- Преподавателю
- Биология
- Дидактические материалы Биология 5-6 класс. В. В. Пасечник
Дидактические материалы Биология 5-6 класс. В. В. Пасечник
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева О.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дидактические материалы для достижения метапредметных результатов
при обучении биологии
Лебедева Ольга Александровна, учитель биологии
МАОУ «СОШ №7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
5-6 класс Биология. Бактерии, грибы, растения. Пасечник В.В.
Группа 1
Задания на классификацию
Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
-
В каждой строчке подчеркните лишний организм
-
гриб - водоросль - папоротник - шиповник - хвощ - сосна
-
роза - акация - пихта - кипарис - клевер - мох сфагнум
-
сосна - ель - кипарис - пальма - можжевельник - лиственница
-
Распределите организмы по столбикам-группам
Подсолнечник, подорожник, липа, табак, астра, хризантема, пижма, лук, нарцисс, горчица, рапс, шиповник, донник, чеснок, георгины
-
Лекарственные растения
Технические
растения
Декоративные
растения
- череда
- рыжик
- маргаритка
-
Что лишнее? Выберите и обведите.
-
Костянка - ягода - тыквина - боб - гесперидий
-
Орех - желудь - померанец - крылатка - семянка
-
Желудь - семянка - зерновка - ягода - костянка
-
Коробочка - ягода - стручок - зерновка - боб - тыквина
Работа в парах.
Поясните свой выбор. Приведите доказательства того, что данный представитель в группе лишний.
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
-
Найдите приборы, которые используются для изучения клеток и тканей. Назовите их. Как человек использует другие приборы?
-
Соедините стрелочками названия растений и соответствующие рисунки
Горох Лук Клевер Пшеница Кукуруза Миндаль
Подпишите части в строении семян однодольных и двудольных растений.
Задания на сериацию
\
Это задания на умение определить последовательности действий, процессов,
явлений
-
Восстановите последовательность стадий развития растений, пользуясь
рисунком учебника с. 189.
-
Запишите правильную последовательность развития растительного мира на Земле
-
Появление одноклеточных водорослей
-
Появление процесса фотосинтеза
-
Организмы, похожие на бактерии, питающиеся готовыми веществами
-
Возникновение многоклеточных водорослей
-
Происхождение высших споровых растений
-
Выход растений риниофитов на сушу
-
Развитие семенных папоротников
-
Появление голосеменных растений
К. 130 млн лет назад на Земле появились покрытосеменные растения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
С
К
-
Расположите растения в порядке увеличения размеров
Проставьте номера от 1 до 7
ряска -1 сирень- ель- ландыш- секвойя- рогоз- шиповник-
-
Рассмотрите рисунок.
Расставьте правильно номера последовательности изображений от самой молодой клетки до самой старой, пользуясь рисунком учебника.
Поясните свое решение.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
-
Найди ошибку в последовательности расположения этапов деления клетки
Предложите свой вариант: _____ , ____ , _____ , _____
Задания на сравнение
Умение сравнить - это умение сопоставлять и противопоставлять объекты и явления природы.
-
Сравните классы Покрытосеменных растений.
Занесите информацию в сравнительную таблицу
Критерии для сравнения
Класс Однодольные
Класс Двудольные
Количество семядолей
1
Жилкование листьев
Сетчатое жилкование
Тип корневой системы
Расположение проводящих пучков в стеблях
Пучки в центре или в виде кольца
Наличие камбия в пучках
Число частей цветка кратно
кратно 3
кратно 4 или 5
Примеры растений класса
Рожь, …
Фасоль, …
Таблица может быть частично оформленной или самостоятельно составленной учениками.
2. Назовите черты сходства и различия представителей мхов, на пример: сфагнума и кукушкиного льна.
3. Подумайте какое преимущество в сравнении с голосеменными растениями дает наличие цветка и плода у покрытосеменных растений.
4. Сравните цветки растений
- опыляемые насекомыми (липа, клевер, ромашка, ...)
- ветроопыляемые (…..)
- самоопыляемые (…..)
Объясните причины различий и сходства цветков этих растений
Задания на моделирование
Задание на умение применять полученные знания в новых ситуациях, делать выводы и обобщения, обосновывать собственные взгляды, аргументировать ответ
-
Представьте, что вы ученые-изобретатели. Придумайте свой собственный прибор (устройство) для проращивания семян гороха.
Опишите как он будет работать. Дайте ему название.
Все ли условия прорастания семян Вы смогли учесть в конструкции?
-
Вы - ученые экологи.
Рядом с благополучным хвойным лесом построили крупный промышленный объект (автозаправку, завод).
Какие растения первыми начнут гибнуть, исчезать - лиственницы, сосны или ели?
Аргументированно объясните ваш ответ.
Группа 2
Задания на установление причинно-следственных связей
Задания развивают способности определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием
-
Почему??? (дайте развернутый ответ)
-
Лишайники не выделяют в отдельное царство живой природы
-
Семена не прорастают при хранении в бумажных пакетиках в магазине
-
В теплом месте дрожжевое тесто очень быстро увеличивается в объеме
-
Если….(продолжите предложение)
-
Нашел один гриб, то…
-
Удалить верхушечную почку, то…
-
Добавлять в почву азотные удобрения, то…
-
Веришь? (закрасьте кружок у верных утверждений)
-
Грибы относятся к Растениям, потому что быстро растут
-
Покрытосеменные господствуют в природе, потому что их зародыш обеспечен всем необходимым для выживания
-
Мхи относят к высшим растениям, так как у них есть стебель и листья, хотя еще нет корней
-
Помогай! (Вставьте пропущенные слова)
-
Квашение капусты и силосование кормов происходит с помощью _______________бактерий, которые образуют …….
-
Органические вещества останков животных и растений разрушают ____________ бактерии, способные разлагать…….
-
______________бактерии делают доступными минеральные вещества почвы для растений, так как эти бактерии превращают…….
Группа 3
Задания с знаково-символическими средствами
Задание: Определить каким символом обозначить каждую группу явлений, факторов
-
биотических
-
абиотических
-
антропогенных
У обучающихся возникает вопрос:
что необходимо знать для выяснения различий между биотическими, абиотическими и антропогенными явлениями, факторами
(факторы рассматриваются в рамках предметов биологии, химии, физики, ОБЖ)
Пояснить какими критериями пользовались при классификации явлений и факторов
Продуктом групповой работы могут являться аналогичные схемы-символы, таблицы с символами
Дома предлагается придумать свои символы для обозначения факторов, явлений, групп.
Предлагается два варианта использования символов: таблица либо занесение записи в соответствующие схемы