Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Иркутской области

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

Педагогическая разработка

Экологические задачи

Выполнили учителя биологии, физики, химии

МБОУ г. Иркутска СОШ №6

Стенина Надежда Владимировна,

Барсукова Елена Николаевна,

Баглаева Галина Ивановна.

В учебно-педагогической разработке представлены примеры экологических задач к изучаемым предметам биологии, физике, химии. Разработка включает различные виды заданий развивающего, проблемно-ситуативного, практико-ориентированного направлений, которые могут быть использованы при изучении, решении экологических задач. Материал представлен в виде цветных иллюстраций.

Подготовка обучающихся к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения, экологической культуры , совершенствование экологического образования в ОУ - актуальная задача на сегодняшний день для педагога.

Современный человек должен иметь представление об состоянии и качестве природной среды нашей Родины, места, в котором мы живём. Уметь оценивать экологическое состояние территорий, выявлять способы и результаты отрицательного и положительного влияния человека на природу.

Педагогическая разработка может использоваться как дидлактический материал для основной общеобразовательной школы.





5 -6 класс. Задача №1.

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: усилить охрану леса; принять угрожающие законы за вырубку леса (штраф для граждан - от 1,5 тысяч рублей и выше. Для юридических лиц - до 20 тысяч рублей). Городская станция защиты растений борется с людьми, незаконно вырубающими елки в городе Иркутска при помощи фунгицида - специального вещества, который лечит деревья (2), имеющий неприятный запах и вреден для здоровья людей, тем самым отпугивает браконьеров. Выращивать в горшочках, украшая свои дома.

5 -6 класс. Задача №2.

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: на фюзеляже самолетов помещают изображение хорошо знакомого птицам увеличенного глаза хищной птицы. Используют «акустические пугала» - периодическая трансляция записанных на магнитофон птичьих «сигналов бедствия». Крики испуга транслируют перед каждым возобновлением полетов через громкоговорители, установленные вдоль всей взлетной дорожки. Услышав эти крики, птицы, словно по команде, отлетают на несколько сот метров от взлетных дорожек или совсем улетают с аэродрома; «привыкания» к крику у них не наблюдается. (3). Устанавливают электронный отпугеватель птиц; выпускают ястребов; Устраивают «столовую для птиц» - свалку пищевых отходов, отвлекающую их от аэродрома. Негуманный способ - обстрел птиц в зоне аэропорта.

5 -6 класс. Задача №3.Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: автомобиль может сам ночью предупреждать животных о своём приближении. Для этого используются отражатели света от фар. Прикрепленные к придорожным столбикам гладко отполированные пластинки. Они будут отбрасывать свет от приближающегося транспорта на обочину и опушку, предупреждая животных об опасности. Применение подобных пластинок в Швеции снизило несчастные случаи на шоссе примерно на 60-70 %. Изготовление навесных мостов, прокладывают туннели, трубы под землёй, по которым животные могут перебраться через дорогу.

5 -6 класс. Задача №4.Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: существуют 245 статья уголовного кодекса, за жестокое обращение с животными. Наказание за преступление: условный срок или административный штраф в размере 3000 рублей (5); питомники, службы, зоозащитники, которые помогают бездомным животным, ищут хозяев. С 2001 года бездомных животных в Иркутске отлавливают, стерилизуют, прививают против бешенства и отпускают на волю

10 класс. Задача №5.

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ. Решение: 17000x3=51000 (зверей) за 3 года

17000:2=8500 (зверей) за пол года

51000+8500=59500 ( за 3 с половиной года)

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: усилить контроль за акваторией озера Байкал и ужесточить меры наказания за незаконную рыбалку и охоту. Усилить патрулирования на лодках, облета на вертолётах, установки пикетов на железнодорожных станциях, причалах, пристанях, постах ГИБДД. Для патрулирования водоёмов использовать самолёты-беспилотники, видео- и фотосъемку, Они будут служить доказательной базой, а сами самолеты - средством психологического устрашения браконьеров (7).

10 класс. Задача №6.

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает её водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зелёные насаждения плохо растут.

10 класс. Задача №7.

Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу Ангары рыб не беспокоит. Почему?

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды хорошо улавливаются рыбами.

9-10 класс. Задача №8.

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение: алюминий более активный металл, чем медь, поэтому начал разрушаться при контакте металлов в солёной воде (электролите) из-за электрохимической коррозии. Получилось так, что алюминий защищал медь в виде заклёпок от разрушения, а сам разрушался.

Ответ: алюминий - протектор.

9-10 класс. Задача №9.

Для защиты деревьев (и кустарников) от вредителей, применяют гашеную известь - Са(ОН)2, которая применяется для побелки деревьев и кустарников сада. Рассчитайте, сколько известняка потребуется, чтобы получить 20 кг СаО - негашёной извести? И сколько воды надо потратить для получения гашёной извести? (9).Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Дано:

m(СаО) = 20 кг

w(примесей) = 12% или 0,12_________

Найти:

m(СаСО3) = ?

m(Н2О) = ?

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение:

x кг t 20 кг

1) СаСО3 = СаО + CО2

100 кг/кмоль 56 кг/кмоль

2) Узнаем, сколько всего СаСО3 потребуется:Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

если x кг СаСО3 -------------- 20 кг СаО, то

100 кг СаСО3 ----------------- 56 кг СаО, отсюда

х = 35,7 кг СаСО3

20 кг х кг

3) СаО + Н2О = Са(ОН)2

56 кг/кмоль 18 кг/кмоль

Если 20кг СаО -------------- х кг Н2О, то

56 кг/кмоль СаО ------------ 18 кг/кмоль, отсюда

х = 6,43 кг Н2О

Ответ: m(СаСО3) = 35,7 кг; m(Н2О) = 6,43 кг

9-10 класс. Задача №10.

При сжигании каменного угля в атмосферу выбрасывается большое количество углекислого газа, который считается основным парниковым газом. Какой объём углекислого газа должны нейтрализовать растения образованного при горении 100 кг угля в атмосфере, если учесть, что примесей в нём 10%? (10, 11, 12).Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Дано:

m(С) = 100 кг

w(примесей) = 10% или 0,1_________

Найти:

V(СО2) = ?

Решение:

90 кг х м³

1) С = О2 = CО2

12 кг/кмоль 22,4 м³/кмольЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

2) Узнаем, сколько чистого углерода сгорит:

100% - 10% = 90% или 0,9

m(CО2) = 0,9 × 100 кг = 90 кг

3) Составим пропорцию:

если 90 кг С -------------- x м³ СО2, то

12 кг С -------------- 22,4 м³/кмоль СО2, отсюда

х = 168 м³

Ответ: V(СО2) = 168 м³ необходимо растениям усвоить углекислого газа


9-10 класс. Задача №11.

50% серную кислоту (H2SO4) 80 литров перевозили в алюминиевой таре. По невнимательности работников склада на землю вылилось 60 % содержимого тары, т.к. часть алюминия (тары) постепенно растворилась и, тем самым принесло большой ущерб окружающей среде. Какую кислоту можно перевозить в алюминиевой таре и сколько безводной кислоты попало в почву и воду?

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Дано:

m(H2SO4) = 80 кг

w(H2SO4) = 50% или 0,5_________

Найти:

m чист. (H2SO4) = ?

Решение:

1) 3H2SO4 + 2Al = Al2 (SO4)3 + 3Н2

Такая реакция прошла, т.к. кислота разбавленная, а с концентрированной кислотой алюминий образует оксидную плёнку и не растворяет в алюминиевой таре. Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

2) Узнаем, сколько безводной кислоты было в таре:

m чист (H2SO4) = 0,5 × 80 кг = 4 ся в ней, поэтому её можно перевозить и хранить 0 кг

3) Найдём сколько кг чистой кислоты попало в окружающую среду:

80 кг - 40 кг = 40 кг

Ответ: m чист. (H2SO4) = 40 кг

9-10 класс. Задача №12.

Известно, что при добавлении к одной тонне обычного корма для свиней 0,8 кг синтетических аминокислот, привес животных увеличится на 23%, что в 10 раз превысит стоимость химических добавок. Очень выгодно получать и прибыль и много мяса. Сколько же свиного мяса можно получить всего, если 30 свиней весом по 45 кг каждая, начать прикармливать этими добавками и какую прибыль это принесёт, при цене 1 кг мяса 350 руб? (13). Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии



Дано:

m(свиней) = 45 кг

30 свиней

w(мяса) = 23% или 0,23

1 кг мяса = 350 руб

___________________

Найти:

m (мяса 30 свиней) = ?

прибыль в руб ?

Решение:

1) Какова масса 30 свиней?

m общ. 40 кг × 30 = 1350 кг

2) Каков привес 30 свиней?

m (привеса) = 1350 × 0,23 = 310,50 кг

3) Сколько всего мяса можно получить?

1350 кг + 310,50 кг = 1660 кг

4) Какова прибыль может быть?Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

350 руб × 310,50 = 108, 678 рубЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: m (мясо) = 1660 кг, прибыль = 108, 678 руб

6-7 класс. Задача №13.

Расшифруйте один из-законов Барри Коммонера.Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ: Закон Барри Коммонера - «Природа знает лучше нас». Рисунок Кузьменко Марины.

7-8 класс. Задача №14.

Хозяин тайги вышел к людям в районе 22 км Байкальского тракта. Хищник то и дело заглядывает в садоводства. Уже выдано разрешение на отстрел животного (14). Медведи появлялись на улицах посёлков, рылись в мусорных кучах, пугали детей и женщин. Найдите гуманный способ выпроваживания «незваных гостей».

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Ответ:

Биологи записали на магнитофонную плёнку рычание двух злющих медведей, дерущихся из-за куска мяса, а затем воспроизвели записи, использовав мощные громкоговорител

Рисунок Кузьменко Марины.

10 класс. Задача №15.

Утомление учащихся МБОУ СОШ №6 может появляться как при умственной, так и при физической работе. Предложите методики снятия усталости и переутомления.Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии



Ответ: Снять утомляемость, напряжение с глаз, прессинга всех частей тела можно ахроматиновой световой и цветовой гаммой (15).

1. Взять 2 больших карточки (св.-зел. и темно-зел.) в разные руки и проходишь между рядами, дети глазами сопровождают, идете назад - цвета поменять в др. руки и дети опять глазами следят.

2. Можно сделать индивидуальные карточки (маленькие). Смотрим на карточку, поварачиваем её, глазами следим за движением, вверх - вниз. Или 2 цвета разного оттенка - зажмурились - открыли глаза - сначала на светлую, зажмурились - на темную.

3. «Радуга цвета» - для снятия напряжения: 1) на этот цвет - хлопнуть в ладоши 2) на этот цвет - крикнуть 3) на этот цвет - топнуть нагой 4) на этот цвет - встать.

Список использованной литературы и интернет ресурсов.

1. irkutsk.bezformata.ru/listnews/nezakonnuyu-virubku-elej-v-shelehovskom/16587222/

2. newsbabr.com/?IDE=5108

3. Галузо И. В. Задачи о живой природе на уроках физики или физика на уроках биологии - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2012.

4. news.drom.ru/37302.html?comment_id=6063214

5. Стенина Ю. А. РадиоИркутск, 14. интервью « «

6. magicbaikal.ru/ecology/baikaldead.htm.

7. old.rgo.ru/2010/07/bajkal-v-setyax-brakonerov.

8. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

9. rus-img2.com/izvest-gashenaya

10.ramki-vsem.ru/kliparty-prirody.html

11. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

12. avto.bigbo.ru.

13. магнит-изобилия.рф/pritchi/pritchi-svinya-i-korova.

14. irkutsk.bezformata.ru/listnews/medved-brodit-po-pomojkam-v-irkutskom/33739603.

15. Игольницина Л. М. Методика проведения валеопауз.- Иркутск, 2015.

16. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru







Задача №1. Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Микрорайон Первомайский г. Иркутска со всех сторон окружён гаражными кооперативами (в которых находится примерно 3000 машин), самовольно поставленными гаражами (только вокруг нашей школы их около 100). В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 3000 автомобилей? (1).

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение: 20∙3000=60000(кг)=60 тонн.

Ответ:60 тонн.

6-7 класс. Задача №2.

В прошлом году в Иркутской области зарегистрировано 890 пожаров на площади 24,8 тыс. га, в результате которых сгорело и повреждено 561,2 тыс. куб. м леса (2). Сколько необходимо собрать макулатуры в г. Иркутской области, чтобы восстановить ущерб? Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение: 1т-0,5га

х т-24800га

х=24800:0,5=49600 (т)

В Иркутской области около 277тысяч школьников. Значит им необходимо сдать 49600:277000 приблизительно 0,17 т макулатуры каждому.

Ответ: 0,17 т макулатуры каждому.

8-9 класс. Задача №3.

20 кг макулатуры сохраняют 1 крупное дерево, 1т -0,5га леса среднего возраста (3). Шестую часть всех отходов города составляет бумага. Найти, сколько деревьев мы могли бы сохранить, если за год вывозится 36000тонн мусора.

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение:Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

1)36000:6= 6 000 (т)

2) 6 000 т=6 000 000кг

3) 6 000 000:20=300 000 (деревьев) или

6000 составляет- 6000∙ 0,5=3000 га леса.

Ответ: 300000 деревьев или 3000 га леса.

6-7 класс. Задача №4.

Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ (диоксидов). Сколько кг вредных веществ приходится на численность населения - 620099 человек города Иркутска (4), шестого по величине города Сибири?

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение: 620099∙350 = 217034650(кг)≈217 тысяч тонны

Ответ: ≈217 тысяч тонны

6-7 класс. Задача №5.

Один гектар леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода (5), в настоящее время в Сибири вырубается ежегодно 400 млн. кубометров леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год (6)?

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Экологические задачи на уроках биологии, физики, химииЭкологические задачи на уроках биологии, физики, химии

Решение: 28∙400млн=11200млн (тонн) кислорода Земля недополучает в год.

Ответ: 11200млн (тонн) кислорода Земля недополучает в год.

Список использованнных источников

  1. Экологический проект «Экологические проблемы Первомайского « - учащиеся МБОУ г. Иркутска СОШ №6.

  2. ussib.net.

  3. ecorb.ru/273.

  4. irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics/.

  5. vcvetu.ru/rasteniya/3683/index.html.

  6. whoiskto.dreamwidth.org/23455.html.









© 2010-2022