2014 г. Выступление по теме Деятельность подход в обучении биологии в школе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гусева Л.В., учитель биологии

высшей квалификационной категории

МОКУ СОШ п. Безбожник

Деятельностный подход в обучении - основное условие

реализации государственного образовательного стандарта

Государственной политикой модернизации российского общего образования определен курс на значительное обновление, как содержания образования, так и самого процесса обучения: внедрение в педагогику обучения системно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов к обучению и воспитанию, формирование самостоятельной учебно-познавательной активности учащихся, коммуникативной, практической, творческой деятельности и формирование опыта этой деятельности.

Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

(В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею)

Таким образом, модернизированная школа должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях.

Реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Эти цели нормативно закреплены Законом РФ «Об образовании» (статья 14).

Приоритет деятельностного подхода требует новых приемов и методов в организации процесса обучения, новой системы взаимодействия учителя и учащихся, метода обучения, который реализует поставленные цели.

В педагогике деятельность определяется как целенаправленная активность человека, отвечающая его потребностям и мотивам, реализующимся в системе действий и операций. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Деятельностный подход к обучению означает, что содержанием образования являются не только специальные знания и умения, но и различные виды деятельности. Основным видом деятельности ученика является учебная деятельность. Учебная деятельность определяется как один из основных видов деятельности человека, направленной на овладение способами предметных и познавательных действий. Более того, наиболее рациональные способы усвоения знаний в первую очередь выступают в качестве содержания учебного предмета.

Цели современного образования:

(Научиться познавать (приобрести знания - инструментарий для познания); делать (заниматься созидательной деятельностью в своей среде); существовать вместе (участвовать и сотрудничать во всех видах деятельности); достойно жить - основное достижение, которое вытекает из предыдущих трех.)

В связи с этим меняется роль деятельности учителя. Деятельность учителя в учебном процессе - управление учебной деятельностью учащихся - требует совмещения поля деятельности учителя с полем деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности. В этом заключается суть проектирования технологии обучения на основе деятельностного подхода.

Учебная деятельность основывается на следующих принципах:

- проблемности (в основе проблема - противоречие в форме проблемного вопроса, проблемной задачи, проблемного задания, доминирование проблемных методов и значимой для учащихся проблемы по содержанию);

- индивидуализации и дифференциации;

- активности и самостоятельности.

Вместе с тем уровень развития ученика в учебной деятельности зависит не только от уровня его готовности к обучению, но и от личностных качеств и субъектного опыта.

Психологическую основу деятельностного подхода составляет следующее положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности. За знаниями, навыками и развитием ученика всегда стоит действие с определенными характеристиками (восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение и т.д.). Эти действия образуют так называемый полный цикл учебно-познавательной деятельности по усвоению содержания образования: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация информации, контроль и оценка усвоения.

Дидактической основой деятельности является самостоятельная работа учащихся. Приоритетной становится организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения, особенно на этапах «открытия» для ученика новых знаний. Развитие познавательной активности основано на дидактическом принципе активности, содержание которого образуют следующие требования: постановка проблем в процессе обучения; стимулирование и поощрение инициативы обучаемых к поиску новых решений и обеспечение их самостоятельной деятельности; формирование приемов творческой деятельности. Самостоятельная работа учащихся рассматривается как метод обучения, как форма организации познавательной деятельности учащихся и как средство обучения.

Основные признаки самостоятельной деятельности выражаются в том, что цель деятельности ученика носит в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Самостоятельная работа учащихся на этапе «открытия новых знаний» должна отвечать следующим признакам:

- наличие цели работы;

-наличие конкретного задания;

-четкое определение формы выражения результата деятельности;

-обязательное выполнение задания каждым учеником;

- обязательное подведение итогов самостоятельной работы;

-самостоятельная работа определена во времени.

С методической точки зрения деятельностный подход важно рассматривать как организацию непосредственно самой самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учителем задания для самостоятельной деятельности учащихся и организация ее осуществления).

Деятельностный подход все большее распространение получает в методике обучения, он стал системообразующим фактором технологии обучения. Реализация этого подхода предполагает понимание знания как деятельности и ее результата.

Известно, что фундаментальное ядро содержания общего образования составляет система научного знания, включающая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности как сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

В современных условиях большая роль в учебном процессе отводится формированию универсальных учебных действий ученика, которые и обеспечивают способность его к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Основаниями для выделения универсальных учебных действий учащихся являются цели и результаты общего образования; деятельностный подход в обучении; этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Исходя из этого выделяют следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов. Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.

Универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Метапредметными результатами обучения по предмету должны быть следующие: 1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятия, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

Приложение 1

Регулятивные действия:

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.

Коммуникативные действия

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества;

постановка вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.

Познавательные учебные действия

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.

Общеучебные действия

- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

- информационный поиск;

- знаково-символические действия.

Знаково-символические действия выполняют функции а) отображения учебного материала; б) выделения существенного; в) отрыва от конкретных ситуативных значений; г) формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий: замещение, кодирование/декодирование, моделирование.

4) Структурирование знаний;

5) произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

6) смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

7) рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;

8) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

Логические действия: а) отображения учебного материала; б) выделения существенного; в) отрыва от конкретных ситуативных значений; г) формирования обобщенных знаний; д) подведение под понятия, выведение следствий; е) установление причинно-следственных связей; ж) построение логической цепи рассуждения;

з) выдвижение гипотез, их обоснование; и) доказательство.

Постановка и решение проблем: а) формулирование проблемы;

б) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


© 2010-2022