Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)

Тема: Плоды и семена. 1.Цель: изучить строение плодов и семян. 2.Задачи: Обучающие: vСформировать знания у учащихся о плодах  и семенах. vФормирование у учащихся умений отличать семена от плодов. vФормирование у учащихся знаний о строение изучаемых объектах. vСформировать знание о разнообразие плодов и семян. vНаучить систематизировать полученные знания vНаучить применять знания для определения плодов и семян. Развивающие: vНаучить сравнивать, анализировать и делать выводы. vПродолжить учить сос...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)Конспект урока по теме: Плоды и семена ( 6 класс)




Конспект урока по теме: Плоды и семена






Учебная программа: Н.И. Сонин 6 класс






Составила учитель биологии: Андреевская А.А.










1.Цель: изучить строение плодов и семян.

2.Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать знания у учащихся о плодах и семенах.

  • Формирование у учащихся умений отличать семена от плодов.

  • Формирование у учащихся знаний о строение изучаемых объектах.

  • Сформировать знание о разнообразие плодов и семян.

  • Научить систематизировать полученные знания

  • Научить применять знания для определения плодов и семян.

Развивающие:

  • Научить сравнивать, анализировать и делать выводы.

  • Продолжить учить составлять таблицы, схемы, наглядные рисунки.

Воспитательные:

  • Содействие формированию у учеников мировоззренческих идей

  • Продолжить формировать умение работать с натуральными объектами.

  • Воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  • Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды

3.Материалы и оборудование.

  • Плоды (натуральные объекты)

  • Семена (натуральные объекты)

  • Схемы строения семени и плода

  • Картинки плодов

  • Картинки семян

  • Подносы

  • Карточки 3 цветов (желтый, зеленый, красный, синий, белый)

  • Мешочек для карточек не прозрачный

  • Проектор

  • Компьютер

  • 2 конверта

  • Коллекция плодов и семян

4.Методы обучения

  • Объяснительно- иллюстративный

  • Наглядный

  • частично-поисковый,

  • проблемный.

5. Структура урока и распределение времени.

1. Организационный момент

1мин

2. Постановка цели

1 мин

3. Проверка знаний (мини тест )

3 мин

4. Организация восприятия и осмысление учащимися нового материала

10 мин

5. Самостоятельная работа учащихся

8 мин

6. Организация восприятия и осмысление учащимися нового материала

10 мин

7.Подведение итогов ,выводы урока

8 мин

8. Задание на дом

2 мин

6. Ход урока

1. Организационный момент

Дети входят в класс. В классе заранее расставлены парты по группам (5 групп на 25 человек)

  1. Здравствуйте ребята, садитесь пожалуйста. Тема нашего урока плоды и семена.

-) Сейчас я вас для начала рассажу по группам. Для этого я предлагаю по очереди каждому пройти к мешочку и вытащить карточку (На столах заранее стоят цветные карточки.) Когда все вытащили карточку, то ребята рассаживаются за столы цвету которых соответствует карточка.)

-) Сегодняшний урок мы с вами начнем с проверки домашнего задания. На ваших партах лежат листочки, подпишите их. Проставьте номер варианта. Внимание на экран.(на экране появляется слайд с тестом.)Вам нужно поставить номер вопроса и поставить правильный ответ, он только один. Приступайте, пожалуйста. (5 вариантов что бы не повторялось в группе. В тесте 7 вопросов)

  1. Ребята я предлагаю вам выбрать одного человека. Выбранный человек подходит ко мне и получает поднос.

  2. На подносе вы видите предметы живой природы (шишки, яблоко, орех, и др.) Я предлагаю вам, посовещаться и распределить все на 2 группы, что по вашему мнению относиться к плодам, а что нет. В конце урока проверим.

  3. Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

- По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод - это «зрелый цветок». ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ - Огромное разнообразие плодов, ровно как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

  1. Я предлагаю вам взять конверт номер 1 на подносе и вскрыть его. В нем вы видите текст. Прошу вас прочитать его и выписать состав плода и функцию. (приложение 1)

Примерный текст в тетради: Плод состоит из: околоплодника семязачатки из которых в последствии образуются семена. Функция плода- это защита семян и их распространения.

  1. Проверка записанного текста. Примерный текст выходит на экран.

  2. Теперь я вам предлагаю сделать схему после прочтения вами текста из конверта номер 2. (текст приложение 2 )

  3. Из этого текста мы с вами узнали какие бываю плоды теперь давайте вместе заполним схему. Каждая группа будет называть по очереди. (приложение схема 3)

Теперь мы с вами проведем физкультминутку. (2минуты)

(Как мы усвоили знания о плодах?) Ребятам предлагается встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

  1. Как мы с вами уже поняли то главной функцией плода является, защита и распространение семян. Давайте теперь поговорим о семенах.

  2. Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем коллекции плодов и семян).

  3. Предлагаю вам открыть учебник на странице 40 и прочитать с последнего абзаца до конца. Запишите в ваши тетрадочки определения семядоли, эндосперм,

Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш. Это мы с вами запишем в тетрадочки

Зародыш состоит из:

А) зародышевый корешок;

Б) почечки;

В) Зародышевый стебелек;

Г) Семядоли

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зерновки - это семя. (демонстрируется схема на доске).

Теперь когда вы познакомились с понятиями что такое плод и семя. Прошу вас исправить ошибки в работе которую вы проделали в начале урока, а именно распределение что относится к плодам.

  1. Проверяем вместе что куда отнесли и обсуждаем ошибки если они есть.

  2. Домашнее задание.

Дома я прошу вас зарисовать в тетрадочку рисунки семени со странице 41 с подписями. И попрошу вклеить распечатки которые я вам выдам вклеить в тетрадочки и прочитать. На следующем уроке будет тест и лабораторная работа. По желанию можете составить кроссворд то теме плоды и семена, а так же написать реферат, за темами для реферата можете подойти ко мне или предложить свою.

  1. Дорогие ребята, урок закончен до свидания. Можете идти.



















Приложение 1

Плод - орган покрытосеменных растений, образующийся из цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нем семян. Многие плоды - ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и так далее.

Науку, изучающую плоды, называют карпологией. Раздел карпологии, изучающий закономерности распространения плодов исемян, называют карпоэкологией (иногда карпоэкологию понимают в широком смысле - как синоним диаспорологии, науки, изучающей закономерности распространения диаспо́р). В образовании плода принимают участие различные части цветка, но прежде всего завязь. Из стенки завязи формируется стенка плода - околоплодник или перикарпий. В перикарпии обычно различают три слоя: наружный - экзокарпий или эпикарпий, средний -мезокарпий и внутренний - эндокарпий. Семена формируются из семяпочек.

Все три слоя, обычно, хорошо различимы. Например, в плоде вишни тонкий кожистый наружный слой - экзокарпий, съедобная сочная мякоть плода - мезокарпий, твёрдая косточка из каменистой ткани, окружающая единственное семя - эндокарпий. Нередко эти слои околоплодника различаются слабо, даже при анатомическом исследовании, что связано с деформацией и сдавливанием клеток при созревании плода.

Приложение 2

С точки зрения науки, в узком смысле плод определяется как зрелый яичник (пестик). Однако в широком смысле, под термином плодобычно понимают структуру, производную пестиков и других частей растения (околоплодник), участвующего в плодоношении. По морфологическим признакам различают основные виды фруктов:

  • простейшим является плод, сформированный из пестика, который может состоять только из одного пестика или нескольких плодолистиков соединённых вместе (например, томат), в результате чего образуется ягода);

  • сборные или сложные плоды, сформированные из одного или нескольких гинецей, то есть являющиеся совокупным продуктом и состоящие из нескольких гинецей плодолистиков, которые свободны друг от друга, где каждый пестик остаётся в состоянии зрелости (например, плоды клубники и земляники - сложная семянка или малины - сложная костянка);

  • несколько плодов получается из соцветий, то есть комбинированных гинецей из множества цветов;

  • плоды, содержащие ткани перикарпия и неправильно называемые ложными - например, яблоко является ложным плодом;

  • плоды с мясистым и сочным околоплодником (мезокарпием) называют сочными, а с не мясистым - сухими;

  • плоды, которые не содержат жизнеспособных семян, называют «партенокарпическими», например, банан.

Приложение 3

Плоды и семена, их распространение.

Вариант 1.

1. Плод - ягода у:

а) вишни в) крыжовника

б) сливы г) черемухи

2. Плод - костянка у:

а) дуба б) томата

в) смородины г) персика

3. На перегородке плода семена расположены у:

а) фасоли в) репы

б) гороха г) акации

4. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат в) бузина

б) акация г) череда

5. Распространяются ветром плоды:

а) клена в) дуба

б) бузины г) кокоса

Вариант 2

1. Плод - коробочка у:

а) мака в) подсолнечника

б) лещины г) капусты

2. Плод - семянка:

а) ячменя в) редиса

б) подсолнечника г) дуба

3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

а) ягода в) костянка

б) коробочка г) семянка

4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

а) зерновки в) ореха

б) семянки г) боба

5. Околоплодник - это видоизменение:

а) цветоложа в) чашечки

б) стенок завязи г) семени










Вариант 3

1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.

Чтсроку

Анстякок

Дельуж

Яадог

Хрео

Шкорее

Ямкнеса

Орказвен

боркачоок

околяб

2. Подчеркните лишнее:

А) ягода;

Б) костянка;

В) семянка;

Г) пыльца;

Д) зерновка.







Приложение 4



Плод

СОЧНЫЕ

  • сочная костянка (вишня, слива, персики);

  • сухая костянка (грецкий орех).



  • орех, орешек (лещина, фундук);

  • зерновка (злаки);

  • крылатка (клён);

  • жёлудь (дуб);

  • семянка (подсолнечник).

Ягодовидные

(многосемянные)

Костянковидные



  • ягода (плод черники, смородины,томата)

  • яблоко (плоды яблони, груши, рябины);

  • тыквина (плоды арбуза, тыквы, кабачка);

  • гесперидий, или померанец (плод цитрусовых);

  • гранатина (плод граната).

СУХИЕ

  • коробочка (мак, тюльпан,

  • дурман);

  • крыночка;

  • боб (Семейство Бобовые);

  • мешочек;

  • стручок или стручочек (Семейство Крестоцветные);

  • листовка.

Коробочковидные

(многосемянные)

Ореховидные

(односемянные)

© 2010-2022