Беседа на тему «В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться.Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.   Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа «В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Если я не за себя, то кто за меня?

Но если я только за себя, то зачем я?

Гораций


Человек - существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года - его круг общения составляют «мама-папа»;

  • В 1- 3 года - семейное сообщество расширяется другими родственниками;

  • 3 - 7 лет - детсадовский возраст - ребенок развивается в группе однолеток;

  • 7-11 лет - учебная группа - класс начальной школы;

  • 11-17 лет - участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые);

Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллектив - небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.

Ваши коллективы:

  • Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки-дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни.

  • Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга.

  • Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам.

  • Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки».

  • Дружеские компании.

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.

Личность в коллективе бывает:

- самостоятельная

- гибкая

- конформистная.

Оцените себя:

  • Если вы имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию - вы самостоятельный, независимый человек.

  • Если коллектив формирует вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения, общения, способ адаптации к окружению - это характеризует гибкого, контактного человека.

  • Если вы склонны слепо подчиняться воздействию группы, вы становитесь конформистом - согласным, пассивным, не имеющим своего мнения. Это не позволяет проявляться вашим способностям.

Памятка «Как не стать конформистом»

  1. Наблюдайте - поведение каждого члена группы и сообщества в целом.

  2. Думайте - к чему стремитесь в группе лично вы, как это соотносится со стремлениями группы.

  3. Планируйте - свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.

  4. Действуйте - соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.

  5. Оценивайте - эффективность ваших действий.

  6. Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.

Упражнение «Я - в коллективе»

Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе):

  1. меня удовлетворяет мое положение в коллективе

  2. чувствую себя членом команды

  3. у меня много друзей

  4. меня ценят в коллективе

  5. у меня есть чувство «мы»

  6. чувствую за собой защиту коллектива

Если ответы не удовлетворяют, вернитесь к памятке «Как не стать конформистом».

Школьный коллектив - это мини-модель мира: в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.

В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус. Исполнение этой роли заставляет каждого быть таким-то, оказывает групповое давление. С другой стороны, потребность в определенном социальном статусе личность может удовлетворить только через группу, через коллектив, утверждая себя в определенных ролях.

Упражнение-игра «Социометрический опрос»

Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.

Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый - на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.

Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.

Мысли мудрых

  • Вся наша жизнь - это хождение по коллективам. А. Петровский, доктор психологических наук.

  • Обособленный от других человек никогда не достигнет цели. И. Гете.

  • Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается; но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него. Ф. Ларошфуко.

  • В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. Л.Н. Толстой.

© 2010-2022