- Преподавателю
- Биология
- Беседа на тему «В коллективе, через коллектив и для коллектива»
Беседа на тему «В коллективе, через коллектив и для коллектива»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпунин М.И. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Беседа «В коллективе, через коллектив и для коллектива»
Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Гораций
Человек - существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:
-
До 1 года - его круг общения составляют «мама-папа»;
-
В 1- 3 года - семейное сообщество расширяется другими родственниками;
-
3 - 7 лет - детсадовский возраст - ребенок развивается в группе однолеток;
-
7-11 лет - учебная группа - класс начальной школы;
-
11-17 лет - участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые);
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.
Коллектив - небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.
Ваши коллективы:
-
Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки-дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни.
-
Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга.
-
Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам.
-
Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки».
-
Дружеские компании.
В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.
Личность в коллективе бывает:
- самостоятельная
- гибкая
- конформистная.
Оцените себя:
-
Если вы имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию - вы самостоятельный, независимый человек.
-
Если коллектив формирует вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения, общения, способ адаптации к окружению - это характеризует гибкого, контактного человека.
-
Если вы склонны слепо подчиняться воздействию группы, вы становитесь конформистом - согласным, пассивным, не имеющим своего мнения. Это не позволяет проявляться вашим способностям.
Памятка «Как не стать конформистом»
-
Наблюдайте - поведение каждого члена группы и сообщества в целом.
-
Думайте - к чему стремитесь в группе лично вы, как это соотносится со стремлениями группы.
-
Планируйте - свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.
-
Действуйте - соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.
-
Оценивайте - эффективность ваших действий.
-
Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.
Упражнение «Я - в коллективе»
Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе):
-
меня удовлетворяет мое положение в коллективе
-
чувствую себя членом команды
-
у меня много друзей
-
меня ценят в коллективе
-
у меня есть чувство «мы»
-
чувствую за собой защиту коллектива
Если ответы не удовлетворяют, вернитесь к памятке «Как не стать конформистом».
Школьный коллектив - это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.
В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус. Исполнение этой роли заставляет каждого быть таким-то, оказывает групповое давление. С другой стороны, потребность в определенном социальном статусе личность может удовлетворить только через группу, через коллектив, утверждая себя в определенных ролях.
Упражнение-игра «Социометрический опрос»
Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.
Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый - на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.
Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.
Мысли мудрых
-
Вся наша жизнь - это хождение по коллективам. А. Петровский, доктор психологических наук.
-
Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. И. Гете.
-
Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается; но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него. Ф. Ларошфуко.
-
В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. Л.Н. Толстой.