- Преподавателю
- Биология
- Интеллектуальная игра Биологическое поле
Интеллектуальная игра Биологическое поле
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неказакова В.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель: в познавательной игре-викторине раскрыть ценность, красоту всего живого на земле, приблизить детей через игру к природе, вызвать деятельное участие к делу охраны природы, учить детей мыслить, выражать свою точку зрения, воспитывать чувство ответственности и понимания своего я.
Задачи: образовательные - поделиться знаниями о природе
Развивающие -развивать у детей чувство единения с природой, деятельного участия в жизни природы через мыслительную деятельность и выражение своего эмоционального состояния.
Воспитательные -воспитывать умение видеть красоту и роль природы в своей жизни, этические нормы отношения к природе.
Форма организации: игра-викторина
Методы:
Словесный - проблемное изложение материала, диалог;
Наглядный - гербарный материал, рисунки, открытки;
Практический -работа с гербарным материалом;
Условия реализации: желание детей принять участие в игре, формирование команд, обеспечение наглядным материалом, контроль знаний гупповой и массовый.
Оборудование: диск(биологическое поле), сигнальные цифры, контрольные листы команд, наглядно-иллюстративный материал, гербарий.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на станции юных натуралистов.
приглашаю вас потрудиться на биологическом поле. Интеллектуальная, познавательная игра-викторина так и называется «Биологическое поле». Игра посвящена флоре и фауне, в ходе игры будут выявлены лучшие знатоки в области биологии и экологии и команды №-№ посеют свои семена знаний на участках биологического поля: царства фауны, флоры, охраны природы. И будут пожинать плоды своих знаний: искать ответы на вопросы почему, выдвигать свои предложения, проекты, сопереживать.
Наша игра-викторина пройдёт под девизом «Познание есть деятельность, деятельность есть познание» и позволит вам проявить свою эрудицию и умение работать командой. Позвольте мне прочитать вам строчки стихотворения Л. М. Мартынова, а вы в это время настроитесь на работу:
Слышу я природы голос,
Порывающейся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть.
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит природы голос:
«в вашей власти, в вашей власти»…
Правила игры
-
В игре участвуют шесть команд в каждой по пять человек. Походу игры жюри в контрольном листе фиксирует количество данных баллов, количество снятых баллов за нарушения правил игры.
-
Чтобы не затягивать игру каждая из шести команд отвечает только на пять вопросов и больше к диску не подходят, но имеют право набирать дополнительные баллы поднятием сигнальных цифр то есть готовностью дать ответ, если играющая команда не даёт ответ .Дополнительные баллы заносятся в контрольные листы каждой команды.
-
По итогам жеребьёвки, команды занимают свои игровые места, один из играющих крутит диск. После его остановки стрелка показывает поле и номер или букву вопроса. На обдумывание 30 секунд.
-
За каждый правильный ответ 5 баллов, если ответ на вопрос не полностью раскрыт, ведущий на своё усмотрение вправе снять баллы, Право крутить диск сохраняется у команды до тех пор, пока она правильно отвечает на вопросы. В случае неверного ответа, это право переходит к другой команде.
-
На участках биологического поля есть блиц - вопросы, ответ на них дается без обдумывания и даётся одним из участника команды. На вопросы под названием «Кот в мешке» играющая команда делает ставки: оценивает вопрос или наличием набранных баллов или меньшим количеством баллов и обсуждает их.
-
На усмотрение ведущего и жюри командам, которые умеют слушать, слышать друг друга при обсуждении вопроса, приходить к решению вопроса совместными усилиями в конце игры будут присуждаться дополнительные 10 баллов.
-
По окончанию игры подводится итог и объявляется лучшая команда.
-
награждение победителей.
Царство флоры (зелёное поле)
«Поколенья людей- подобны листьям в лесу»
-
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела яблоня, потом 3 сливы, 2 тополя. Сколько плодовых деревьев зацвело? (зимой растения находятся в состоянии покоя)
-
Это овощное растение имеет много названий «чёртовы яблоки», «нечестивый плод», «земляные яблоки». Как же на самом деле называют это растение травянистое? (картофель)
-
Почему у многих растений, обитающих в умеренном климате сезон роста, развития, цветения и плодоношения приходится на весеннее- летний период?(явление фотопериодизма :увеличение светового дня)
-
Когда и почему образуются трещины на стволах деревьев в лесах и парках? (зимой; от резких перепадов температур воздуха дня и ночи, когда стволы днем нагреваются, а ночью охлаждаются; холод раскалывает деревья с твёрдой древесиной - дуб, клён, ясень, сосна)
-
«Кот в мешке». Представь, что ты подорожник, что ты можешь рассказать о себе? (это травянистое растение, лекарственное, растет, как правило, вдоль дорог, за это и получил своё название)
-
Блиц - вопрос: с какого древесного растения листья?(5 гербарных образцов)
-
Какие плоды с огорода у нас в свежем виде имеют самый большой срок хранения? (плод тыквы :тыквина)
-
Ботаникам известно много случаев совместного проживания двух и более цветковых растений. Не являются исключением и хвойные. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему погибает можжевельник, если рядом растёт много елей? (отношение к свету)
-
Блиц- вопрос: с какого древесного растения плоды?(5 гербарных образцов)
-
Дайте название комнатному растению и покажите у него стебель и листья. Какая географическая зона является родиной этого растения? Ответ обоснуйте.(кактус опунция, родина пустыня)
-
«Кот в мешке». Почему весной трещит под сосной? Может то проделки зайца или белки, а может и нет? Открой нам секрет.(это проделки и зайца и белки: они едят шишки ;созревшие семена высыпаются из пазух створок-чешуй, которые раскрываются с треском)
-
Какой вид искусства выращивания растений показан на рисунке? Назовите родину этого вида искусства? (бонсай, Япония)
-
Блиц вопрос: с какого древесного растения безлиственные побеги?(3 образца)
-
Что лишнее в этой логической цепочке: ель, лиственница, сосна? Назовите жизненную форму растений. Ответ обоснуйте. (Лиственница, так как сбрасывает иголки на зиму)
-
Жёлтые, красные, лиловые листья на деревьях и кустарниках говорят, что пришла осень, а значит и листопад. Летом, когда растениям не хватает воды они желтеют и даже могут сбрасывать листья .Похожее происходит осенью с листьями. Но ведь осень - самое дождливое время года и воды в почве много, а листья всё равно меняют цвет и опадают. Почему? (Уменьшение светового дня)
Животные (синее поле)
«Бесполезных знаний нет» М. Горький)
-
Какое явление неживой природы является причиной отлёта гусей и уток? (ледостав)
-
«Кот в мешке» Кто полгода живёт без обеда и почему? (барсук, ёж, медведь ,сурок, змеи и т. д., отсутствие пищи)
-
Сколько лет живут волнистые попугаи в природе и дома? Одинаково или нет? Почему? (в Австралии до 20 лет, дома 5-7лет, погибают от болезней)
-
Каких вы знаете зимующих птиц нашей местности? Почему они не улетают в теплые края? (дятлы, синицы, сороки, грачи, снегири, свиристели и т. д., питаются плодами и семенами, личинками насекомых)
-
Блиц-вопрос :какой след на снегу оставляет медведь? (он спит)
-
Народная мудрость гласит:»на чужой стороне и весна не красна.» Можно ли это выражение высказать по отношению к перелётным птицам? Ответ обоснуйте. (да, в местах зимовок птицы не строят гнезд, не делают кладки яиц, не поют; зимовка-это приспособление к перенесению неблагоприятного времени года зимы.)
-
Блиц-вопрос: какие птичьи тайны открывает листопад? (гнезда)
-
Этот зверёк обитает в нашей местности, его не ест ни крыса, ни хорь, ни лиса .Почему? назовите этого самого маленького зверька нашей местности. (землеройка или бурозубка, не едят из- за мускусной железы)
-
Блиц-вопрос: в какую страну улетает зимовать синица? (никуда не улетает, она зимующая птица)
-
«Кот в мешке»- в народе эту рыбу называют речной акулой. Как называется эта рыба, в чем секрет её долголетия? Щука, 200-300 лет)
-
Что собой представляют органы дыхания у насекомых? (система трубочек :дыхальца, выходят наружу на брюшке; в брюшной полости разветвляются на трахеи)
-
Назовите птицу, изображенную на открытке и скажите, чем она питается? (хищная птица)
-
Вас укусила оса или пчела, ваши действия: как оказать помощь себе или взаимопомощь используя растущие поблизости вот эти растения(показать открытки, с изображёнными на них одуванчиком и чистотелом). Назовите их (сок чистотела и одуванчика снимают боль и вероятность воспалительного процесса)
-
Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (постоянная)
-
«Кот в мешке» -кто победит в схватке: щука или треска? (никто, их среда обитания разная)
-
Согласны ли Вы, что зверь без запаха не зверь? Ответ обоснуйте.
Охрана природы (красный сектор)
В деле охраны природы я, предлагаю вам руководствоваться принципом: остановись и оглянись в мыслях, делах, поступках.
-
Вы идете в поход, соответственно нужно выбрать место для отдыха и ночлега. Перед вами открывается вот такой живописный вид (показать фотографии природных пейзажей).Я предлагаю, выразить и пояснить свои эмоции, выбрав одну или несколько карточек с графическим изображением их.
-
Я предлагаю вам выразить и обосновать свое эмоциональное состояние к проблеме, которую поднимает художник на этом рисунке(рис.№1) Предложите закон, защищающий леса от вырубки.(за каждое срубленное дерево посадить три, тем самым восстановить природную экосистему)
-
Согласны ли вы, чтобы способствовать делу охраны природы взрослым и детям нужны: а) знания о природе; б) деньги, чтобы осуществлять проекты по охране; в) культура чувств, культура поведения в природе. Что вы считаете самым важным для себя из предложенных ответов или согласны со всеми. Ответ обоснуйте.(Познание природы- есть деятельность, стремление знать природу в «лицо» -это деятельная позиция)
-
блиц-вопрос. Послушайте, о каком значении леса свидетельствует явление, описанное в тексте: »Прошел дождь, ливень. Потоки воды мчатся и разрушают всё на своём пути, сносят почву, а в лесу на своём пути потоки воды встречают препятствия в виде деревьев, мхов, кустарников, опавшей листвы».(Лес, как экосистема препятствует размыву почв, расширению оврагов)
-
Зрение ничем так не наслаждается, как мягкой, тонкой, невысокой травой. И, поэтому в городах человек создает газоны - эти изумрудные оазисы красоты, участки земли, засеянные травой. Но возникает противоречие: многие с легкостью ходят по газонам, оставляя вытоптанные дорожки. Сидящие в зале ловят себя на этой мысли: я, тоже хожу. Почему это происходит? (отсутствует культура чувств, этические нормы поведения, знания о роли газонов спешка , занятость людей, архитекторами не учитываются пешеходные пути, плохие тротуары).
-
Решите задачу, выразите свои эмоции на проблему, которую освятил художник на этом рисунке(рис. №2-транспорт).Ответ обоснуйте. Сталкиваемся ли мы с ней в нашем городе, дворе. Если, да, то объясните, от кого зависит решение проблемы?(да, сталкиваемся, отсутствие экологической культуры-«рубим сук на котором сидим»). В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг. выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 10 автомобилей за сутки? (200кг.)
-
Как вы считаете: нужно ли объявить всем, что планета Земля-это большой заповедник? А) да, считаем, потому, что самый страшный враг природе это человек; б) нет, не согласны, потому, что часового к каждому дереву или животному не приставишь. Что можете сделать вы, чтобы нам всем было радостно и уютно на планете Земля.(надо, чтобы слова, чувства, знания о проблемах экологических не расходились с делом).
-
«Кот в мешке». Запорошила дорожки ,разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила. А всегда ли снег дарит радость для всего живого? Выразите свои эмоции, выбрав графические изображения их, приведите примеры, ответ обоснуйте.
-
Блиц- вопрос: Яд каких животных используется человеком в медицинской практике? (змеиный, пчелиный, лягушачий. У змеи на кончике языка, у пчелы - на кончике жала, а у лягушки - на коже.)
-
(рис. Посадка дерева) Выразите своё отношение к проблеме, которую поднимает художник на этом рисунке, выбрав графические изображение эмоций, объясните их. Назовите проблему (проблема знаний, умений и навыков проблема морально- этических норм поведения в природе ,безответственного отношения в данном случае к посадке деревьев.
-
«Кот в мешке». Расскажите последовательность правильной посадки древесного растения. (время посадки: весна, выкопать лопатой яму, объем которой должен вдвое превышать объем корневого кома саженца; вынутую почву нужно желательно перемешать с ведром компоста или верхний плодородный слой земли насыпать с одной стороны ямы, а нижележащие слои земли с другой стороны ямы; всыпать в посадочную яму небольшое количество обогащенной земли или снятый верхний плодородный слой в виде конуса и поместить древесное растение в яму на уровне корневой шейки; вбить возле корневого кома деревянный кол так, чтобы он не достигал кроны деревца, затем засыпать яму неплодородной землей; утрамбовать почву, сформировать поливочный круг из земли, и обильно полить саженец; подвязать ствол к опоре петлёй в виде восьмёрки; можно защитить от диких животных ствол деревца, окружив его цилиндром из вкопанной в землю проволочной сетки.
-
Блиц-вопрос. Назовите писателя, который много писал о природе и о нашем крае родном и даже некоторое время жил в Ливнах( К.Паустовский)
-
Блиц-вопрос. В Орловской области запрещена охота на бобра, выдру, горностая. С чем это связано? (редкие виды).
14. Согласны ли вы, что зверь без запаха не зверь? Ответ обоснуйте. (запах необходим любому зверю, как средство общения и обозначения охотничьих угодий)
15.Согласны ли вы со мной, что представители животного мира искусные строители: они строят себе гнёзда .Если да, то зачем им это нужно?
Подведение итога игры.
Наш познавательный труд на биологическом «поле» закончен и можно назвать победителей. Я, думаю, что победителей и побежденных нет. И вы со мной согласитесь, потому, что итогом вашего труда явились ваши мысли и эмоции, вы думали и сомневались. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти. »Человек должен учиться для того, чтобы развивать в себе способность мыслить. Иначе просто не стоит терять время. Таков закон жизни человека» (А. Толстой). Люди учатся только для того, чтобы уметь думать и сомневаться! а мыслящий человек не причинит зла природе, другу, близким.
Человек и природа. Сегодня они одинаково нуждаются в любви , в сочувствии, милосердном к себе отношении.
И как все хорошее - любовь, сочувствие, милосердие, - требуют от человека огромных усилий мысли, труда, прежде всего труда души и сердца. Душа обязана трудиться! Давайте же не будем бояться трудиться!
Игра-викторина
Биологическое поле