- Преподавателю
- Биология
- «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»
«Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шутова Н.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоспасская средняя общеобразовательная школа
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»
Подготовила: Шутова Наталья Владимировна,
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
МКОУ Новоспасская СОШ
2014г.
Современные требования к уроку связаны с переориентацией общих целей школьного образования : с предметно-дисциплинарных на развитие личности
Основные требования к современному уроку:
1. Учитель обеспечивает мотивацию деятельности ученика на каждом этапе : перспективная мотивация - темы, раздела, всего курса; мотивация на этапе усвоения знаний - получение новой информации, формирование компетенций, на этапе контроля. Это главное! Постоянная компетенция!
2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной деятельности учащихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики
содержания учебного предмета. Управление деятельностью ученика!
3.Любой урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого - педагогических условий для обучения:
- оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности
- целесообразное разнообразие форм и видов работы на уроке
- получение обратной связи - на каждом этапе урока. Это и есть управление.
- на уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование универсальных учебных действий.
4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности ученика.
5. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно-познавательную деятельность) и завершающий этап (рефлексия).
Ответы на многие вопросы даёт применение технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (автор В.В.Фирсов)
Цель уровневой дифференциации (УД) - научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьезные требования. Он должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,
гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Работа в школе заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным?»
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).
Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.
На мой взгляд, дифференциация обучения - одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.
При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:
· малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
· педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 - 40%);
· дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство - 60 - 70%);
способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов - 5 - 10%);
одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.
Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.
Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.
Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.
Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.
Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.
На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.
На уроках можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.
Индивидуальная работа школьников на уроках может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.
Различают следующие виды групповой деятельности:
-
кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
-
индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
-
дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы
· 1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;
· 2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;
· 3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
-
делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
-
разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
-
оценивании деятельности учащихся.
Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.
Цели дифференцированного обучения:
для 1-й группы учащихся:
-
Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
-
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
-
сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;
для 2-й группы учащихся:
-
развить устойчивый интерес к предмету;
-
закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
-
сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
для 3-й группы учащихся:
-
развить устойчивый интерес к предмету;
-
сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
-
развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:
-
обязательных результатов обучения;
-
межпредметных связей;
-
практической направленности.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.
Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета.
Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:
А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или закона.
В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
Регулярное использование на уроках системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.
Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по предмету.
Общеизвестно, что в классе учащиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе, изучаемый материал воспринимается ими неравномерно. Поэтому все учащиеся класса делятся на четыре группы.
Первая группа. Учащиеся обладают высшими учебными возможностями, усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.
Вторая группа. Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.
Третью группа. Учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости. Четвертая группа. Ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний.
В связи с этим на своих уроках использую индивидуальные самостоятельные, контрольные и практические работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитывается разный уровень.
Список использованной литературы:
1. В. А. Коровин. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике - 2 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 64 с.
2. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М.: Педагогика, 1996г.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Просвещение. 1996 г.