Из опыта работы: Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на уроках биологии.

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии

(согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

Шишкина Елена Михайловна,

учитель - биологии,

первая квалификационная категория,

Муниципальное Бюджетное

Общеобразовательное учреждение; «Угутская средняя общеобразовательная школа»

Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и связи его с культурами других народов.

Поэтому одним из важнейших направлений в учебной деятельности, является сохранение и возрождение национальных культур коренных народов Югорской земли, на которой мы живем. Знания истории развития округа, его богатствах и культурном наследии позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию коренных народов Югорской земли. Знать историю своего края - значит быть истинным его патриотом.

На уроках биологии, учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии жизни, приобретают навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Вся духовная культура северных народов ханты и манси - направлена на почитание и уважительное отношение к природе - Родной земле. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавали накопленные знания и умения подрастающему поколению.

Знание народных традиций предоставляют возможность работать творчески и инициативно - говорить с ребенком «на одном языке», языке этнической культуры.

Важной составной частью этнокультурного компонента на уроке биологии, является изучение тем на основе фольклорного материала;

так, например, при изучении темы в пятом классе по природоведению «Звезды. Созвездия» урок начинается с отгадывания русских загадок о небесных телах, а заканчивается с отгадывания загадок народов Севера:

Небесное дерево с тысячей ветвей. (Солнце)

На крыше шкура с дырками от личинок. (Небо и звёзды)

Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. (День и ночь)

Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует. (Полярная ночь и солнце). З.

При уточнении знаний о ближайшей расположенной к нам звезде Солнце и созвездий, учащиеся получают информацию о мифах и легендах разных народов, в том числе знакомятся с хантыйской мифологией о небесных телах - «Легендой о шестиногом лосе».

Шестиногий лось- для народа ханты священный зверь. Охотники считают, что Лосю подчиняются все животные. Шестиногий мог двигаться во всех стихиях, в воде две ноги превращались в ласты, а в воздухе ― в крылья. Много времени Шестиногий Лось проводит на небе, поэтому созвездие Большая Медведица ханты называют созвездием Шестиного Лося. А Млечный Путь ― дорога, по которой бежит Шестиногий Лось у народа ханты и называется ― Путь Лося.

Ханты держат дома каменную фигурку Шестиногого Лося, которая помогает в охоте. Именно поэтому Охотники-ханты очень редко охотятся на лосей, предпочитая делать это, в крайнем случае, когда нет другой добычи. А в некоторых семьях существует полный запрет на употребление лосиного мяса в пищу, иначе можно навсегда потерять удачу на охоте.

Зрительная физкультминутка на этом уроке «Наблюдение за звездами», сопровождалась музыкальным произведением: «Северная сюита», в котором, звучали национальные инструменты, создавшие определенный, настрой на уроке.

В седьмом классе при изучении темы: «Многообразие и значение птиц» рассказываю ученикам о «Вороньем празднике», олицетворяющем у народа-ханты просыпание природы, приход весны.

В изучении темы «Многообразие млекопитающих. Семейство медвежьих», особый интерес вызывает у учащихся фольклорный материал народа ханты о медведе: в нем раскрываются отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем, на так называемом медвежьем празднике.

Большим почитанием у народа ханты пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. Эту информацию ученики получают при изучении темы «Значение земноводных».

На уроке по теме: «Значение покрытосемянных растений» рассказываю ученикам о символе русского народа берёзе, это дерево является священном и для северных народов.

По традиционным представлениям ханты, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др.

В связи с этим береза, береста, с одной стороны, осмыслялись как повседневные вещи и были лишены сакрализации (полозья нарт, дрова и т.д.), а с другой стороны требовали ее: на березу, например, подвешивали подарок для небесного бога или божества Санге, означающего свет, белизну. Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других.

Её широко использовали в быту. Из темной весенней и осенней бересты изготавливали узорную утварь. Из берёзовой древесины вырезали блюда, ступы, корыта. На березе имеются различные наросты-грибы, каждый из которых имеет свое применение. Твердые наросты - капы используют для изготовления ручек ножей, чашек, ложек. Чага (вэш) применяется во время священных действий, ею окуривают помещение. Березовый гриб (шивт ух) применяли в старину для изготовления детских игрушек. С помощью сухого нароста (лом нут) поддерживали огонь в очаге. Использовали и высохшую берёзовую древесину (полт). При помощи желтого полта разводили дымокур. Красный полт, растертый в порошок, клали на дно люльки, им же присыпали изнутри кисы. Полт хорошо сохраняет тепло.

Богатейший фольклор ханты отражает не только мифологические, космологические, религиозные представления, но и события исторические, в частности связанные с освоением русскими Сибири.

На уроке в восьмом классе по теме: «Значение физических упражнений» рассказывается о великих русских богатырях, их удивительной силе и ловкости, о влияние физических нагрузок на организм человека. Здесь нельзя не вспомнить о Тонье-богатыре одного из фольклорных персонажей народа ханты, защитивший свой городок от 700 казаков. На Югане по сей день бытует эпическое сказание о нем. По преданию Тонья-богатырь обладал недюжинной силой, демонстрируя свою силу, он мог «смять пушку» и перепрыгнуть через Обь.

В девятом классе по теме: «Абиотические и биотические факторы среды» привожу пример факторов живой и неживой природы. С точки зрения науки биологии неживая природа-это камень, свет, вода и т.д., а живая -это взаимоотношения между живыми организмами. А вот с точки зрения древнего предка Народов Севера живым является все, что движется, и то, что похоже на движущееся.

Живые предметы для народа ханты: человек, зверь, птица, дух, снег, вода, гром, лед, камень. Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеет соответствующую форму. Следовательно, все, напоминающее по форме эти существа, будет живым. Живым считается камень, похожий на медведя. Снег живой, пока падает, а лежачий снег - не живой. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь в лед. Лед живой (трещит!), но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, в ней не живут рыбы.

На уроке в одиннадцатом классе по теме: «Антропогенные факторы среды» ведя беседу с учащимися об отрицательном воздействии человека на природу, привожу пример отношения северных народов к огню: огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. В огонь, по поверьям народа ханты, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами - все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков ханты был одним из первых богов: не случайно в приведенной сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение.

Работа по использованию этнокультурной составляющей в обучении биологии школьников - это один из возможных путей приобщения, учащихся к ценностям культуры народа ханты.

Адрес:

индекс:628458; Ханты-Мансийского автономного округа-Югра; Тюменская область Сургутский район; п.Угут;

ул.Львовская 26.

[email protected]; тел:3462737847










Список использованной литературы и источников.

Литература:

1.Ковган, Е.В. Сказки народов ханты. [Текст] /Е.В. Ковган. - СПб: Алфавит, 1995. -412 с.

2.Мифы, предания, сказки ханты и манси [Текст]/сост. Н.В. Лукина. - М.: Просвещение, 1999. -315 с.

3.Литература Тюменского края: Хрестоматия. - Тюмень: Софт дизайн, 1996. -574 с.

4. Базовый учебник: Н.И. Сонин. 5 класс «Природоведение».

5. Биология 7класс «Многообразие живых организмов» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Дрофа Москва 2010г.

6. Биология 8 класс «Человек» Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Дрофа; Москва 2010г.

7. Биология 9класс «Общие закономерности» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Дрофа Москва 2011г;

7. Биология 11класс «Общая биология, базовый уровень» И.Б. Агафонова,

В.И. Сивоглазов; Дрофа Москва ,2013г.

Источники:

1.Сайт «Мифология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: mifolog.ru

Интернет - ресурсы:

playroom.ru -Загадки о космических телах.

5


© 2010-2022