- Преподавателю
- Биология
- Экскурсия: Многообразие птиц зимой
Экскурсия: Многообразие птиц зимой
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щурихина Ф.Ф. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЭКСКУРСИЯ.
«Многообразие птиц зимой».
Экскурсию можно провести по ранее составленному маршруту в природе или в классе (в сильный мороз на улице). При проведении заочной экскурсии можно использовать музыкальное оформление и записи голосов птиц. Учитель заранее выдаёт задания классу - выучить наизусть стихи о птицах. При проведении заочной экскурсии используется диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте, ребята. Сейчас мы совершим экскурсию в зимний лес. Сегодня хмурый зимний день. Погода стоит тихая, не очень морозная. Мы находимся в ольховой роще (или рядом с зарослями ольхи); (поэтому начать экскурсию можно по берегу р. Юрюзань.) Старайтесь идти тихо, не спеша, внимательно вслушивайтесь в голоса зимнего леса.
- А вот и первые звуки. Слышите? Это перекликаются чечётки. Они прилетают к нам с севера и кормятся здесь семенами берёзы и ольхи. Видите, на ольхе растут мелкие шишечки. Своими лапками чечётки прицепляются к шишечкам, повиснув вниз спинками, достают из них клювиками семена. Чечётки - маленькие серенькие птички. Однако самцы очень красивы: у них розовые грудки и красные шапочки на головах.
УЧЕНИК:
- А вот какое стихотворение про чечёток написал поэт Павел Барто.
На ветвях берёз, как четки,
Что ведут чему-то счёт,
Целый день трещат чечётки:
Чёт и нечет,
Нечет, чёт! -
Старый чечет в красной шапке
И в пунцовых перьях грудь,
Прицепился к ветке шаткой,
Чтоб к себе серьгу пригнуть.
Клюнет чечет,
Крикнет: Нечет! -
А чечётки: чёт, чёт, чёт!
Промолчит на это чечет,
Но трещат чечётки: Нечет!
Очень любят точный счет.
УЧИТЕЛЬ:
- Ну что ж, идёмте дальше. Нас ждут новые встречи. Слышите, какие-то серебристые тихие голоса доносятся с вершин деревьев. Их издают тоже гости с севера - свиристели.
УЧЕНИК:
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник, -
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели…
Всё до ягодки поели. (П. Барто).
УЧИТЕЛЬ:
- А без какой птицы зима - не зима? Без снегирей, тоже наших зимних гостей. Они появляются с первым снегом, а с последним улетают. Снегири кормятся семенами ольхи и берёзы, крапивы и многих других сорняков. Все любят снегирей. Вот что написал о снегире Павел Барто:
Побелело за окошком:
Всё в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрёшка -
На крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
- Здравствуй, милый зимний гость! -
На крыльцо скорее выйди, Брось им спелых зёрен горсть.
УЧЕНИК:
А Николай Асеев сочинил о снегирях такое стихотворение:
Тихо, тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы,
Я тебе до конца описать не смогу,
Как они и бедны, и красивы!
УЧИТЕЛЬ:
- А мы продолжаем бродить по зимнему лесу. Кроме зимних гостей, мы слышим голоса наших птичек, которые не улетают от нас. Здесь есть большие синицы и мелкие лесные синички - гаички. Они серенькие в чёрных шапочках, попискивают голосами, похожими на писк детских резиновых игрушек. А вот по стволу осины бегает вверх и вниз лесной акробат - поползень.
УЧЕНИК: Голубая спинка, Вертит он головкой,
Ржавенький бочок,- Червяка проткнул,
По стволу осинки Из-под чёрной бровки
За скачком скачок,- Искоркой сверкнул.
Поползень вертлявый Свистнул: «Эй, вы, дятлы!
Лазит вверх и вниз: Клювом вниз скачу…
В ствол залез дырявый, Вам такое вряд ли,
Клювом вниз повис. Дятлам, по плечу! (П. Барто).
УЧИТЕЛЬ:
- Вы слышите, раскаркались вороны?! Наверно, у них там случилась такая же драка, какую описал поэт:
УЧЕНИК:
Вот под ёлкой запушенной
Скачут по снегу вороны:
- Кар, кар, кар!
Из-за корочки подрались,
Во всю глотку разорались:
- Кар, кар, кар!
УЧИТЕЛЬ:
- А вот по стволу дерева ползёт, словно серая мышка, какая-то маленькая птичка. Клювик у неё слегка загнут вниз, как шило, и она тихонько попискивает. Это пищуха. Как и поползень, она обследует стволы деревьев, но может ползать лишь вверх по стволу. Как и поползень, пищуха не улетает из наших лесов, живёт здесь круглый год.
УЧЕНИК:
Кору как будто нюхая, Пищуха тонко пискнула,
К подножью клёна близкого
Пищуха белобрюхая, Слетела взять жучка:
С гребенчатым хвостом, «Деревья, став зелёными
Ползёт, ползёт с поклонами Меня должны поклонами
Берёзами да клёнами Встречать издалека!»
Вокруг ствола винтом.
УЧИТЕЛЬ:
- Что и говорить, прав поэт Павел Барто. Пищуха очень полезная птичка. И ползает она по стволу по спирали. Слышите, какой-то стук доносится издалека? Это большой пёстрый дятел долбит ствол ольхи. Кусочки коры падают на снег. Их тут же обследуют большие синички и гаечки. Нет ли для них чего-нибудь съедобного.
УЧЕНИК:
В яркой шапке пёстрый дятел, Юркий поползень с пищухой
Корольков, синиц приятель, И легки, как мотыльки,
Барабанит в мёрзлый ствол: Всюду вьются корольки…
«Эй, компания, - за стол! Продолбил гнилушку дятел,
Подбирайте для почина А в дупле тепло, как в хате:
Кто жуков, а кто личинок,- Пусть снаружи холод, снег, -
Клад разведан под корой, Есть продрогшему ночлег!
Открывайте пир горой!» Заглянула в дом чумичка,
И на зов летят синички - Королёк - с напёрсток птичка,
И московки, и чумички. Забрался в гнездо пухляк,
Стайкой гайки-пухлячки - Только поползень - чудак,
Молодёжь и старички; Свистнул звонко: «Ты бы, дятел,
С гренадёркой черноухой Вход чуть-чуть законопатил!».
УЧИТЕЛЬ:
- Зимний день короток. И нам пора к школе. Смотрите на головки лопуха спустилась стайка каких-то ярких небольших птичек. Они перекликаются звонкими серебристыми голосами, а на их крыльях сверкнули золотистые зеркальца. Подойдём поближе и рассмотрим их получше. Какие красавцы. Оперенье вокруг клюва у них красное, на головках чёрные беретики. Это щеглы - большие любители семян репейника - лопуха.
УЧЕНИК:
Пить-по-пить! - кричит щегол,
Стройный, пёстрый щёголь-птица.
На репейник, как за стол,
Семена лущить садится.
На ветру бурьян колючий
Со щеглом качается;
Вьётся тучей пух летучий
И … обед кончается.
УЧИТЕЛЬ:
- Как видите поэт опять прав. И голос у птичек точно такой, как он описан в стихотворении. Щеглы живут у нас круглый год, и, если много семян репейника, они не улетают - зимуют с нами. Надеюсь, вы запомнили все наблюдения. Ну что ж - тогда возвращаемся.
(По дороге в школу можно говорить о том, что птиц становится меньше, о привлечении птиц, об охране.) - Не нужно забывать, что все наши зимние гости и остальные птицы заслуживают внимания, и не забывайте подкармливать птиц.
Использованная литература:
1. Карев Е.В. Занимательная орнитология. - Уфа: Китап, 1995.