Экскурсия: Многообразие птиц зимой

Предлагаю опыт работы на уроках биологии в 7 классе при изучении раздела «Животные»; вариант программы курса биологии для 5-9 классов базового уровня образования авторского коллектива: В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин. Экскурсию можно провести по ранее составленному маршруту в природе или в классе (в сильный мороз на улице). При проведении заочной экскурсии можно использовать музыкальное оформление и записи голосов птиц. Учитель заранее выдаёт задания классу – выучить наизусть  стихи о пт...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКСКУРСИЯ.

«Многообразие птиц зимой».

Экскурсию можно провести по ранее составленному маршруту в природе или в классе (в сильный мороз на улице). При проведении заочной экскурсии можно использовать музыкальное оформление и записи голосов птиц. Учитель заранее выдаёт задания классу - выучить наизусть стихи о птицах. При проведении заочной экскурсии используется диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

УЧИТЕЛЬ:

- Здравствуйте, ребята. Сейчас мы совершим экскурсию в зимний лес. Сегодня хмурый зимний день. Погода стоит тихая, не очень морозная. Мы находимся в ольховой роще (или рядом с зарослями ольхи); (поэтому начать экскурсию можно по берегу р. Юрюзань.) Старайтесь идти тихо, не спеша, внимательно вслушивайтесь в голоса зимнего леса.

- А вот и первые звуки. Слышите? Это перекликаются чечётки. Они прилетают к нам с севера и кормятся здесь семенами берёзы и ольхи. Видите, на ольхе растут мелкие шишечки. Своими лапками чечётки прицепляются к шишечкам, повиснув вниз спинками, достают из них клювиками семена. Чечётки - маленькие серенькие птички. Однако самцы очень красивы: у них розовые грудки и красные шапочки на головах.

УЧЕНИК:

- А вот какое стихотворение про чечёток написал поэт Павел Барто.

На ветвях берёз, как четки,

Что ведут чему-то счёт,

Целый день трещат чечётки:

Чёт и нечет,

Нечет, чёт! -

Старый чечет в красной шапке

И в пунцовых перьях грудь,

Прицепился к ветке шаткой,

Чтоб к себе серьгу пригнуть.

Клюнет чечет,

Крикнет: Нечет! -

А чечётки: чёт, чёт, чёт!

Промолчит на это чечет,

Но трещат чечётки: Нечет!

Очень любят точный счет.

УЧИТЕЛЬ:

- Ну что ж, идёмте дальше. Нас ждут новые встречи. Слышите, какие-то серебристые тихие голоса доносятся с вершин деревьев. Их издают тоже гости с севера - свиристели.

УЧЕНИК:

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких свиристелей.

Прилетели свиристели,

Песню севера запели.

Пусть метель, как старый мельник,

Белит сосны, белит ельник, -

Много ягод свиристелям

Заготовил можжевельник…

Есть крушина, есть калина,

А в колхозе у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели свиристели,

Заскрипели, засвистели…

Всё до ягодки поели. (П. Барто).

УЧИТЕЛЬ:

- А без какой птицы зима - не зима? Без снегирей, тоже наших зимних гостей. Они появляются с первым снегом, а с последним улетают. Снегири кормятся семенами ольхи и берёзы, крапивы и многих других сорняков. Все любят снегирей. Вот что написал о снегире Павел Барто:

Побелело за окошком:

Всё в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрёшка -

На крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

- Здравствуй, милый зимний гость! -

На крыльцо скорее выйди, Брось им спелых зёрен горсть.

УЧЕНИК:

А Николай Асеев сочинил о снегирях такое стихотворение:

Тихо, тихо сидят снегири на снегу

Меж стеблей прошлогодней крапивы,

Я тебе до конца описать не смогу,

Как они и бедны, и красивы!

УЧИТЕЛЬ:

- А мы продолжаем бродить по зимнему лесу. Кроме зимних гостей, мы слышим голоса наших птичек, которые не улетают от нас. Здесь есть большие синицы и мелкие лесные синички - гаички. Они серенькие в чёрных шапочках, попискивают голосами, похожими на писк детских резиновых игрушек. А вот по стволу осины бегает вверх и вниз лесной акробат - поползень.

УЧЕНИК: Голубая спинка, Вертит он головкой,

Ржавенький бочок,- Червяка проткнул,

По стволу осинки Из-под чёрной бровки

За скачком скачок,- Искоркой сверкнул.

Поползень вертлявый Свистнул: «Эй, вы, дятлы!

Лазит вверх и вниз: Клювом вниз скачу…

В ствол залез дырявый, Вам такое вряд ли,

Клювом вниз повис. Дятлам, по плечу! (П. Барто).

УЧИТЕЛЬ:

- Вы слышите, раскаркались вороны?! Наверно, у них там случилась такая же драка, какую описал поэт:

УЧЕНИК:

Вот под ёлкой запушенной

Скачут по снегу вороны:

- Кар, кар, кар!

Из-за корочки подрались,

Во всю глотку разорались:

- Кар, кар, кар!

УЧИТЕЛЬ:

- А вот по стволу дерева ползёт, словно серая мышка, какая-то маленькая птичка. Клювик у неё слегка загнут вниз, как шило, и она тихонько попискивает. Это пищуха. Как и поползень, она обследует стволы деревьев, но может ползать лишь вверх по стволу. Как и поползень, пищуха не улетает из наших лесов, живёт здесь круглый год.

УЧЕНИК:

Кору как будто нюхая, Пищуха тонко пискнула,

К подножью клёна близкого

Пищуха белобрюхая, Слетела взять жучка:

С гребенчатым хвостом, «Деревья, став зелёными

Ползёт, ползёт с поклонами Меня должны поклонами

Берёзами да клёнами Встречать издалека!»

Вокруг ствола винтом.

УЧИТЕЛЬ:

- Что и говорить, прав поэт Павел Барто. Пищуха очень полезная птичка. И ползает она по стволу по спирали. Слышите, какой-то стук доносится издалека? Это большой пёстрый дятел долбит ствол ольхи. Кусочки коры падают на снег. Их тут же обследуют большие синички и гаечки. Нет ли для них чего-нибудь съедобного.

УЧЕНИК:

В яркой шапке пёстрый дятел, Юркий поползень с пищухой

Корольков, синиц приятель, И легки, как мотыльки,

Барабанит в мёрзлый ствол: Всюду вьются корольки…

«Эй, компания, - за стол! Продолбил гнилушку дятел,

Подбирайте для почина А в дупле тепло, как в хате:

Кто жуков, а кто личинок,- Пусть снаружи холод, снег, -

Клад разведан под корой, Есть продрогшему ночлег!

Открывайте пир горой!» Заглянула в дом чумичка,

И на зов летят синички - Королёк - с напёрсток птичка,

И московки, и чумички. Забрался в гнездо пухляк,

Стайкой гайки-пухлячки - Только поползень - чудак,

Молодёжь и старички; Свистнул звонко: «Ты бы, дятел,

С гренадёркой черноухой Вход чуть-чуть законопатил!».

УЧИТЕЛЬ:

- Зимний день короток. И нам пора к школе. Смотрите на головки лопуха спустилась стайка каких-то ярких небольших птичек. Они перекликаются звонкими серебристыми голосами, а на их крыльях сверкнули золотистые зеркальца. Подойдём поближе и рассмотрим их получше. Какие красавцы. Оперенье вокруг клюва у них красное, на головках чёрные беретики. Это щеглы - большие любители семян репейника - лопуха.

УЧЕНИК:

Пить-по-пить! - кричит щегол,

Стройный, пёстрый щёголь-птица.

На репейник, как за стол,

Семена лущить садится.

На ветру бурьян колючий

Со щеглом качается;

Вьётся тучей пух летучий

И … обед кончается.

УЧИТЕЛЬ:

- Как видите поэт опять прав. И голос у птичек точно такой, как он описан в стихотворении. Щеглы живут у нас круглый год, и, если много семян репейника, они не улетают - зимуют с нами. Надеюсь, вы запомнили все наблюдения. Ну что ж - тогда возвращаемся.

(По дороге в школу можно говорить о том, что птиц становится меньше, о привлечении птиц, об охране.) - Не нужно забывать, что все наши зимние гости и остальные птицы заслуживают внимания, и не забывайте подкармливать птиц.


Использованная литература:

1. Карев Е.В. Занимательная орнитология. - Уфа: Китап, 1995.


© 2010-2022