Конспект урока по теме: Опорно-двигательная система

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Опорно-двигательная система.

УЭ-0. Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами( УЭ), вы должны уяснить понятия «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей»; совершенствовать умение работать с учебником.

УЭ-1. Входной контроль.

Цель: проверить знания по теме «Покровы тела. Функции покровов».

1.Запишите в тетради дату и тему урока.

2.Выполните тестовую работу.

1.Одноклеточные организмы, имеющие постоянную форму тела, снаружи покрыты:

а) оболочкой; б) кутикулой; в) мышцей.

2.Слой удлиненных клеток:

а) мерцательный эпителий; б) плоский эпителий; в) кольцевые мышцы.

3.Кожа состоит:

а) из эпидермиса и собственно кожи;

б) только из эпидермиса; в) из собственно кожи.

4.Корни волос развиваются:

а) в эпидермисе; б) в потовых железах; в) в собственно коже.

5.В эпидермисе располагаются:

а) ногти; б) пигментные клетки; в) потовые железы.

3.Проверка (меняемся тетрадями). За каждый правильный ответ 1 балл. Ключ на доске.

УЭ-2. Цель: научиться работать с текстом учебника, составлять конспект, схемы, уяснить понятия «наружный скелет», «внутренний скелет».

Задание 1.

Прочитать статью на стр. 193 (1,2,3 абзацы).

Задание 2.

Заполните схему: Опорные и двигательные структуры простейших

амебы эвглены зеленой инфузории туфельки

Задание 3.

Прочитать 1-5 абзацы на стр.194.

Задание 4. Заполните таблицу.

Скелет

Достоинства(+)

Недостатки(-)

Наружный

Внутренний

Вывод: (какой скелет более прогрессивный?)

УЭ-3. Цель: пользуясь текстом учебника, выясните состав и типы соединения костей.

Задание 1.

Прочитать 6 абзац на стр.194.

Задание 2. Допишите предложения:

а) Скелет позвоночных образован ……, ….., …… .

б) Кости состоят из …… и …… ….., обладают ….. ……. .

в) Кости скелета могут соединяться либо …… - …… ,либо …..- с помощью …… .

УЭ-4. Цель: в ходе работы с текстом учебника вы должны: из каких частей состоит скелет, строение позвонка.

Задание 1.

Прочитать 1 абзац на с. 195. Рассмотреть рис. 146-147 стр.195.

Задание 2.

Заполните схемы:

Скелет





Позвоночник



(позвонки)

Позвонок



УЭ-5. Цель: работая с текстом учебника, выявить особенности скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Задание 1. Работа по вариантам.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант5

Вариант 6

Выявить особенности строения скелета:

рыб

1 абзац стр. 195,рис.148,

стр.196.

земноводных

2 абзац стр.

195,рис.149

стр.196.


пресмыкающихся

3 абзац стр.195,

1 абзац стр.197.

рис.150,стр.196.


птиц

2 абзац,

рис.151,

стр.197.


млекопитающих

стр.197-198,

рис.152.стр.198.


Рыб

1 абзац стр. 195,рис.148,

стр.196

Задание 2.

Дописать предложение:

Особенности строения скелета рыб:

земноводных:

пресмыкающихся:

птиц:

млекопитающих:

Самоконтроль.

УЭ-2. Задание 2.

Опорные и двигательные структуры простейших





амебы эвглены зеленой инфузории туфельки

оболочка клетки

ложноножки жгутик реснички

3 балла

Задание 4.

Скелет

Достоинства(+)

Недостатки(-)

Наружный

Прочность, прикрепление мышц,

обеспечение передвижения,

освоение новых способов перемещения(полет, прыжки), расселения.

Не растет вместе с животным, делает животного беззащитным во

время линьки, ограничивает размеры тела.

Внутренний

Растет вместе с животным, увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп.



-

Вывод: более прогрессивным является внутренний скелет. 5 баллов

УЭ-3.Задание 2.

а) костями, хрящами, сухожилиями

б) органических и неорганических веществ, большой прочностью.

в) неподвижно - срастаясь, подвижно - с помощью сустава. 3 балла

УЭ-4. Задание 2.

Скелет

осевой конечностей головы (череп)

(хорда, позвоночник) 2 балла

Позвоночник



костные хрящевые

позвонки 2 балла

Позвонок



тело верхние дуги нижние дуги

2 балла

УЭ-5. Задание 2.

Особенности строения скелета рыб: состоит из черепа, позвоночника (туловищный и хвостовой отделы),скелета плавников.

- земноводных: шейный отдел - 1 позвонок, туловищный - из 7 позвонков с ребрами, крестцовый отдел - 1 позвонок + кости таза.

- пресмыкающихся: имеет 5 отделов - шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудные и поясничные позвонки несут ребра, у некоторых пресмыкающихся ребро + грудина = грудная клетка, крестцовый отдел - 2 позвонка, хвостовой отдел - число позвонков различно.

- птиц: 5 отделов, шейный отдел - от 9 до 25 позвонков, грудные позвонки +ребра + грудина = грудная клетка, особый выступ грудины - киль, крестец - для опоры задних конечностей, кости легкие, полые внутри.

- млекопитающих: 5 отделов, передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти;

задние конечности состоят из бедра, голени, кисти; при помощи пояса задних конечностей(тазовые кости, сросшиеся с крестцовым отделом позвоночника),задние конечности прикрепляются к позвоночнику; череп состоит из мозгового и лицевого отделов.

3 балла



Выходной контроль.

Цель: обобщить и закрепить полученные знания.

Вариант 1.

Задание.

Привести по одному примеру животных, имеющих:

А) 5 отделов позвоночника;

Б) Наружный скелет;

В) Подвижно соединенные шейные позвонки;

Г) Особый выступ грудины - киль;

Д) Только 7 шейных позвонков.

Выходной контроль.

Цель: обобщить и закрепить полученные знания.

Вариант 2.

Задание.

Привести по одному примеру животных, имеющих:

А) Только туловищный и хвостовой отделы позвоночника;

Б) Только 1 шейный позвонок;

В) Грудную клетку;

Г) Легкие кости;

Д) Хорошо развитый мозговой отдел черепа.



Итоги урока и домашнее задание.

1.Проверка заданий выходного контроля. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вариант 1.

А) пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

Б) насекомые, ракообразные, паукообразные - членистоногие;

В) пресмыкающиеся, птицы;

Г) птицы;

Д) млекопитающие.

2.Оценки, домашнее задание.

Баллы

Оценка

Домашнее задание

25-24

5

Повторить записи в тетрадях.

23-22

4

Прочитайте параграф 37.

20-19

3

Прочитайте параграф 37,записи в тетрадях.







Итоги урока и домашнее задание.

Вариант 2.

А) рыбы; Б) земноводные; В) пресмыкающиеся, птицы.

Г) птицы; Д) млекопитающие.

5 баллов - оценка «5».

4 балла - оценка «4».

3 балла - оценка «3».

2 и менее баллов - оценка «2».

2.Оценки, домашнее задание.

Баллы

Оценка

Домашнее задание

25-24

5

Повторить записи в тетрадях.

23-22

4

Прочитайте параграф 37.

20-19

3

Прочитайте параграф 37,записи в тетрадях.







© 2010-2022