Урок История развития зоологии

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: История развития зоологии

Цели урока: Дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой

Оборудование: Таблицы с представителями различных систематических групп животных; окаменелости; проектор.

Ход урока

  1. Актуализация знаний


  1. Ребята, давайте вспомним, что означает слово «биология»?

(«биос» -жизнь, «логос» - наука, то есть, наука о жизни)

  1. Чем отличаются живые организмы от неживых? (живые организмы передвигаются, питаются, размножаются, у них имеется обмен веществ…)

  2. На какие 4 царства делятся все живые организмы? (Растения, грибы, животные,

бактерии)

2. Изучение нового материала

  1. История развития зоологии:

Учитель: Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас живой природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами. Данные о количестве животных постоянно меняются. И в настоящее время ученые открывают новые виды животных

( Где? В джунглях и других труднодоступных для человека местах). Но, к сожалению, некоторые виды животных находятся на грани исчезновения (Почему? В основном из-за охоты, загрязнения среды обитания и хозяйственной деятельности человека)

Урок История развития зоологии

Видеоролик: «Животные Красной книги» (5 мин.)

Запись в тетради:

Простейшие

Губки

Кишечнополостные

Членистоногие

Черви

Моллюски

Рыбы

Земноводные

Птицы

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Пауза: Гимнастика для глаз (3-4 мин)


  1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20)

  2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек.

  3. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.

  4. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5 сек.

Вопрос к классу:

Как вы думаете, в каких уголках нашей планеты животные еще не изучены? (в джунглях, в глубоководных впадинах)

Учитель:

1. Знания о животных у человека накапливались постепенно

Вопросы к классу:

Какие примеры знаний древнего человека о животных Вы можете привести? (наскальные рисунки, рассказы, сказки)

  1. Для чего нужны были наскальные рисунки? (просто так, художественные рисунки, изображение мест охоты, передача знаний следующим поколениям, показаны методы охоты - загон животных в ямы, орудия охоты, виды животных)

Учитель:

Наскальные рисунки передавали внешний вид, особенности образа жизни, характер движений животных. Древние охотники знали места обитания и пути миграций животных

Вопросы к классу:

  1. Приведите пример сезонных миграций африканских животных, обитающих в саваннах (в поисках воды в засушливые периоды)


  1. Какое значение имели животные в жизни древних людей? (пища, одежда, кости - первые орудия, ожерелья из костей и перьев, постройка жилищ, Люди сооружали постройки для содержания животных рядом со своими поселениями, использовали животных в целях получения не только мяса, но и шерсти, молока, яиц... )

Учитель:

Первым попытался обобщить и систематизировать накопленные знания по зоология древнегреческий ученый Аристотель в IV в. до н.э. в книге "История животных"

Запись в тетради: Аристотель в IV в. ; научный труд: "История животных"

Аристотель в этой книге описал строение тела животных, образ жизни, места обитания, питание различных животных. Ярким выражением идеи единства природы стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля, начинающаяся минералами, и заканчивающаяся человеком.

В эпоху Великих географических открытий знания о животных резко расширились о видовом составе животных, появилось много легенд о мифических существах

Вопросы к классу:

Каких мифических животных Вы знаете?(сирена, медуза-горгона…)

Чтение отрывков из книги "Мифологические животные"

Учитель:

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные труды и учебные пособия по зоологии для детей

Например, Книга "Зоология в картинках " (показать классу)

Учитель:

В разных странах ученые собирали и накапливали знания о растениях и животных. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше. Люди собирали сведения о лекарственных, съедобных и ядовитых растениях и грибах, изучали повадки животных, на которых охотились. Знания накапливались, и постепенно произошла путаница с названиями. Одни и те же растения и животные в разных странах назывались по-разному, и ученые перестали понимать друг друга. Возникла необходимость привести в порядок все знания о разнообразии организмов. В настоящее время этим занимается наука под названием систематика. А в 18 веке эту огромную работу проделал великий шведский ученый Карл Линней (1707-1778 гг)

В 1735 году Карл Линней излагает систему классификации в брошюре «Система природы».

Запись в тетрадях:

Карл Линней (1707-1778 гг)

Научный труд «Система природы» (1735 г.)

Систематика - это наука, которая классифицирует все живое.

Карл Линней в 1735 году предложил для каждого из организмов "фамилию" и "имя", отныне они стали называться двумя латинскими словами: одно обозначает род, другое - вид. Такая система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура.

Запись в тетради: Система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура

Физкультминутка: (5 мин.)

Карл Линней ввел в науку новые систематические категории: класс, отряд, род, вид. Использование латинского языка и введение новых систематических категорий позволило избежать путаницы в названиях живых существ.

Карл Линней предложил объединять сходные виды в более крупные группы -роды; роды - в отряды; отряды - в классы.

Задание в тетради: Самостоятельно заполнить таблицу

(с использованием учебника)


Царство

Животные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Семейство

Человекообразные обезьяны

Род

Шимпанзе

Вид

Шимпанзе карликовый


В области систематики отдельных групп и в настоящее время продолжается работа по выявлению, описанию, изучению новых для науки видов животных.

3. Закрепление нового материала:

Определите количество особей, видов и родов животных в списке на доске:

1. Лисица обыкновенная

2. Медведь бурый

3. Ласточка береговая

4. Тюлень гренладский

5. Лисица обыкновенная

6. Медведь белый

7. Тюлень обыкновенный

8. Сельдь атлантическая

9. Ласточка деревенская

10. Медведь бурый

( Ответ: особей - 10; видов -8; родов 5)

Д.з. Пар. 1 В. 1-3 (устно) в. 4 (письменно)


6


© 2010-2022