- Преподавателю
- Биология
- День птицТрясогузка-птица 2015 года
День птицТрясогузка-птица 2015 года
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинина М.В. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детский эколого-биологический центр"
Областное комплексное мероприятие «День птиц».
В рамках Международного Дня птиц.
Подготовила: Дубинина Марина Васильевна,
педагог дополнительного образования
г.Колпашево 2015
Цель проведения: привлечение внимания детей к проблемам окружающей природной среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе, получения опыта практической природоохранной деятельности.
Оснащение:
Рулетка
Призы для победителей
Путевые листы
План проведения.
-
Вводная часть: значение и традиции праздника «День птиц»
-
Игровая программа « По следам горихвостки»
-
Заключительная часть; подведение итогов и награждение участников мероприятия
-
Практикум « Каждому певцу по дворцу»; размещение гнездовых домиков в аллеях города.
-
Вводная часть:
Ведущий: Международный день птиц - интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля.
В разных странах День птиц празднуют по - разному; представляют карнавальное шествие в костюмах птиц, театрализованное представление о птицах, организуют экскурсии на природу для наблюдений, проводят игровые программы, где изучают и узнают много нового о пернатых, делают и развешивают гнездовые домики для птиц.
Важно, чтобы в этот день люди вспомнили о братьях своих меньших, о птицах. И хоть чуточку помогли им!
В Российской Федерации « День птиц» является самым известным из «птичьих» праздников и имеет своим традиции. Союзом охраны птиц России, ежегодно, начиная с 1996 года избирается Птица года. Избранный вид становится символом природоохранной работы, по нему проводятся специальные исследования, распространяются информационные листовки и плакаты, проводятся детские конкурсы рисунков и другие мероприятия. Этот титул получает легко узнаваемая любителями птица, которая нуждается в помощи человека.
Птицей 2015 года выбрана горихвостка. В России обитает пять видов горихвосток; все эти птицы чрезвычайно полезны для природы, так как их основной корм - насекомые вредители. Своё имя эта птица получила за похожий на язычок пламени, постоянно подрагивающий яркий рыжий хвост. (Фото горихвостки)
2.Игровая программа
« По следам горихвостки…»
Ведущий: Наверное, нет на земле человека, который бы не видел птиц, не слышал бы их голосов. Птицы привлекают любителей природы оперением, пением, полётом и поведением.
А много ли мы знаем о жизни птиц? Например, о горихвостке. Где встречается эта птица, чем питается. Какие вьёт гнезда. Какие у неё повадки и кто из птиц живут с горихвосткой по соседству? Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести наблюдение в природе или прочитать справочную литературу, а может быть принять участие в игровой программе « По следам горихвостки». Каждая команда примет участие в игре. Проходя по игровым пунктам вы будете выполнять задания и набирать баллы. Команда, набравшая большее количество, как победитель получит грамоту и поощрительный приз.
Раздача путевых листов
1 этап «Прилетели перелётные птицы» Оснащение:
-
стол,
-
бинокли 3 шт.
-
листы с секторами «Места обитания птиц»
На стенах развешаны уменьшенные иллюстрации птиц: иволга, щегол, снегирь, кряква, лебедь кликун, чомга, скворец, галка, горихвостка. Приложение 4
Ведущий: Горихвостки прилетают в наши края в мае, в это время уже многие перелётные птицы возвращаются из дальних стран на места гнездования и заселяют свои территории.
Цель игры: найти птиц, вернувшихся в наши края из дальних стран.
Для этого, при помощи бинокля вы должны найти и рассмотреть птиц, которые находятся на стенах этого зала, и записать их названия на лист « места обитания птиц», соответственно - секторам:
-
Зелёный свет - лесные птицы (иволга, щегол, снегирь)
-
Голубой цвет - водные птицы( кряква, лебедь кликун, чомга)
-
Серый цвет - птицы населённых пунктов ( скворец, галка, горихвостка)
-
Коричневый цвет - открытых пространств - пойменных лугов и полей( орлан (белохвост, удод, коршун)
Команды получают до 4 баллов (за полный ответ по каждому сектору по 1 баллу.)
2 этап «Жильцы искусственных гнездовий».
Оснащение:
-
гнездовые домики: скворечник, синичник, мухоловочник
-
иллюстрации птиц дуплогнёздников. Приложение 5
-
Таблички с названиями птиц. Приложение 6
Ведущий: Птицы возвращаются с мест зимовки и приступают к строительству гнёзд. Человек в этом может помочь птицам, сделать специальные гнездовые домики - искусственные гнездовья.
Такие домики, привлекают в нашей местности следующие виды, очень полезных, насекомоядных певчих птиц: большую синицу, мухоловку пеструшку, горихвостку, полевого воробья, синицу лазоревку, трясогузку, пухляка, московку, галку, ласточку и стрижа. (Иллюстрации птиц. Приложение 5).
Все эти птицы разные по размеру, поэтому гнездовые домики тоже разные.
Показ домиков.
-
Самые большие домики -скворечники, их кроме скворца, заселяют галки.
-
Средние домики - синичники, для певчих птиц средних размеров; воробьи, московки, лазоревки .
-
Мелкие гнездовья - мухоловочники для горихвосток, трясогузок, латсточек и стрижей
Игра типа «Снежный ком»
Цель игры: узнать птиц, которые будут жить в гнездовых домиках, запомнить их названия.
Каждый участник из лототорона вытаскивает табличку с названием птицы. Все участники встают в круг, и каждый, по очереди, говорит название птицы, которая написана у него на табличке, добавляя название той птицы, которой он услышал от предыдущего игрока, следующий игрок произносит название своей птицы, добавляет название 2 предыдущих птиц. Последний участник называет всех ранее названных птиц, добавляя своё слово.
Тот, кто запутается, выбывая из игры должен разместить (положить название своей птицы на тот, домик в котором она будет жить.
1 балл получит та команда, где сохранятся большинство игроков- 50%
3этап
«Горихвосткины соседи»
( найти в экспозиции зала).
Ведущий: горихвостки поселяются в городах и сёлах - занимают гнездовые домики маленьких размеров, но чаще всего их можно встретить в лесу, там они строят гнёзда в дуплах, в стволах старых деревьев.
Рядом с горихвосткой живут разные птицы. Ответы на вопрос о том кто соседи горихвостки можно найти среди птиц, в экспозиции музея.
Игроки по очереди вытаскивают вопросы. Приложение 7.
Ведущий зачитывает вопрос команда отвечает. За правильный ответ балл.
Цель игры: познакомиться с соседями горихвостки
Вопрос №1.
У какой нашей перелётной птица ярко-голубые глаза? ( Галка)
Вопрос №2
У какой перелётной птицы самки зелёные, а самцы жёлтые ( Иволга)
Вопрос №3
Какая птица на зиму надевает валенки, а весной их снимает? ( Куропатка)
Вопрос №4
Кто из птиц весной меняет цвет оперения? (куропатка)
Вопрос №5.
У кого из наших птиц полосатая расцветка оперения? (Кукушки)
Вопрос №6
Какие птицы самые первые прилетает к нам весной? ( Галки)
За правильные ответы баллы.
Вопрос №7
У кого из наших птиц нет собственной песни:, она подражает голосам услышанных птиц .(Скворец)
Вопрос №8
Кто из наших перелётных птиц назван в честь ядовитого гриба. (Поганка)
Вопрос №9
Кого из наших певчих птиц из за красоты оперения называют модником( Щегол)
Вопрос №10
Кого из наших птиц назвали в честь пёстрой расцветки оперения. ( Рябчик)
Вопрос №11
Кого из птиц и почему называют косачём? (Тетерева)
Вопрос №12
Кто такая копалуха? ( Самка глухаря)
Команды получают до 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
4 этап. «Правильный скворечник».
Ведущий:
Люди поджидают прилёта птиц, изготавливают специальные гнездовые домики- скворечники, синичники , мухоловочники. Но многие это делают неправильно.
Цель игры; проверить знания правил изготовления и размещения домиков для птиц.
Оснащение:
-
Рулетка
-
Карточки -10 зашифрованных причин, почему птица не может поселиться в домике. Приложение 2.
Раскручивается рулетка, по стрелке выбирается причина и нужно её объяснить.
При каких условиях птицы не заселятся в гнездовой домик? Приложение 2.
-
Строительный материал. ( Гнездовья сделаны из фанеры - очень тонкие стенки, ДВП, ДСП, толщина досок не менее 2 см.)
-
Щели (если домик сбит не плотно, повсюду щели- птицы боятся сквозняков)
-
Дно скворечника (дно прибито сверху, а не вставлено во внутрь)
-
Крыша домика (Должна быть съёмной, чтобы можно было чистить гнездо, и закреплено проволокой, чтобы не проникли хищные птицы)
-
Размеры и расположение летка ( леток может быть слишком маленький или слишком большой, в соответствии с размером домика)
-
Внутренняя часть домика (летка Доски выструганы изнутри - птице невозможно выбираться из домика)
-
Крашенный домик ( яркие краски отпугивают, запах краски вреден)
-
Присада перед летком (Под летком присады недопустимы, могут пробраться хищники)
-
Расположение скворечника (Скворечник сильно отклонён назад)
-
Прошлогодний скворечник (Домик не вычищен)
За правильные ответы команда получает баллы
5.этап «Решаем птичий квартирный вопрос»
Задаются вопросы о том, как вешать домики, участники отвечают да или нет. Приложение 3
За правильные ответы команда получает баллы
6.этап «Контрольная закупка». Участвуют все команды
Оснащение: 5 домиков (по количеству команд).
Ведущий: Вы познакомились с тонкостями изготовления гнездовых домиков для птиц. Для того чтобы вся полученная информация не исчезла бесследно, мы постараемся её в вашей памяти закрепить.
Сделаем это при помощи игры по типу телевизионной передачи «Контрольная закупка».
Вспомним; в этой передаче обсуждался интересующий всех товар, оценивалось его качество, обсуждались недостатки и достоинства. Среди представленных образцов выбирались лучшие.
В нашей игре товар - это гнездовые домики для птиц. Вам придется выступить в роли экспертов. и выбрать лучший товар или указать на недостатки
Команды получают по 1 гнездовому домику .Приступают к обсуждению - 3мин.
При учёте обратить внимание:
-
на правильность выбора строительного материала для домика
-
соответствие размеров и других показателей гнездового
-
устройство домика: крыша, крепление домика к основе и.т.д.
Балл получает команда при полном ответе.
7.Пёстрый мир птиц
( дополнительные вопросы)
Птицы самые заметные и яркие существа природы. В экспозиции природоведческого отдела краеведческого музея представлены чучела птиц с разнообразной расцветкой.
Задание: записать птиц, оперенье, которых содержит данные цвета. Вы должны записать птиц, которые представлены в нашем музее.
-
Белый ( Стерх, куропатка, сова полярная)
-
Чёрный ( ворона, глухарь, тетерев, скворец, гриф, кряква, шилохвость)
-
Серый (ворона, галка,кукушка)
-
Красный (Глухарь, рябчик, тетерев, куропатка, щегол)
-
Голубой (Сойка)
-
Коричневый( рябчик, гуменник, воробей, кедровка, бедлохвост)
-
Жёлтый (щегол, дубровник, иволга, свиристель)
-
Красный ( щегол, снегирь)
3.Заключительная часть; подведение итогов и награждение участников мероприятии
Подводится итог игры, объявляется команда победитель. Награждение.
4. Практикум « Каждому певцу по дворцу»; размещение гнездовых домиков в аллеях города.
Приложение 2.
4 этап. «Правильный скворечник».
Строительный материал
Щели
Дно скворечника
Крыша скворечника
Размеры и расположение летка на скворечнике
Прошлогодний скворечник
Внутренняя часть скворечника
Крашенный скворечник
Присада перед летком
Расположение скворечника
Приложение 3
Станция 5.этап «Решаем птичий квартирный вопрос».
-
В скворечниках могут поселиться не только птицы, но и белки, осы.? ( Да)
-
Птицы охотнее поселяются на хвойных деревьях, чем на лиственных? (Нет).
-
Вешают синичники на высоту не менее 3м. , желательно на лиственное дерево?
( Да)
-
Леток должен смотреть наюг, юго-восток? (Да)
-
Крыша скворечника должна быть плотно прибита? (Нет).
-
Можно ли сделать искусственные гнездовья для аистов? ( Да).
-
Лучше развешивать гнездовые домики не весной, а осенью ? ( Да).
-
Чем чаще развешаны скоречники - тем больше птиц вы привлечёте( нет. У каждой пары своя гнездовая территория. Они ссорятся).
-
Перед постройкой гнезда скворцы дезинфицируют домик.( Да, носят веточки полыни)
-
Для надёжности домик нужно прибить к дереву гвоздями( Нет)
-
Можно ли развешивать гнездовые домики на проволоке или крючках(Да .Самый экологический способ)
Приложение 4
-
Зелёный свет - лесные птицы: иволга, щегол, снегирь
-
Голубой цвет - водные птицы: кряква, кликун, чомга
-
Серый цвет - птицы населённых пунктов: скворец, галка, горихвостка
-
Коричневый цвет- открытых пространств- пойменных лугов и полей:
белохвост, удод, болотная сова
Приложение 5
Приложение 6
Большая синица
Мухоловка пеструшка
Горихвостка
Полевой воробей
Синица лазоревка
Трясогузка
Пухляк
Московка
Галка
Ласточка
Стриж
Приложение 7
Вопрос №1.
У какой нашей перелётной птица ярко-голубые глаза?
Вопрос №3
Какая птица на зиму надевает валенки, а весной их снимает?
Вопрос №2
У какой перелётной птицы самки зелёные, а самцы жёлтые?
Вопрос №4
Кто из птиц весной меняет цвет оперения?
Вопрос №5.
У кого из наших птиц полосатая расцветка оперения?
Вопрос №6
Какие птицы самые первые прилетает к нам весной?
Вопрос №7
У кого из наших птиц нет собственной песни:, она подражает голосам услышанных птиц ?
Вопрос №8
Кто из наших перелётных птиц назван в честь ядовитого гриба?
Вопрос №9
Кого из наших певчих птиц из - за красоты оперения называют модником?
Вопрос №10
Кого из наших птиц назвали в честь пёстрой расцветки оперения?
Вопрос №11
Кого из птиц и почему называют косачём?
Вопрос №12
Кто такая копалуха?
Приложение 8
л
Места обитания птицесные
Приложение 9
7. Пёстрый мир птиц
Задание: записать птиц, оперенье, которых содержит данные цвета. Вы должны записать птиц, которые представлены в нашем музее.
-
Белый
-
Чёрный
-
Серый
-
Красный
-
Голубой
-
Коричневый
-
Жёлтый
-
Красный