Авторская дидактическая игра «Наследники Левенгука»

Название дидактической игры: «Наследники Левенгука» Возраст учащихся:  12-14 лет Цель: провести итоговый контроль знаний и умений учеников по курсу областной очно-заочной школы «Юный микробиолог».Задачи: Образовательные –  обобщить накопленные знания , провести  итогов ый контроль степени усвоения знаний учащихся;Развивающие – развитие логического мышления, культуры речи, развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за общее дело, смекалку и воображение;Воспитательные – вос...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская дидактическая игра «Наследники Левенгука»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Самарский Областной детский эколого-биологический центр»

(ГБОУ ДОД СОДЭБЦ)









Авторская дидактическая игра

«Наследники Левенгука»







Автор-составитель

Лутина М.В., педагог дополнительного образования



Самара, 2014

Возраст учащихся: 12-14 лет

Тема: «Наследники Левенгука»

Цель: провести итоговый контроль знаний и умений учеников по курсу областной очно-заочной школы «Юный микробиолог».

Задачи:

Образовательные - обобщить накопленные знания, провести итоговый контроль степени усвоения знаний учащихся;

Развивающие - развитие логического мышления, культуры речи, развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за общее дело, смекалку и воображение;

Воспитательные - воспитание желания активно учиться, с интересом, без принуждения.

Оборудование:

• задания к конкурсам

• секундомер

• лист оценок за конкурсы

• призы победителям

Ход игры


І. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Микробиология - наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются - микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.

Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры - соревнования. Вы разделитесь на три команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее - устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии.

Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.

А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.

ІІ. Конкурсная программа

Конкурс №1. Представление команд

Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.

Максимальный балл - 3.

Конкурс №2. Разминка

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.

Максимальный балл - 3.

Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы - бактерии, образующие споры).

Конкурс №3. Определи группу микроорганизмов по описанию

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.

Максимальный балл - 3.

1 группа микроорганизмов:

  1. Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.

  2. Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.

  3. На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования - жгутики.

  4. При неблагоприятных условиях многие образуют споры.

  5. Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия. (бактерии)

2 группа микроорганизмов:

  1. Это одноклеточные или многоклеточные организмы.

  2. В клетках имеются одно или несколько ядер.

  3. Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».

  4. Скопление клеток образует тело - «мицелий».

  5. Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер». (плесневые грибы)

3 группа микроорганизмов:

  1. Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.

  2. Они имеют четко выраженное крупное ядро.

  3. Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.

  4. В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.

  5. Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа. (дрожжи)

Конкурс №4. Из большого - малое

Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними - слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл - 3.

Конкурс №5. Терминологический

Каждая группа должна представить точное определение понятий:

  • автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)

    • аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)

    • гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)

    • анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)

    • зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)

    • пастеризация (нагревание продукта до 63 - 90ºC с целью уничтожения большинства микробов)

Максимальный балл - 6.

Конкурс №6. Объясни рисунок

Всем командам раздаются по одному рисунку. Учащиеся должны за 5 минут определить, что на них изображено, и рассказать об этом подробнее.

Максимальный балл - 3.

1 задание. Спорынья

Спорынья является паразитом злаковых культур. Гриб образует темные твердые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм. В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спорыньи.

2 задание. Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)

Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.

3 задание. Дрожжи

Дрожжи - одноклеточные неподвижные микроорганизмы. Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы: круглые, овальные, палочковидные. Они имеют четко выраженное крупное ядро, вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира, гликогена и т.д. Дрожжи размножаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами: почкованием, спорами, делением. Дрожжи широко распространены в природе. Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ. Спиртовое брожение используется в виноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продуктов. Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков, жиров, витаминов группы B, минеральных веществ, поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.

Конкурс №7. Кроссворд

Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Экология микроорганизмов».

Максимальный балл - 3.

По горизонтали:

1 - живая оболочка Земли (биосфера);

5 - бактерия, по форме напоминающая «запятую» (вибрион);

6 - «живая муфта» вокруг корней растений, образованная микроорганизмами (ризосфера);

9 - колониальные водоросли (Вольвокс);

11 - холодостойкие микроорганизмы (психрофилы);

12 - пигменты, содержащиеся в клетках Chlamydomonas nivalis (каротиноиды);

14 - вещество, выполняющее в живых организмах роль катализатора (фермент).

По вертикали:

2 - разложение сахаров, вызванное микроорганизмами (брожение);

3 - процесс разложения микроорганизмами белковых соединений до минеральных веществ (гниение);

4 - клубеньковые бактерии (ризобии);

7 - микроорганизмы, способные жить при высоких температурах (термофилы);

8 - «содружество» микроорганизмов и высших растений (симбиоз);

10 - способ питания микроорганизмов, при котором они получают энергию в результате химических преобразований минеральных соединений (хемосинтез);

13 - процесс односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя в сторону большей концентрации растворённого вещества (меньшей концентрации растворителя) (осмос);

15 - ученый, в честь которого была названа кишечная палочка (Эшерих).







10


















11






















































8












15


9

















































7













14






































4



3











6


















































2












13









1









12































































































5





























































ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей.

Результаты конкурса:

Название конкурса

1 команда

2 команда

3 команда

1. Представление команд

2. Разминка

3. Определи группу микроорганизмов по описанию

4. Из большого - малое

5.Терминологический

6. Объясни рисунок

7. Кроссвордный

Общий итог



Список литературы


  1. Бетина В. Путешествие в страну микробов. М.: Мир, 1976.

  2. Жданов В.М. Занимательная микробиология.-М.: Медиа, 2012.-194 с.

  3. Жданов В. Н. Тайны третьего царства. М: Знание, 1981.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

  6. Кривинский А.С., Смородинцев А.А. Мир микробов. - М.: Медиа, 2012.- 162 с.

  7. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.: «Изд. П-2», 2006.

  8. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. - СПБ.: Образование, 1995.

  9. Лункевич В.В.. Занимательная биология.- Медиа, 2012.-272 с

  10. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Паниной Т.С. М.: издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

© 2010-2022