Прграмма по внеклассной работе по биологии Мы в ответе за тех, кого приручили (5-8 классы)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Гимназии

_______________

Пискунов В.И.

«___» сентября 2005 г.






Программа

работы в кружке «Юный зоолог» в рамках проекта



«Мы в ответе за тех,

кого приручили»






Автор:

Учитель высшей категории

Березуева Н.Н.



Город-курорт Кисловодск

2005 год

Пояснительная записка.


Народная мудрость гласит, что для гармоничного развития, ребёнка необходимо окружить тремя составляющими: книгами (для развития интеллекта), тренажёрами (для развития физических сил) и животными (для развития душевных качеств). В современной школе созданы для этого все условия. Есть и книги, и уроки физической культуры, и субботники, и трудовая практика. Вот животных, к сожалению, ребята видят только в учебниках биологии и, лишь немногие, у себя дома. А ведь духовно-нравственное состояние молодого поколения оставляет желать лучшего.

Необходимость создания такой программы продиктована также и ситуацией, сложившейся в нашем городе

В настоящий момент в детских учреждениях практически нет бывших ранее уголков живой природы, а взрослые часто бывают заказчиками убийств животных, прикормленных детьми. Остро стоит проблема бездомных животных. Чуткость, сострадание и милосердие детей зачастую сталкивается с равнодушием и жестокостью взрослых.

Сравнительно недавно у нас в городе получило бурное развитие уродливое явление, связанное с хищными птицами. Курортный парк города Кисловодска оказался буквально заполонен предприимчивыми фотографами, предлагающими сделать за «символическую» плату прекрасный фотоснимок с живым орлом на руке. Примечательно, что более половины всех птиц принадлежит глобально редкому виду - орлу-могильнику, внесенному в Красную книгу Международного союза охраны природы. Только у девяти предпринимателей обнаружены 18 особей хищных птиц и сов, относящихся к девяти видам. Из них 15 особей шести видов внесены в Красные книги России и Ставропольского края. Содержание этих птиц в неволе противозаконно и уж конечно не способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Программа ориентирована на учащихся V-VIII классов, изучающих школьный курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках. Иногда в зоологические кружки принимаются учащиеся младшего возраста, проявляющие интерес к изучению жизни животных.

Цель программы: Сближение детей с животными, воспитание чувства милосердия и ответственности, распространение знаний о животных, организация исследовательской работы по биологии и экологии.

Задачи программы:

  • Пропаганда бережного отношения к природе

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в команде.

  • Привитие навыков работы с животными и заботы о них.

  • Реализация индивидуальных интересов учащихся.

  • Улучшение воспитательно-образовательного процесса через проектную деятельность на базе центра.

В основу программы положен экологический принцип. Он поможет кружковцам углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, создать близкие к природным условиям для жизни животных уголка живой природы. Экология закладывает основу правильного понимания вопросов природы.

Данная программа адаптирована к условиям гимназии, на базе которой будет работать кружок. Учащиеся кружка будут работать над проектами по созданию в гимназии зоологического центра и его развития:

  • Создание различных отделов зооцентра

  • Обеспечение ухода за животными и оказание им первой доврачебной помощи.

  • изучение основ орнитологии, аквариумного дела и др.

  • получение навыков самостоятельной работы в природе, в том числе и навыков исследовательской работы;

  • общественно-полезная практическая деятельность членов кружка: пропаганда охраны животных, педагогическая деятельность' старших кружковцев среди учащихся младших возрастов, ведущиеся под общим руководством учителя, руководителя кружка.

Формы и методы работы этого кружка могут быть разными: беседы, экскурсии, прослушивание подготовленных учащимися докладов, работа с научно-популярной литературой, практические занятия.

Для реализации этих задач и создаётся данная программа.

Сроки реализации программы - 2005 - 2015 год

Этапы реализации программы

I этап 2005-2006 год - создание зоологического центра при гимназии.

I I этап 2007 - 2010 год - организация работы зоологического кружка, научно- исследовательской деятельности учащихся на базе зооцентра, экскурсионной деятельности, установление связей с различными экологическими организациями, зоопарками, заповедниками России.

I I I этап 2010 - 2015 год - создание реабилитационного центра для животных, попавших в беду.

Ожидаемые результаты.


К концу 2006 года при гимназии будет создан зоологический центр, в котором будут представлены животные различных классов. Будут созданы условия, оптимальные для содержания каждого конкретного вида. Планируется создание нескольких отделов:

  • Отдел орнитологии

  • Террариум

  • Отдел по изучению млекопитающих

  • Инсектарий

  • Отдел аквариумистики

Зоологический центр будет оснащён необходимыми средствами обучения, а именно: микроскопами, ПК, проектором, обучающими компьютерными программами.

Будут созданы все необходимые условия для организации учебного процесса, а также проектной деятельности при зоологическом центре.

На втором этапе реализации программы будет организована работа зоологического кружка для учащихся 1 и 2 ступени.

Для младших школьников будут организованы занятия, способствующие развитию их знаний об окружающем мире, получению практических навыков в общении с животными и уходе за ними.

Учащиеся среднего звена будут углубленно изучать животный мир, а также получать навыки исследовательской работы. Планируется участие в школьных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях и других мероприятиях эколого-биологической направленности.

Для расширения кругозора детей, а также с целью установления связей планируется проведение экскурсий в Тебердинский заповедник, в зоопарк г. Нальчика с посещением Республиканской станции юных натуралистов, проведение летней практики в окрестностях г. Кисловодска.

На третьем этапе планируется расширение зооцентра и создание на его базе реабилитационного центра для оказания помощи бездомным животным, а также животным, попавшим в беду. Для реализации этого этапа необходимо установить вольеры во внутреннем дворе с соблюдением всех необходимых санитарных норм. Кроме того, на данном этапе, возможно, понадобится помощь спонсоров.































Тематическое планирование

занятий с учащимися в кружке «Юный зоолог»

136 часов


Глава 1. «Введение».

Тема

Количество часов

Дата

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности.

2


    Ознакомление с правилами работы с животными.

    2


      Знакомство с обитателями живого уголка. Краткие сведения.

      2


        Организация аптечки для первой доврачебной помощи животным

        2



        Глава 2. «Аквариум-это целый мир».


        Устройство и содержание аквариума

        4


        Аквариумные растения. Роль растений в обмене веществ, происходящем в аквариуме. Эстетическая роль растений. Растения как субстрат для нереста рыб.

        2


        . Биологические группы растений. Растения, плавающие на поверхности воды (риччия, ряска, сальвиния и т. д.). Их распространение. Морфологические и экологические особенности. Способы размножения. Условия содержания в аквариуме.

        2


        Растения, плавающие в толще воды (элодея, фонтиналис и т. д.). Распространение. Строение. Температурные условия.

        2


        Растения, укореняющиеся в грунте (эхинодорусы, криптокорины, апоногетоны, валлиснерия и т. д.).Распространение. Значение грунта для нормального развития.

        2


        Практическая работа. Изучение и зарисовка водных растений. Определение растений с помощью определителей. Посадка растений в аквариум.

        2


        Практическая работа. Наблюдение за размножением растений, за выделением кислорода (элодея). Изучение строения листа и клетки под микроскопом на примере валлиснерии.

        2


        Практическая работа. Сбор растений во время экскурсий на водоемы.

        2


        Аквариумные рыбы. Рыбы - типичные водные животные. Приспособление к водному образу жизни. Внешний вид. Многообразие форм тела как результат приспособления к различным условиям жизни в водной среде.

        2


        Знакомство с различными отрядами аквариумных рыб и особенностями их содержания.

        4


        Корма и кормление рыб

        2


        Профилактика и лечение болезней рыб.

        2


        Практическая работа. Изучение и зарисовка строения рыб.

        2


        Практическая работа Постановка опытов по изменению окраски в зависимости от условий среды (содержание карася на светлом и на темном грунте).

        2



        Глава 3. Террариум и его обитатели.


        Устройство и содержание террариума

        2


        Террариумы - биотопы.

        2


        Беспозвоночные в террариуме

        2


        Земноводные в террариуме

        2


        Пресмыкающиеся в террариуме

        2


        Экзотические пресмыкающиеся в террариуме

        2


        Кормление террариумных животных

        2


        Профилактика и лечение болезней террариумных животных

        2


        Практическая работа. Наблюдения за сухопутными черепахами.

        2



        Глава 4. Пернатые певцы.


        Значение птиц в природе и в хозяйстве человека. Примеры. Птицы как биологическое средство защиты растений и украшение природы, особенно в городе.

        2


        Важнейшие отряды птиц. Птицы, требующие особой охраны, их место в международной и советской «Красной книге».

        2


        Насекомоядные птицы, их охрана и привлечение.

        2


        Хищные птицы и совы, их использование для борьбы с грызунами в сельском хозяйстве и методы привлечения.

        2


        Зимующие птицы и их подкормка. Практическая работа. Изготовление кормушек, их развеска и уход за ними. Наблюдения у кормушки

        2


        Экскурсия в парк. Наблюдения за птицами.

        2


        Особенности содержания птиц в неволе

        2


        Растительноядные птицы

        4


        Насекомоядные птицы

        2


        Экзотические птицы. Попугаи.

        2


        Экзотические птицы. Канарейки.

        2


        Кормление птиц

        2


        Болезни птиц и их лечение

        2


        Вечер юных орнитологов.

        2


        Глава 5. Обитатели инсектария.

        Общие сведения по организации инсектария.

        2


        Особенности содержания некоторых насекомых. Жилище для беспозвоночных

        2


        Кормление беспозвоночных

        2


        Общий уход и размножение беспозвоночных

        2


        Здоровье беспозвоночных

        2


        Практическая работа. Наблюдения за беспозвоночными в природе

        2




        Глава 6. Четвероногие друзья.


        Крысы. Общая характеристика.

        2


        Дом для крысы. Обустройство клетки.

        2


        Кормление и здоровье.

        2


        Размножение и поведение

        2


        Хомячки. Общая характеристика. Породы. Немного истории.

        2


        Дом для хомячка. Кормление и разведение.

        2


        Особенности поведения хомячков. Приручение и дрессировка.

        2


        Здоровье хомячка.

        2


        Морские свинки. Общая характеристика.

        2


        Органы чувств морской свинки и её обучаемость.

        2


        Больная морская свинка.

        2


        Кролики. Общая характеристика. Кормление и здоровье.

        2


        Вечер «Занимательная зоология»

        2




        Глава 6. Летняя практика.


        Изучение птиц в парках города

        2


        Изучение флоры и фауны водоёма.

        2


        Экскурсия в лес

        2


        Экскурсия в зоопарк.

        2


        Подведение итогов работы кружка.

        2


        130 часов + 6 часов резервного времени.

        © 2010-2022