- Преподавателю
- Биология
- Авторская дидактическая игра «Наследники Левенгука»
Авторская дидактическая игра «Наследники Левенгука»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лутина М.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Самарский Областной детский эколого-биологический центр» (ГБОУ ДОД СОДЭБЦ) |
Авторская дидактическая игра
«Наследники Левенгука»
Автор-составитель
Лутина М.В., педагог дополнительного образования
Самара, 2014
Возраст учащихся: 12-14 лет
Тема: «Наследники Левенгука»
Цель: провести итоговый контроль знаний и умений учеников по курсу областной очно-заочной школы «Юный микробиолог».
Задачи:
Образовательные - обобщить накопленные знания, провести итоговый контроль степени усвоения знаний учащихся;
Развивающие - развитие логического мышления, культуры речи, развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за общее дело, смекалку и воображение;
Воспитательные - воспитание желания активно учиться, с интересом, без принуждения.
Оборудование:
• задания к конкурсам
• секундомер
• лист оценок за конкурсы
• призы победителям
Ход игры
І. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Микробиология - наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются - микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.
Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры - соревнования. Вы разделитесь на три команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее - устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии.
Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.
А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.
ІІ. Конкурсная программа
Конкурс №1. Представление команд
Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.
Максимальный балл - 3.
Конкурс №2. Разминка
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.
Максимальный балл - 3.
Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы - бактерии, образующие споры).
Конкурс №3. Определи группу микроорганизмов по описанию
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл - 3.
1 группа микроорганизмов:
-
Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
-
Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
-
На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования - жгутики.
-
При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
-
Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия. (бактерии)
2 группа микроорганизмов:
-
Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
-
В клетках имеются одно или несколько ядер.
-
Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
-
Скопление клеток образует тело - «мицелий».
-
Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер». (плесневые грибы)
3 группа микроорганизмов:
-
Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
-
Они имеют четко выраженное крупное ядро.
-
Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
-
В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
-
Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа. (дрожжи)
Конкурс №4. Из большого - малое
Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними - слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.
Максимальный балл - 3.
Конкурс №5. Терминологический
Каждая группа должна представить точное определение понятий:
-
автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)
-
аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)
-
гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)
-
анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)
-
зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)
-
пастеризация (нагревание продукта до 63 - 90ºC с целью уничтожения большинства микробов)
-
Максимальный балл - 6.
Конкурс №6. Объясни рисунок
Всем командам раздаются по одному рисунку. Учащиеся должны за 5 минут определить, что на них изображено, и рассказать об этом подробнее.
Максимальный балл - 3.
1 задание. Спорынья
Спорынья является паразитом злаковых культур. Гриб образует темные твердые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм. В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спорыньи.
2 задание. Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)
Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.
3 задание. Дрожжи
Дрожжи - одноклеточные неподвижные микроорганизмы. Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы: круглые, овальные, палочковидные. Они имеют четко выраженное крупное ядро, вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира, гликогена и т.д. Дрожжи размножаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами: почкованием, спорами, делением. Дрожжи широко распространены в природе. Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ. Спиртовое брожение используется в виноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продуктов. Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков, жиров, витаминов группы B, минеральных веществ, поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.
Конкурс №7. Кроссворд
Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Экология микроорганизмов».
Максимальный балл - 3.
По горизонтали:
1 - живая оболочка Земли (биосфера);
5 - бактерия, по форме напоминающая «запятую» (вибрион);
6 - «живая муфта» вокруг корней растений, образованная микроорганизмами (ризосфера);
9 - колониальные водоросли (Вольвокс);
11 - холодостойкие микроорганизмы (психрофилы);
12 - пигменты, содержащиеся в клетках Chlamydomonas nivalis (каротиноиды);
14 - вещество, выполняющее в живых организмах роль катализатора (фермент).
По вертикали:
2 - разложение сахаров, вызванное микроорганизмами (брожение);
3 - процесс разложения микроорганизмами белковых соединений до минеральных веществ (гниение);
4 - клубеньковые бактерии (ризобии);
7 - микроорганизмы, способные жить при высоких температурах (термофилы);
8 - «содружество» микроорганизмов и высших растений (симбиоз);
10 - способ питания микроорганизмов, при котором они получают энергию в результате химических преобразований минеральных соединений (хемосинтез);
13 - процесс односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя в сторону большей концентрации растворённого вещества (меньшей концентрации растворителя) (осмос);
15 - ученый, в честь которого была названа кишечная палочка (Эшерих).
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей.
Результаты конкурса:
Название конкурса
1 команда
2 команда
3 команда
1. Представление команд
2. Разминка
3. Определи группу микроорганизмов по описанию
4. Из большого - малое
5.Терминологический
6. Объясни рисунок
7. Кроссвордный
Общий итог
Список литературы
-
Бетина В. Путешествие в страну микробов. М.: Мир, 1976.
-
Жданов В.М. Занимательная микробиология.-М.: Медиа, 2012.-194 с.
-
Жданов В. Н. Тайны третьего царства. М: Знание, 1981.
-
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
-
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
-
Кривинский А.С., Смородинцев А.А. Мир микробов. - М.: Медиа, 2012.- 162 с.
-
Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.: «Изд. П-2», 2006.
-
Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. - СПБ.: Образование, 1995.
-
Лункевич В.В.. Занимательная биология.- Медиа, 2012.-272 с
-
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Паниной Т.С. М.: издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.