- Преподавателю
- Биология
- 2014 г. Выступление по теме Деятельность подход в обучении биологии в школе
2014 г. Выступление по теме Деятельность подход в обучении биологии в школе
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусева Л.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гусева Л.В., учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОКУ СОШ п. Безбожник
Деятельностный подход в обучении - основное условие
реализации государственного образовательного стандарта
Государственной политикой модернизации российского общего образования определен курс на значительное обновление, как содержания образования, так и самого процесса обучения: внедрение в педагогику обучения системно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов к обучению и воспитанию, формирование самостоятельной учебно-познавательной активности учащихся, коммуникативной, практической, творческой деятельности и формирование опыта этой деятельности.
Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
(В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею)
Таким образом, модернизированная школа должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях.
Реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Эти цели нормативно закреплены Законом РФ «Об образовании» (статья 14).
Приоритет деятельностного подхода требует новых приемов и методов в организации процесса обучения, новой системы взаимодействия учителя и учащихся, метода обучения, который реализует поставленные цели.
В педагогике деятельность определяется как целенаправленная активность человека, отвечающая его потребностям и мотивам, реализующимся в системе действий и операций. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
Деятельностный подход к обучению означает, что содержанием образования являются не только специальные знания и умения, но и различные виды деятельности. Основным видом деятельности ученика является учебная деятельность. Учебная деятельность определяется как один из основных видов деятельности человека, направленной на овладение способами предметных и познавательных действий. Более того, наиболее рациональные способы усвоения знаний в первую очередь выступают в качестве содержания учебного предмета.
Цели современного образования:
(Научиться познавать (приобрести знания - инструментарий для познания); делать (заниматься созидательной деятельностью в своей среде); существовать вместе (участвовать и сотрудничать во всех видах деятельности); достойно жить - основное достижение, которое вытекает из предыдущих трех.)
В связи с этим меняется роль деятельности учителя. Деятельность учителя в учебном процессе - управление учебной деятельностью учащихся - требует совмещения поля деятельности учителя с полем деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности. В этом заключается суть проектирования технологии обучения на основе деятельностного подхода.
Учебная деятельность основывается на следующих принципах:
- проблемности (в основе проблема - противоречие в форме проблемного вопроса, проблемной задачи, проблемного задания, доминирование проблемных методов и значимой для учащихся проблемы по содержанию);
- индивидуализации и дифференциации;
- активности и самостоятельности.
Вместе с тем уровень развития ученика в учебной деятельности зависит не только от уровня его готовности к обучению, но и от личностных качеств и субъектного опыта.
Психологическую основу деятельностного подхода составляет следующее положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За знаниями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т.д.). Эти действия образуют так называемый полный цикл учебно-познавательной деятельности по усвоению содержания образования: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация информации, контроль и оценка усвоения.
Дидактической основой деятельности является самостоятельная работа учащихся. Приоритетной становится организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения, особенно на этапах «открытия» для ученика новых знаний. Развитие познавательной активности основано на дидактическом принципе активности, содержание которого образуют следующие требования: постановка проблем в процессе обучения; стимулирование и поощрение инициативы обучаемых к поиску новых решений и обеспечение их самостоятельной деятельности; формирование приемов творческой деятельности. Самостоятельная работа учащихся рассматривается как метод обучения, как форма организации познавательной деятельности учащихся и как средство обучения.
Основные признаки самостоятельной деятельности выражаются в том, что цель деятельности ученика носит в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Самостоятельная работа учащихся на этапе «открытия новых знаний» должна отвечать следующим признакам:
- наличие цели работы;
-наличие конкретного задания;
-четкое определение формы выражения результата деятельности;
-обязательное выполнение задания каждым учеником;
- обязательное подведение итогов самостоятельной работы;
-самостоятельная работа определена во времени.
С методической точки зрения деятельностный подход важно рассматривать как организацию непосредственно самой самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учителем задания для самостоятельной деятельности учащихся и организация ее осуществления).
Деятельностный подход все большее распространение получает в методике обучения, он стал системообразующим фактором технологии обучения. Реализация этого подхода предполагает понимание знания как деятельности и ее результата.
Известно, что фундаментальное ядро содержания общего образования составляет система научного знания, включающая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности как сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.
В современных условиях большая роль в учебном процессе отводится формированию универсальных учебных действий ученика, которые и обеспечивают способность его к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Основаниями для выделения универсальных учебных действий учащихся являются цели и результаты общего образования; деятельностный подход в обучении; этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Исходя из этого выделяют следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов. Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.
Универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Метапредметными результатами обучения по предмету должны быть следующие: 1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятия, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Приложение 1
Регулятивные действия:
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.
Коммуникативные действия
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
Познавательные учебные действия
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
Общеучебные действия
- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
- информационный поиск;
- знаково-символические действия.
Знаково-символические действия выполняют функции а) отображения учебного материала; б) выделения существенного; в) отрыва от конкретных ситуативных значений; г) формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий: замещение, кодирование/декодирование, моделирование.
4) Структурирование знаний;
5) произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
6) смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
7) рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
8) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.
Логические действия: а) отображения учебного материала; б) выделения существенного; в) отрыва от конкретных ситуативных значений; г) формирования обобщенных знаний; д) подведение под понятия, выведение следствий; е) установление причинно-следственных связей; ж) построение логической цепи рассуждения;
з) выдвижение гипотез, их обоснование; и) доказательство.
Постановка и решение проблем: а) формулирование проблемы;
б) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.