- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс к УМК Пономарёвой
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс к УМК Пономарёвой
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арыкина Т.М. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по биологии для 9 класса
2014 - 2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Для составления программы использованы:
*федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы.-
М.: Вентана-Граф, 2010.
-
«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. - М.; Планета, 2011.
Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
-
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
-
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников
моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснование.
Авторская программа составлена на 70 учебных часов. Продолжительность учебного года в 9 классе составляет 33 недели. 66 часов. Поэтому общее количество часов сокращено до 66. Сокращены темы № 1 на 2 часа, темы 5 и 9 сокращены на 1 час.
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.
-
Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2011 года.
-
Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии», М., изд.дом «Вентана - Граф», 2008
Рабочая программа рассчитана на 66 часов ( 2 часа в неделю).
Лабораторных работ-4, Практических работ - 5. Контрольных уроков - 6.
В процессе изучения курса используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
-
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Алтайского края;
-
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
-
знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
-
знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
-
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Алтайского края методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
-
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
-
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
-
представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
-
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
-
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
-
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
-
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
-
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
-
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-
участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
-
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
-
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
-
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Содержание тем учебного курса.
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
Лабораторные и практические работы.
контрольные уроки
Введение в основы общей биологии.
2
1
Основы учения о клетке.
10
1 Л
1
2
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
5
1 Л
1
3
Основы учения о наследственности и изменчивости.
11
2П. 1 Л.
1
4
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
4
5
Происхождение жизни и развитие органического мира.
5
6
Учение об эволюции.
12
1 л. 1 П.
1
7
Происхождение человека (антропогенез).
6
1
8
Основы экологии.
11
2 П, 1 Л.
1
Итого
66
Календарно - тематическое планирование
Неделя
№
п/п
Тема урока
Цель
урока
Оснащение
Кол - во
часов
на тему
Требования
к уровню
подготовки
по разделу.
Критерии
оценки
знаний
учащихся
Формы и
методы
обучения
Домашнее
задание.
-
Введение в основы общей биологии. 2 часа.
1
1
Биология - наука о живом мире.
Сформировать знания о биологии как комплексной, фундаментальной науке, показать роль биологических знаний в современном обществе.
Таблицы с изображением разных форм жизни.
1
Объяснять значение биологических знаний для современного человека, давать характеристику уровням организации живой природы
Приложение с. 31 - 37
Беседа, лекция учителя, Объяснительно -иллюстративный, частично-поисковый;
П. 1, р.т. с. 4 № 3,4
1
Общие свойства живых организмов.
Многообразие форм живых организмов.
Сформировать знания о многообразии форм живых организмов, структурных уровнях организации жизни.
Таблицы с изображением различных форм жизни.
1
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый -заполнение таблицы, контроля - фронтальный опрос, выборочная проверка письменной работы
П. 2, 3. Р.т. с.5 № 2, с. 6 № 5, с. 7 № 8.
2. Основы учения о клетке 10 часов.
2
3
Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток.
Формировать понятие о науке цитологии, познакомить с историей изучения клетки и клеточной теорией, показать многообразие клеток.
Таблицы с изображением прокариотической клетки. Разнообразных эукариотичес
ких клеток, электронная презентация
1
Знать: основные положения клеточной теории, химическую организацию клетки: роль воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ . Строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про - и эукариот, сущность пластического и Энергетического обмена веществ, сущность биосинтеза белка, фотосинтез и его значение.
Уметь пользоваться цитологической терминологией , характеризовать основные положения клеточной теории, объяснять роль химических веществ в жизни клетки, пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом.
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы, презентация,
контроля - фронтальный опрос
П. 4, Р.т. с. 12 № 6.8.
2
4
Химический состав клетки.
Сформировать знания о химическом составе клетки, показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, познакомить с их функцией.
Таблицы с изображением растительной и животной клеток.
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля - фронтальный опрос, тестирование по д/з.
П. 5, Р.т. с. 13, № 2, 4, 5.
3
5
Белки и нуклеиновые кислоты.
Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.
Таблицы, демонстрирующие строение органических веществ
1
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля - фронтальный опрос.
П. 6, Р. Т. с. 14, № 1, с. 15 №2. 4, 5. С. 16 №7, 7
3
6
Строение клетки.
Л.р.№1 «Изучение
клеток растений и
животных».
Сформировать знания о строении клетки, научить объяснять различия клеток эукариот и прокариот.
Таблицы с изображением эукариотической и прокариотической клеток.
1
П. № 1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля - фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический - лабораторная работа
П. 7, Р.т. с. 16,№ 3-5.
4
7
Органоиды клетки и их функции.
Л.р. № 1 «Изучение клеток растений и животных»
Продолжить формировать знания о строении клетки, сформировать умение распознавать и описывать по таблицам составные части и органоиды клетки.
Таблицы с изображением растительной и животной клетки, микроскопы, микропрепараты клеток.
1
П №1, 3
Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля - фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический -самостоятельная работа
П. 8, с. 18. № 2, с. 19, № 6, 7.
4
8
Обмен веществ - основа существования клетки.
Сформировать знания об обмене веществ и превращении энергии как основе существования клетки, показать роль обмена веществ в жизни клетки.
Таблица с изображением эукариотической клетки, электронная презентация.
1
П №1, 5
Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля -тестирование по д/з проблемно-поисковый и практический -самостоятельная работа, работа со словарём.
П.9, с. 20 № 1, 2, с. 21 № 6
5
9
Биосинтез белков в живой клетке.
Формировать знания о сущности процесса биосинтеза белков в живой клетке.
Таблицы с изображением этапов биосинтеза белков в живой природе.
1
П №1
Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля -проверка домашнего задания
П.10, Р.т. с. 22 №1, с. 23 № №5
5
10
Биосинтез углеводов - фотосинтез.
Сформировать знания о сущности процесса синтеза углеводов - фотосинтезе.
Таблицы с изображением растительной клетки, световой и темновой фаз фотосинтеза.
1
П №1
Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля -проверка домашнего задания, проблемно-поисковый - сравнение фаз фотосинтеза
П.11, Р.т. с. 24 № 1, 3 - 4, с. 25 № 6.
6
11
Обеспечение клеток энергией.
Сформировать знания о сущности процессов биологического окисления, научить сравнивать процессы биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания.
Таблицы с изображением животной и растительной клетки.
1
П №1, 5
Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы,
контроля -тестирование по д/з, проблемно-поисковый - сравнение процессов биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания.
П. 12, Р.т. с. С. 26, № 2, 5, 6. Подготовиться к зачёту.
6
12
Зачёт «Основы учения о клетке».
Обобщить знания о многообразии форм жизни , основных свойствах живого, о клетке как биологической системе.
Таблицы, тестовые задания, задания на карточках..
П № 6
контроля -тестирование по теме, контрольные задания
Повторить 8 класс Разиножение.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. (Онтогенез) 5 часов.
7
13
Типы размножения организмов.
Сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого и полового размножения, роль оплодотворения и зиготы.
Таблицы с изображением способов размножения, электронная презентация.
1
Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток. Фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплодный и гаплодный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза, оплодотворение. Развитие оплодотворённой яйцеклетки: бластула, гаструла, постэмбриональное развитие: прямое и непрямое.
П №1
Словесный - лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы, презентация.
контроля - оценка умений работать с учебником.
П.13, с. 27, №1, с. 28 №3 - 4, с. 29 №7.
7
14
Деление клетки. Митоз. Л.р. №2 Изучение
Микропрепаратов
с делящимися
клетками.
Сформировать знания о сущности процесса деления клетки - митозе, показать биологическое значение митоза.
Электронная презентация.
Микроскопы, микропрепараты
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - презентация.
контроля - фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический - лабораторная работа
П. 14, Р.т. с. 30 - 31, № 1.2,6.
8
15
Образование половых клеток. Мейоз.
Сформировать знания о сущности процесса мейоза, показать биологическое значение мейоза.
Электронная презентация, таблицы.
1
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - презентация, таблицы,
Контроля - тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый -ответы на вопросы.
П. 15, Р.т. с. 31 - 32. № 2, 4, 6.
8
16
Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез.
Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах,
Таблицы с изображением процесса метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.
1
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - презентация, таблицы,
Контроля -фронтальный опрос, проблемно-поисковый
Выявление черт сходства и различия.
П. 16, Р. Т. с. 34 - 35 № 2,4,6.
9
17
Итоговый урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Обобщение, систематизация и контроль знаний по изученной теме.
Тестовые задания, карточки - задания.
1
П №2.6
Контроля - тестирование по теме, контрольные задания.
Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 часов
9
18
Наука генетика. История развития генетики.
Познакомить с историей развития генетики.
Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка»
1
Знать: генетическую символику и терминологию. Законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека, модификационную и мутационную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения.
Уметь: характеризовать методы и законы наследственности, решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -таблицы,
П. 17, Р. Т. с. 36 - 37 № 3,7.
10
19
Основные понятия генетики.
сформировать представление об основных генетических понятиях, наследственности, генах, генотипе, фенотипе, изменчивости, сформировать знания о сущности процесса наследственности и изменчивости.
Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка»
1
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -таблицы,
П. 18. С. 30 - 31 № 1,2.
10
20
Генетические опыты Г. Менделя.
Сформировать знания о закономерностях наследования признаков, познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления.
Таблица, изображающая закономерности моногибридного расщепления.
1
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -таблицы, контроля - тестирование, фронтальный опрос,
проблемно-поисковый - применение законов.
П. 19. Р.т. с. 39 40 № 1, 2, 6
11
21
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
П.р. № 1. Решение генетических задач.
Сформировать знания о дигибридном скрещивании, третьем законе Г. Менделя.
Таблица «Дигибридное скрещивание»
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -таблицы, контроля - тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический - решение задач.
П. 20, Р.т. с. 42 - 43 № 4, 5, с. 41 №1.
11
22
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Сформировать знания о сущности сцепленного наследования и о причинах нарушения сцепления генов.
Таблица, изображающая сцепленное наследование признаков, карты хромосом человека.
1
П №1,2
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -таблицы, контроля -фронтальный опрос, решение задач проблемно-поисковый и практический - извлечение информации из таблиц и карт.
П. 21, Р. Т. с. 44 -45 № 4 - 7.
12
23
Взаимоотношение аллельных и неаллельных генов.
Сформировать представления о генотипе как о целостной системе.
Электронная презентация.
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -презентация, контроля -фронтальный опрос, письменная проверка знаний, проблемно-поисковый - решение задач.
П. 22, Р.т. с. 45 -46, № 2,3,5.
12
24
Наследование признаков сцепленных с полом.
П.р. № 2 Решение генетических задач.
Сформировать знания о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков, сцепленных с полом.
Таблицы, изображающие механизм наследования пола, кариотипы разных организмов.
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -таблицы, контроля -фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый - решение задач.
П.23, Р. Т. с. 47 № 1, 2, 4, с. 48 №6
13
25
Наследственная изменчивость.
Л. Р. № 3 Изучение изменчивости у организмов.
Формирование знаний о сущности изменчивости; сформировать умение характеризовать роль изменчивости организмов в живой природе.
Электронная презентация
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -презентация, контроля -фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический- решение задач, лабораторная работа
П. 24, Р. Т. С. 48 - 49 № 1, 2, 4.
13
26
Другие типы изменчивости. Л.р. № 3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»
Продолжить формировать знания об изменчивости организмов, сформировать умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.
Таблицы и электронная презентация.
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный -презентация, контроля -фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический- решение задач,
Подготовить сообщения, презентациио наследственных болезнях человека.П. 25, Р. Т. с. 50 -51 № 1.2,5,7.
14
27
Наследственные болезни человека.
Сформировать умение объяснять причины проявления наследственных заболеваний, роль генетики в медицине и здравоохранении.
Таблицы, изображающие кариотип человека. Подготовленные учащимися презентации. сообщения
1
П №1
Словесный - учебная лекция, комментарии к презентациям, беседа, практический, проблемный.
П 26, с. 51 - 53 № 3 - 6.
14
28
Обобщающий урок « Подведём итоги»
Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме.
1
П №2
Контроля - тестирование по теме, контрольные задания.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 4 часа.
15
29
Генетические основы селекции организмов.
Познакомить учащихся с наукой селекцией и её задачами и методами, показать тесную связь генетики и селекции
Таблицы, изображающие полиплодные формы, ценные породы животных, сорта культурных растений.
1
Знать: генетические основы селекции, особенности селекции растений, животных и микроорганизмов
Уметь: пользоваться научной терминологией, называть центры многообразия и происхождения культурных растений.
П №1
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы, натуральные объекты, контроля -фронтальный опрос, ,
Подготовить сообщение, презентацию о Н. И. Вавилове, достижениях селекционеров. П. 27, Р.т. С. 54 - 55 № 1,2
15
30
Особенности селекции растений.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Познакомить с особенностями и достижениями селекции растений, раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Таблицы, изображающие центры происхождения культурных растений.
1
П №1
наглядно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковай, метод контроля.
Сообщения учащихся, обсуждение, комментарии.
П. 28, 29 Р.т. с. 56 - 57 №1,5.
16
31
Особенности селекции животных.
Познакомить с особенностями методов и достижениями селекции животных.
Таблицы, изображающие ценные породы животных.
1
П №1.5
Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный - таблицы, контроля -фронтальный опрос, тестирование
П 30, р.т. с. 60, № 5 7.
16
32
Основные направления селекции микроорганизмов.
Познакомить с основными направлениями селекции микроорганизмов.
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос,
П.31. Р. Т. с. 61 №1 -2, с. 62 № 6 -7.
Происхождение жизни и развитие органического мира. 5 часов.
17
33
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Познакомить учащихся с современным пониманием вопроса о происхождении жизни.
Таблицы с изображением прокариотической и эукариотической клетки.
1
Знать: развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни, основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события.
Уметь: давать определение понятия жизни, характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни.
П №1,5
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный - таблицы, рисунки учебника.
Подготовить сообщения, презентации
П. 32, Р. Т. с 63 64, № 3,4,6.
17
34
Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни, показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления знаний.
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный - таблицы, рисунки учебника, частично-поисковый.
П 33, Р.т. С.64 -65 № 2,4.
18
35
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Рассмотреть формирование сложного механизма фотосинтеза, появление на Земле мощного планетарного процесса - биологического круговорота веществ.
Таблица, изображающая растительную клетку.
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный, частично-поисковый, метод контроля, тестирование
П 34, Р. Т. С.66 - 67 № 1 - 5.
18
36
Этапы развития жизни на Земле.
Познакомить учащихся с делением истории Земли на эры, дать представление об особенностях флоры, фауны разных эр.
Таблицы, изображающие органический мир разных эр и периодов. Электронные презентации.
1
П №1
Семинар
П. 35, Р.т. с. 68 - 69 № 1,2,4 - 7.
19
37
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
Установить приспособленности к наземному образу жизни у растений и животных.
Учебники ботаники, зоологии, открытки, рисунки комнатные растения.
1
П №1
Словесный - беседа, сообщения учащихся. Частично-поисковай, практический - выявление приспособительных форм растений и животных, контроль.
Подготовить сообщения о Ч. Дарвине и Ж.-Б. Ламарке.
Учение об эволюции. 12 часов.
19
38
Идея развития органического мира в биологии.
Познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей.
Портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка.
1
Знать: эволюционную теорию Ч. Дарвина,
движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор,
доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические, вид. Его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Формирование приспособлений в процессе эволюции, видообразование6 географическое и экологическое, главные направления эволюции. Её основные закономерности.
Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида, иллюстрировать примерами главные направления эволюции, выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных.
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, сообщения учащихся.
П. 36, Р. Т. с.70 - 71, № 3 - 5.
20
39
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина,
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, контроля - тестирование
П. 37.
20
40
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.
познакомить с движущими силами эволюции
Электронная презентация.
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, контроля - тестирование
Записи в тетради
21
41
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
Л.р. № 4 « Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Познакомить с результатами эволюции, показать относительный характер приспособленности
Электронная презентация «Приспособленность организмов к условиям среды.
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля - фронтальный опрос,
Записи в тетради.
21
42
Современные представления об эволюции органического мира.
Познакомить с современным эволюционным учением, сформировать понятие о популяции как элементарной единице эволюции.
Электронная презентация «Движущие силы эволюции»
1
П №1
Словесный - учебная лекция
П. 38, Р. Т. С. 74, № 5.
22
43
Вид, его структура и особенности.
Сформировать понятие «вид», познакомить со структурой вида, его критерии.
Схема «Критерии вида»
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный - таблицы, рисунки учебника.
П 39, Р. Т. с. 75 - 76 № 1, 2. 4,6.
22
44
Процесс образования видов - видообразование.
Сформировать знания о сущности процесса микроэволюции, познакомить с основными формами видообразования.
Таблицы и схемы, демонстрирующие географическое и экологическое видообразование, гербарии.
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный - таблицы, рисунки учебника, схемы.
П. 40, Р. Т. С. 77 - 78, № 1 - 3. 5 - 7.
23
45
Макроэволюция - результат микроэволюций.
Формировать понятие №макроэволюция»
Таблицы, демонстрирующие примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.
1
П №1
Словесный - учебная лекция, контроля.
П. 41, Р. Т. с. 78 - 81 № 1,2,3, 5,7.
23
46
Основные направления эволюции.
Формировать знания о главных направлениях эволюционного процесса, познакомить с путями достижения биологического прогресса.
Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный -схемы,
П.42, Р.т. с. 80 81, № 3,5,6.7.
24
47
«Основные закономерности эволюции.
Л. Р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
Познакомить учащихся с основными закономерностями эволюции.
Таблицы, рисунки слайды, демонстрирующие прогрессивное усложнение форм , приспособленность видов к среде обитания.
1
Словесный - учебная лекция, беседа, контроля -фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный -схемы, таблицы, слайды, Частично-поисковай, практический - лабораторная работа.
Приготовить сообщения, презентаци о влиянии человека на процессы эволюции, П. 42.
24
48
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.
Формировать умение объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Необходимость защиты окружающей среды.
Красная книга России, электронная презентация «Редкие и исчезающие виды растений и животных»
1
П №1
Словесный - беседа, контроля -фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный - презентация, сообщения. Частично-поисковай,
Р. Т. с. 82 - 83 № 4- 8, подготовиться к зачёту.
25
49
Контрольный урок по теме «Учение об эволюции»
Контроль знаний по изученной теме.
Контрольные задания.
1
П №2
Контроля - тестирование по теме, контрольные задания.
Происхождение человека. (Антропогенез). 6 часов.
25
50
Эволюция приматов
Дать представление о месте и особенностях органического мира, познакомить с доказательствами эволюционного происхождения человека.
Таблицы скелета человека и человекообразных обезьян, сходство стадий эмбрионального развития позвоночных.
1
Знать: место и особенности человека в системе органического мира, факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных, движущие силы антропогенеза.: биологические и социальные, этапы антропогенеза, краткую характеристику рас.
Уметь: характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза. Давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям, определять по рисункам расы человека.
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа,
П. 44. Р.т. с. 84 - 85, № 1,2.
26
51
Доказательства эволюционного происхождения человека.
Формирование понятия «антропогенез», привести доказательства эволюционного происхождения человечества.
Электронная презентация.
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый - эвристическая беседа, контроля - фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный.
П. 45, Р. Т. с.85 - 86, № 6 - 8.
26
52
Ранние этапы эволюции человека.
Формирование знаний об этапах эволюции человека.
Таблица «Этапы эволюции человека»
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый - эвристическая беседа, контроля - фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный.
П. 46, Р. Т. с. 86 -87. № 6 - 8.
27
53
Поздние этапы эволюции человека.
Продолжить формирование знаний об антропогенезе, показать биосоциальную сущность человека.
Таблица «Этапы эволюции человека»
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, проблемный - исследование социальности человека..
Сообщения о Миклухо-Маклае, характеристика рас
П. 47, Р. Т. с. 88 - 89 № 4 - 6.
27
54
Человеческие расы. Их родство и происхождение.
Формировать знания о расогенезе, научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас.
Таблица «Человеческие расы»
1
П №1
частично-поисковый - эвристическая беседа, учебная лекция,
П. 48. Р. Т. С. 89-90, № 6- 8.
28
55
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Формировать умение объяснять место и роль человека в природе, взаимодействие человека и среды.
Таблица «Биосфера», презентация «Охрана природы»
1
П №1,5
Словесный - беседа, частично-поисковый - эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля -тестирование.
П. 49, Р. Т. с. 91 - 92, Р. Т. с. 91 - 92, № 1 - 6.
Основы экологии. 11 часов.
28
56
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
Познакомить с наукой экологией, сформировать знания о средах жизни на Земле и экологических факторах.
Электронная презентация «Среды жизни»
1
Знать: предмет и задачи экологии, основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере.
Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания. Определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу.
П №1,2
Словесный - беседа, частично-поисковый - эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля -фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа.
П. 50, Р. Т. с. 93 - 94 № 2,4,6,7.
29
57
Закономерности действия факторов среды на организмы
Познакомить с закономерностями действия факторов среды на организмы, сформировать умение применять знания экологических законов для объяснения последствий деятельности человека.
.
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа.
П. 51. Р. Т. С. 94 - 96, № 1 - 3,6 - 7.
29
58
Приспособленность организмов к факторам среды.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Формировать умение объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды,
Таблицы «Разнообразие жизненных форм растений и животных»
1
П №1,3
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый эвристическая беседа, контроль - фронтальный опрос.
П. 52.
30
59
Биотические связи в природе.
Сформировать знания о формах взаимодействия между организмами.
Слайды «Формы взаимоотношений между организмами»
1
П №1,4
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый -составление цепей питания, наглядно-демонстрационный,
П. 53, Р. Т. с. 98 - 100, № 1,2,6,7.
30
60
Популяция как форма существования видов в природе.
Сформировать знания о популяциях как форме существования вида в природе, познакомить с экологическими характеристиками популяций
Таблица «Популяционная структура вида»
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый -выводы по таблице, наглядно-демонстрационный,
П. 54, Р. Т. с. 100 - 101, № 1,2,6.
31
61
Функционирование популяции и динамика её численности в природе.
Продолжить знакомство с экологическими характеристиками популяции, формировать умение решать экологические задачи..
Таблицы «Популяционная структура вида»
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый -работа со словарём, контроль - фронтальный опрос.
П. 55.
31
62
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
Сформировать понятие о биоценозе как закономерном сожительстве видов в природе, формировать умение решать экологические задачи.
Таблицы «Природные сообщнства»
1
П №1,4
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый -работа со словарём, контроль - фронтальный опрос, тестирование.
П. 56, Р. Т. с.102 - 103, № 1,3,4,6 -9.
32
63
Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.
Сформировать знания о сущности процессов круговорота веществ, превращения энергии в экосистеме, познакомить с компонентами биогеоценоза.
Схема «Структура биогеоценоза»
1
П №1
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый -работа со словарём, выводы по таблице контроль - фронтальный опрос.
П. 57, Р. Т. с. 196 - 107, № 1 - 3, 5,7.
32
64
Развитие и смена биогеоценозов
Сформировать представления о развитии и смене биогеоценозов, познакомить с понятием сукцессии и её видами.
Таблицы «Развитие биогеоценоза», «Смена биогеоценоза»
1
П №1,5
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый -работа со словарём, выводы по таблице контроль - фронтальный опрос, тестирование
П. 58, Р.т. с. 107, 108, № 1 - 3, 5,6
33
65
Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Л. Р. № 5 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места"
Познакомить с основными законами устойчивости природы, необходимостью охраны природы.
Оценить гигиеническое качество рабочего места.
Таблица и схема «круговорот веществ в природе»
Листы белой бумаги, скотч.
1
П №1.5,3
Словесный - учебная лекция, беседа, частично-поисковый - лабораторная работа,контроль - фронтальный опрос, тестирование
П. 59, 60 Р.т. с. 109, № 2,3.
33
66
Итоговая контрольная работа.
Контроль знаний.
Тестовые задания.
1
П №2
индивидуальный
Формы и средства контроля.
На уроках биологии используются следующие виды контроля:
- предварительный (определение уровня базовых знаний перед изучением темы);
- текущий (выявление объёма, глубины и качества восприятия учебного материала);
- тематический (проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени);
- итоговый (выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем)
Формы контроля знаний учащихся по биологии:
- устная проверка знаний;
- фронтальная устная проверка;
- тестирование
-лабораторная работа
Приложение.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии.
Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
-
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
-
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
-
Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
-
Знания всего изученного программного материала.
-
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
-
Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
-
Оценка «3» ставится в случае:
-
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
-
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
-
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
-
Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
-
Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
-
Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Приложение № 1.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
-
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
-
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
-
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
-
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
-
Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
-
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-
Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
-
Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
-
При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Приложение № 2.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
-
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
-
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
-
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
-
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
-
Правильно выполняет не менее половины работы.
-
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
-
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
-
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
-
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
-
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Приложение № 3.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
-
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
-
Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
-
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
-
Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
-
Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
-
При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
-
Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
-
Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
-
Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
-
Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-
Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
-
Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Приложение № 4
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
-
Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
-
Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
-
Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
-
Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
-
Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
-
Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-
Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
-
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
-
Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
-
Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
-
Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
-
Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
-
Нет ответа.
Приложение № 5.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Приложение № 6.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
-
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
-
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
-
неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
-
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
-
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
-
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
-
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
-
арифметические ошибки в вычислениях;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
-
орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя:
-
Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
2Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
3Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
4.Борзова З.В. Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126с.
5. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004. - 46с.
6. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 115с.
Литература для учащихся.
-
Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.
-
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.
-
Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
chemistry48.ru
6