Арканова Е.И.

УТВЕРЖДЕНЫ:

Методическим советом ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»

Протокол № ____ от «____» ______________ 2015 г.

Председатель Зам. директора по УР __________________Е.А.Тищенко


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ВВЕДЕНИЕ

4

1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

5

1.1 Самостоятельные работы по разделу 1. Биология как наука.

5

1.2 Самостоятельные работы по разделу 2. Организм и среда.

7

2 СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

12

2.1 Ведомость по выполнению программы

13

3 информационное обеспечение

14

4 ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

15

4.1 Оформление рефератов, докладов, отчетов в соответствии с требованиями ГОСТ.

15

4.2 Оформление и нумерация рисунков и таблиц

16

4.3 Оформление презентаций

16

4.4 Шрифты для презентаций и таблиц

16

4.5 Поиск информации в интернете

17

4.6 Поиск информации в книгах и журналах

18

4.7 Правила подготовки к зачетам и экзаменам

19

5 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

20

5.1 Самодиагностика студента

22








ВВЕДЕНИЕ




Самостоятельная работа студентов - это форма организации теоретического и практического обучения, предполагающая активную работу студентов по самообразованию, организованную преподавателем по освоению программы дисциплины «Биология».

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- формирования и развития общих компетенций

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общих и профессиональных компетенций;

- уровень умения ориентации в потоке информации, умение выделять главное.

- уровень умения анализа альтернативных возможностей и вариантов действий.

- уровень умения формулировки собственной позиции, ее оценка и аргументация.

Данные методические рекомендации составлены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по биологии.

2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Дисциплина - Биология.

Раздел 1 Биология как наука.



Тема 1.1 Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения


Содержание самостоятельной работы

Количество часов,

сроки

Деятельность студента

Формы контроля


Характеристика и описание самостоятельной работы студента

1

2

3

4

5

1.Работа с источниками информации.


2. Самоподготовка к практическим занятиям

3. Подготовка эссе по теме: «Роль биологии в современном мире»

или сообщения: «Человек, его биосоциальная природа»

2 часа,

до конца сентября

1.Поиск материала в разных источни-ках информации по заданной теме, для составления опор-ного конспекта с терминологическим словарем;

2. Ответы на контрольные вопросы;

3. Защита мини-исследования в виде эссе по теме;

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.


Защита эссе.

1.Теоретическое задание для овладения знаниями. Изучение материала дисциплины сопровождается составлением конспектов. Форму конспекта целесообразно строить в виде плана: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний. Допускается опорный конспект в виде схемы или блоков.

2.Проверочное задание на закрепление знаний и подготовке к практическим занятиям и формирование ОК 1, ОК 3, ОК 4.

Необходимо внимательно прочитать контрольный вопрос и дать на него развернутый ответ, сверить правильность своего ответа с опорным конспектом. Если есть ошибки, вернитесь и внимательно прочитайте материал темы.

3. .Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 6, ОК 7

Составление сжатого анализа изученного материала и представление личного взгляда по нему. В первую очередь нужно прочитать опорный конспект. Затем произвести отбор и последующую запись наиболее важного и интересного содержания - в форме цитат.
Дополнить записи собственными замечаниями, располагать все это следует на отдельном листе в печатном виде.


Тема 1.2 Клетка как биологическая система

Содержание самостоятельной работы

Количество часов,

сроки

Деятельность студента

Формы контроля


Характеристика и описание самостоятельной работы студента

1

2

3

4

5

1. Работа с источниками информации.



2. Самоподготовка к практическим занятиям

3. Подготовка сообщений «Способы деления клеток» или

презентаций по теме «Глобальная роль фотосинтеза

2 часа,

до 15

октября

1.Поиск материала в разных источни-ках информации по заданной теме, для составления опор-ного конспекта с терминологическим словарем;

2. Выполнение упражнений по образцу, самоконтроль деятельности;

3. Составление плана сообщения или презентации на заданную тему

Организация самопроверки, взаимопро-верки

выполненного задания в группе



Организация творческого конкурса презентаций и сообщений

1.Теоретическое задание для овладения знаниями. Изучение материала дисциплины сопровождается составлением конспектов. Форму конспекта целесообразно строить в виде плана: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний. Допускается опорный конспект в виде схемы или блоков.

2. Репродуктивное задание для формирования общеучебных умений. Перед решением заданий, проверьте ваши знания основных понятий и законов биологии. Прочитайте формулировку законов и повторите алгоритмы решения исследовательских задач. Рассмотрите образцы решения в лекционной тетради, обратите внимание на способы самопроверки правильности решения. После решения, проверьте свою работу.

3.Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 5, ОК 6, ОК 9.

Составление сжатого анализа изученного материала и представление личного взгляда по нему. В первую очередь нужно прочитать опорный конспект. Затем произвести отбор и последующую запись наиболее важного и интересного содержания - в форме цитат.
Дополнить записи собственными замечаниями, располагать все это следует на отдельном листе в печатном виде.

После сбора этот материал нужно использовать для составления презентации, дополнив ее интересными новинками и неизвестными фактами. Имеют значение правила оформления:

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Уменьшите количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация располагается в центре


Раздел 2 Организм и среда

Тема 2.1 Интеграция функций в целом организме


Содержание самостоятельной работы

Количество часов,

сроки

Деятельность студента

Формы контроля


Характеристика и описание самостоятельной работы студента

1

2

3

4

5

1.Работа с источниками информации.


2. Самоподготовка к практическим занятиям


3. Выполнение индивидуальных или групповых творческих заданий.


4. Составление терминологического словаря


5. Подготовка презентаций по теме «Онтогенез, эмбриогенез, филогенез- их роль в эволюции.»

3 часа,

до конца октября

1.Поиск материала в разных источниках по заданной теме, для составления опор-ного конспекта с терминологическим словарем;

2.Выполнение упражнений по образцу, самоконтроль деятельности;

3.Решение ситуационных творческих задач


4 Составление терминологичес-кого словаря для взаимопроверки;


5 Составление презентации на заданную тему

Организация самопроверки, взаимопро-верки выполненного задания в группе.



Защита творческого задания.


Взаимопро-верка терминологического словаря


Защита презентаций

1,4 Теоретическое задание для овладения знаниями. Изучение материала дисциплины сопровождается составлением конспектов. Форму конспекта целесообразно строить в виде плана: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний. Допускается опорный конспект в виде схемы или блоков, либо составление терминологического словаря.

2. Репродуктивное задание для формирования общеучебных умений и для подготовки к практическим занятиям и формирование ОК 1, ОК 3, ОК 4. Перед решением заданий, проверьте ваши знания основных понятий и формул. Прочитайте формулировку законов и повторите алгоритмы решения творческих задач. Рассмотрите образцы решения в лекционной тетради, обратите внимание на способы самопроверки правильности решения. После решения, проверьте свою работу.

3.Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 9.

Выполнение ситуационных творческих заданий на основе изученного материала. В первую очередь нужно прочитать опорный конспект. Затем произвести отбор и последующую запись наиболее важного материала для выполнения задания. После сбора фактов, привести все пути решения творческого задания. Среди всех решений выбрать, на ваш взгляд, самое верное и обосновать свой выбор. Дополнить записи собственными замечаниями, располагать все это следует на отдельном листе в печатном виде.

4.Проверочное задание на закрепление и систематизации знаний

Задание заключается в том, чтобы среди всего учебного материала выбрать термины и понятия с минимальным количеством слов, но наиболее значимыми по смылу. Затем эти термины нужно записать в лекционную тетрадь.

5. Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 5,ОК 6,ОК 9.

В первую очередь нужно прочитать опорный конспект. Затем произвести отбор наиболее важного материала для выполнения задания. После сбора этот материал нужно использовать для составления презентации, дополнив ее интересными новинками и неизвестными фактами. Имеют значение правила оформления:

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Уменьшите количество предлогов, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание

  • Горизонтальное расположение информации.

  • Важная информация располагается в центре экрана.

Тема 2.2 Основы генетики и селекции


Содержание самостоятельной работы

Количество часов,

сроки

Деятельность студента

Формы контроля


Характеристика и описание самостоятельной работы студента

1

2

3

4

5

1. Работа с источниками информации.


2. Самоподготовка к практическим занятиям


3. Выполнение индивидуальных или групповых творческих заданий.

4. Подготовка сообщений на темы: «Наследственная и ненаследственная изменчивость», «Разнообразие сортов и пород, полученных одним из методов селекции», «Вредное влияние мутагенов (алкоголь, наркотики, никотин) на генетический аппарат клетки» / на выбор /

2 часа,

До 15

ноября

1.Поиск материала в разных источниках по заданной теме, для составления опорного конспекта

2. Выполнение упражнений по образцу, самоконтроль деятельности;

3. Составление терминологического словаря по теме

4. Сбор информации и подготовка сообщений на заданную тему

Организация и проведение собеседования с группой.



Организация взаимопроверки выполненного задания в группе.

Организация творческого конкурса сообщений

1.Теоретическое задание для овладения знаниями. Изучение материала дисциплины сопровождается составлением конспектов. Форму конспекта целесообразно строить в виде плана: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний. Допускается опорный конспект в виде схемы или блоков.

2 Репродуктивное задание для формирования общеучебных умений и для подготовки к практическим занятиям и формирование ОК 1, ОК 3, ОК 4. Перед решением заданий, проверьте ваши знания основных понятий и формул. Прочитайте формулировку законов и повторите алгоритмы решения базовых задач. Рассмотрите образцы решения в лекционной тетради, обратите внимание на способы самопроверки правильности решения. После решения, проверьте свою работу.

3.Проверочное задание на закрепление и систематизации знаний

Задание заключается в том, чтобы среди всего учебного материала выбрать термины и понятия с минимальным количеством слов, но наиболее значимыми по смылу. Затем эти термины нужно записать в лекционную тетрадь.

4. Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 6, ОК 7,ОК 9.

В первую очередь нужно провести сбор информации по заданной теме из разных источников. Оформить его в соответствии с требованиями:1 Титульный лист (тема, кто составитель и рецензент, название учреждения и год подготовки)

2 План сообщения. ( основные опорные моменты вашей работы)

3 Введение, основное содержание, заключение, выводы.

4 Использованные источники, адреса интернет-сайтов

Доклад печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.


Тема 2.3 Надорганизменные системы

Содержание самостоятельной работы

Количество часов,

сроки

Деятельность студента

Формы контроля


Характеристика и описание самостоятельной работы студента

1

2

3

4

5

1.Работа с источниками информации.


2. Самоподготовка к практическим занятиям

3.Составление сравнительных и обобщающих таблиц по структуре биосферы


4.Подготовка реферата по теме «Концепция устойчивого развития»



5.Выполнение индивидуальных или групповых творческих заданий.


6.Самоподготовка к экзамену

2 часа,

до конца ноября

1.Поиск материала в разных источниках по заданной теме, для составления опорного конспекта с терминологичес. словарем;

2. Выполнение упражнений по образцу, самоконтроль деятельности;

3.Составление обобщающей таблицы по всему учебному материалу раздела.

4. Сбор информации и подготовка реферата на заданную тему


5. Выполнение заданий, самоконтроль деятельности;


6.Подготовка к экзамену по экзаменационным вопросам или подготовка к тестированию

Организация и проведение индивидуального собеседования.

( так как тема вызывает зачастую затруднения у обучающихся)


Организация взаимопроверки выполненного задания в группе.


Организация творческого конкурса рефератов



Самоконтроль деятельности



Организация индивидуальных консультаций по проблемным вопросам, групп взаимопод-держки

1.Теоретическое задание для овладения знаниями. Изучение материала дисциплины сопровождается составлением конспектов. Форму конспекта целесообразно строить в виде плана: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний. Допускается опорный конспект в виде схемы или блоков.

2. Репродуктивное задание для формирования общеучебных умений и формирование ОК 1, ОК 3, ОК 4. Перед решением заданий, проверьте ваши знания основных понятий и формул. Прочитайте формулировку законов и повторите алгоритмы решения базовых задач. Рассмотрите образцы решения в лекционной тетради, обратите внимание на способы самопроверки правильности решения. После решения, проверьте свою работу.

3. Проверочное задание на закрепление, систематизацию и обобщение знаний для подготовки к зачету или экзамену по биологии

Задание заключается в том, чтобы среди всех составленных обобщающих таблиц выбрать самые важные характеристики неорганических соединений, характеризующих неорганические вещества и записать в лекционную тетрадь в виде одной обобщающей таблицы

4. Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 6, ОК 7,ОК 9.

В первую очередь нужно провести сбор информации по заданной теме из разных источников. Оформить его в соответствии с требованиями:1 Титульный лист (тема, кто составитель и рецензент, название учреждения и год подготовки)

2 План реферата. ( основные опорные моменты вашей работы)

3 Введение, основное содержание, заключение, выводы.

4 Использованные источники, адреса интернет-сайтов

Доклад печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

5.Творческое задание для формирования ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 9.

Выполнение ситуационных творческих заданий на основе изученного материала. В первую очередь нужно прочитать опорный конспект. Затем произвести отбор и последующую запись наиболее важного материала для выполнения задания. После сбора фактов, привести все пути решения творческого задания. Среди всех решений выбрать, на ваш взгляд, самое верное и обосновать свой выбор.
Дополнить записи собственными замечаниями, располагать все это следует на отдельном листе в печатном виде.

6. Итоговый контроль на проверку, закрепление, систематизацию и обобщение знаний для подготовки к освоению МДК и ПМ

Задание заключается в том, чтобы по контрольным вопросам и задачам обучающиеся обобщили и систематизировали свои знания, проверили уровень сформированности своих умений. Восполнили свои пробелы и были готовы к дальнейшему усвоению МДК и ПМ


2 СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Некоторые задания требуют пояснения:
1 Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции автора она свидетельствует.
2 Сравнить - выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3 Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа - привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4 Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ - значит:

а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.
5 Провести анализ - разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6 Тезисно изложить идею, концепцию, теорию - используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7 Дать характеристику, охарактеризовать явления - значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8 Изобразить схематически - значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

План действий для выполнения самостоятельной работы:

1 Проверь свою готовность к работе: если не помнишь материал - повтори.

2 Поставь перед собой цель и выбери способ выполнения работы.

3 Определи практическую или проблемную задачу темы.

4 Проведи самопроверку и самооценку своих действий и результатов.

5 Проверь полноту реализации всей программы самостоятельной работы

2.1 ВЕДОМОСТЬ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ

ИФО

Номера тем самостоятельной работы и максимальное количество баллов

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Баллы

3

3

3

3

2

3

2

3

3

7

7

7

7

7














































Технологическая цепочка для преподавателя:

1 Определить цели деятельности и формы работы.

2 Ввести систему мотивации студентов к выполнению работы.

3 Обеспечить учебно-методическими материалами или списком литературы.

4 Установить сроки отчетов о выполненной работе.

5 Организовать работу в творческих группах.

6 Провести инструктаж, консультацию по выполнению работы.

7 Предварительная проверка результатов самоконтроля студентов.

8 Комплексная оценка работы.





3 информационное обеспечение

Основная литература

1. Беляев, Д.К. Общая биология [Текст]: учеб. пособие / Беляев, Д.К. М.: Просвещение, 2006. - 300 с. - ISBN 5-1274-0124-8

2. Грин, Н.С. Биология [Текст]: учеб. пособие / Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор. Москва (Мир) 1996 в 3 томах.- ISBN 5-3454-0189-6

3. Захаров, В.Б. Общая биология [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2006. - 614 с. - ISBN 5-6894-0025-8


Интернет-ресурсы

И-Р 1 www/ адрес Мультимедийный учебник по биологии. [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (3758Мб). - URL: ebio.ru/. Дата обращения: 27.06.2014





4 ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1 Оформление рефератов, докладов, отчетов в соответствии с требованиями ГОСТ: Печатаются на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 20 мм, правое - 20 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times

New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).
Страницы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Много разрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.
Ссылки на используемые источники оформляются следующим образом:

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания; каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник; научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку

использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.

4.2 Оформление и нумерация рисунков и таблиц.
Рисунки - это любые иллюстрации (графики, схемы, фотографии, диаграммы). Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если размеры не позволяют поместить рисунок после текста. В этом случае в тексте приводится ссылка на рисунок (например, рис.2.1 с.25).

Номер и название рисунка пишутся под рисунком курсивом, например: Рис. 2.1. Название.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица обозначается словом "Таблица", порядковым номером и должна иметь название.

В таблице допустимо использовать более мелкие размеры шрифта (например, 10 или 12) и меньший междустрочный интервал.

4.3 Оформление презентаций

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде картинка, надпись располагается под ней.

4.4 Шрифты для презентации и таблиц :

  • Для заголовка - не менее 24, для информации - не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Прописные буквы читаются хуже строчных букв.

Следует использовать - рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. Количество слайдов назначает преподаватель.

4.5 Поиск информации в интернете

Нужно уметь правильно составлять поисковую фразу. Например, вместо "Классификация деревьев хвойных пород в заповедниках средней полосы" лучше набрать "Хвойные породы заповедники". Запрос станет более общим и под него попадет большее количество потенциально нужных страниц.

Многие поисковые серверы позволяют искать в найденном, то есть производить ступенчатый поиск. Например, поисковая фраза "Санатории кавказские минеральные воды" сформирует первоначальный массив страниц, добавьте новую строчку "Кардиология", и можно выделить из него только санатории, занимающиеся сердечными болезнями.

Функции расширенного поиска, которые есть у многих поисковых серверов, очень помогут вам в отсечении ненужных документов. Они, например, позволят искать только документы на определенном языке, или определенного формата, или документы, созданные в нужном диапазоне дат.

Знак восклицания (!) перед названием задаст правило искать с учетом заглавной буквы.

Полезные адреса в сети Интернет:

1 rsl.ru - Российская государственная библиотека;

2 bibliotekar.ru - Электронная библиотека;

3 Экоток. Экологические технологии. Альтернативная энергетика.-

URL: ecotoc/ru/.

4.6 Поиск информации в книгах и журналах

Поиск информации в книгах лучше проводить в библиотеке, так как в библиотеках имеется предметный указатель. Предметный указатель составлен либо по алфавиту, либо является предметным.

Когда найдена нужная книга, её нужно открыть на оглавлении и посмотреть из каких разделов и глав она состоит и выбрать нужный раздел и страницу, с которой он начинается.

Внутри раздела найти опорную фразу, которая бы убедила вас, что верно найдена нужная информация. Тогда можно прочитать или «пробежать глазами» весь раздел или главу. В тексте могут встречаться незнакомые вам слова, их нужно выписать, найти в словаре значение и вернуться к тексту, уже более внимательно прочитать. Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План состоит из:

I Введения, в котором описываются цели данной работы или историческая справка, исследуемой темы.

II Основная часть (по типу простого или развернутого повествования).

III Заключение, с описанием результата исследования и выводами.

IV Список литературы и приложения
Тезисы - сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Конспект (от лат. cons-pectum - обзор, описание) - сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Работа над конспектом:

1 Прочитать конспектируемый материал;
2 Произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания

оригинального текста - в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
3 Дополнить записи собственными замечаниями, располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках;

4.7 Правила подготовки к зачетам и экзаменам:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам.

Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету.

Нужно учиться формулировать свои мысли четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.) трудно читается.




5 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОй РАБОТЫ

Критериями оценки самостоятельной работы обучающихся является набранная сумма баллов:

За каждое выполненное задание обучающийся получает 1 балл, за выполнение рефератов и докладов по 4 балла. Максимальные баллы, дают право на выставление оценки за экзаменационную работу автоматом.

Критерии оценивания:

От 30 до 40 баллов - отлично

От 20 до 30 баллов - хорошо

От 10 до 20 баллов - удовлетворительно

Менее 10 баллов - неудовлетворительно

Обучающемуся, набравшему менее 10 баллов, необходимо повторно выполнить внеаудиторную работу.

Отметка 5 = 40 баллов

Отметка 4 = 30 баллов

Отметка 3 = 20 баллов

Отметка 2 = 10 баллов

Работа выполнена в полном объеме, в срок, студент сумел рассчитать время, использовал большой объем дополнительной литературы. Глубоко и полно овладел учебным материалом. Творческий уровень, грамотное, логическое изложение ответа, качественное оформление.

Работа выполнена в полном объеме, в срок, с небольшими неточностями, студент сумел рассчитать время, использовал необходимый объем литературы. Содержание и форма ответа имеют отдельные неточности, качественное оформление. Частично есть поисковый уровень.

Работа выполнена не полностью, в срок, студент не сумел рассчитать время. Содержание и форма ответа неполные, непоследовательно изложен материал, нет обоснования суждений, некачественное оформление. Присутствует репродуктивный уровень.

Работа выполнена не полностью, не в срок, студент не рассчитал время. Содержание и форма имеет много ошибок, не понимает связь формы и содержания, оформления нет. Присутствует ориентировочный уровень.

Полностью соблюдены требования ФГОС, компетенции студента по преподаваемой дисциплине сформированы на высоком уровне

Соблюдены требования ФГОС, компетенции студента по преподаваемой дисциплине сформированы на необходимом уровне

Соблюдены основные требования ФГОС, компетенции студента по преподаваемой дисциплине сформированы на среднем уровне

Требования ФГОС не выполнены, компетенции студента по преподаваемой дисциплине сформированы на низком уровне

При оценивании по требованиям федерального государственного образовательного стандарта учитывается:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Умение студента использовать теоретические знания на практическом занятии;

Сформированность общих компетенций;

Обоснованность и четкость изложения материала;

Владение терминологией и грамотной устной речью.

Оформление материала в соответствии с требованиями;

Умение использовать электронные учебные ресурсы, находить информацию;

Умение применять в повседневной практике.




5.1 Самодиагностика студента

С помощью данной таблицы оцените качество вашей работы и уровень подготовленности к ее выполнению.

Компонент

Деятельности

Ориентировочный

уровень

Поисковый

уровень

Творческий

уровень

Процедура

Низкая активность и инициативность, опора на преподавателя

Помощь преподавателя при необходимости

Полностью самостоятельная продуктивная и творческая деятельность

Контроль

Понимание и принятие контроля преподавателя

Внешний контроль результатов деятельности

Внутренний пошаговый самоконтроль

Самооценка

Понимание и принятие оценки преподавателя

Самооценка по

результату

Самооценка пошаговая, прогностическая

Целеполагание

Осознает цели, поставленные преподавателем

Осознает и соотносит цели, поставленные преподавателем со своими потребностями

Осознает и соотносит цели, поставленные преподавателем со своими потребностями

Планирование

Работает по плану преподавателя

План частично составлен с помощью преподавателя

План составлен самостоятельно, в соответствии собственным целям

Выбор средств

Принятие средств предложенных преподавателем

Средства подобраны совместно с преподавателем

Средства выбраны в соответствии с собственным стилем

Если вы считаете, результаты вашей работы не высокими и можете достичь более высокого уровня - составьте примерную индивидуальную программу (можно привлечь других обучающихся или попросить помощи преподавателя)

по вашему самообразованию.


© 2010-2022