Обобщение опыта работы Применение кейс-метода на уроках биологии и географии

Данная статья содержит теоретические основы применения метода кейсов и практические рекомендации по использованию кейса, как в интеграции предметов географии и биологии, так и отдельного применения на уроках. Статья решает следующие задачи: раскрывает особенности кейс - метода, показывает методику его использования, раскрывает эффективность использования в учебном процессе. Результатом использования данного метода можно считать - повышение познавательной активности обучающихся к изучению биологи...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

МКОУ «Боровская СОШ»











«Применение кейс-метода на уроках биологии и географии»








Казакова Лариса Владимировна

Учитель биологии

МКОУ «Боровская СОШ»

Иркутской области, Братского района




п. Боровской

2015 г

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..

3

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙС - МЕТОДА ………….

5

1.1

Сущность кейс - метода ……………………………………...……

5

1.2

Материалы для создания кейса и их классификация …………….

7

1.3

Технология обучения методом кейсов ………………………….

11

1.4

Учет возрастных особенностей обучающихся в применении метода ………………………………………………………………


15

2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - МЕТОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ………………………………………………………..


19

2.1

Методика работы с кейсов на уроке ………………………………

19

2.2

Примеры использования кейсов на уроках ………………………

21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...

27


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………..

30


ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………...

32

1

Конспект урока биологии в 8 классе «Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания.» …………………………


32

2

Примеры кейсов ……………………………………………………

38

3

Кейс «Человек будущего» …………………………………………

42

4

Исследование познавательной активности обучающихся по школьным предметам ……………………………………………...

44

5

Итоги изучения познавательной активности по предметам школьной программы ……………………………………………...


47



ВВЕДЕНИЕ


В свое время Николай Рерих сказал: «Новый мир имеет новые условия и требует новых действий». С введением ФГОС, эти слова актуальны и сегодня.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, требует совершенствования технологий обучения для создания возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. [16]

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Залог успешного учения - активная работа ученика на уроке. Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Однако здесь нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.

Познавательный интерес - это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в желании подготовить сообщения, рефераты, поучаствовать во внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.д.

Основной задачей формирования активности ученика на уроке является активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса обучающихся к урокам биологии и географии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.

Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Одним из эффективных методов, позволяющим успешно решать эти задачи является кейс-метод, так как он в большей степени ориентирован на социализацию личности ученика.[7]

Цель данной работы - рассмотреть вопрос применения кейс - метода в организации современного урока биологии и географии и их интеграции в образовательном процессе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть особенности кейс - метода

- показать использование кейс-метода на практике;

- проанализировать эффективность ее использования в учебной деятельности.

Результатом проделанной работы можно считать - повышение познавательной активности обучающихся к изучению биологии и географии.



1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙС - МЕТОДА


  1. Сущность кейс - метода

Кейс - метод возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США), а внедрение его в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс-метод представляет собой целую группу образовательных приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем и поставленных задач. Его относят к интерактивным методам обучения, которые позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. [5]

Название метода произошло от латинского термина - «казус» - запутанный или необычный случай, а также от английского case - портфель, чемоданчик.

Кейс имеет несколько определений:

-Кейс - это описание реальной ситуации. [1]

-Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. [12]

-Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". [14]

-Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. [13]

Суть метода в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Основная функция метода - учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Особенностью кейс - метода является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.

Выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

- Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

- Процесс отбора: содержание должно быть реальным для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес.

- Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Цифрового материала должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.

- Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе для диагностики его последующего использования (дополнить, изменить, уменьшить, не использовать вовсе)

- Процесс устаревания: большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня. [15]

Кейс - метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:

- метод инцидента, особенность которого заключается в том, для принятия решения имеющейся информации недостаточно, поэтому обучающийся сам находит информацию для принятия решения и анализирует ее.

- метод разбора деловой корреспонденции, в котором обучающиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.

- метод ситуационного анализа, является самым распространенным методом, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. [12]


  1. Материалы для создания кейса и их классификация

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Разработка кейса является сложной задачей, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени. Кейс - это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть обучающимся.

Кейс как интеллектуальный продукт имеет свои источники. Они делятся на первичные - общественная жизнь во всем её многообразии, образование и наука, а также вторичные - художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, местные материалы, Интернет-ресурсы.

В практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников:

-практические, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

-обучающие, основной задачей, которых выступает обучение;

-научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. [13]

Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции отражает:

-во-первых, типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться в процессе деятельности;

-во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, ситуация, проблема такие, какими они могут быть в жизни.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция кейса, в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше для работы с небольшой творческой группой обучающихся.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести те, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать обучающихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время». [13]

Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых - на определенном практическом примере обучить обучающихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы. [7]

Классифицироваться кейсы могут и в зависимости от доминирующей функции (Таблица 1). [14]

Таблица 1 - Функции, типы и примеры кейсов

Название доминирующей функции кейса

Тип кейса

Характеристика функций кейса

Примеры

тренинг

тренировочный

тренировка применения навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

обучение

обучающий

овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов

анатомия: организм человека и животного

эволюция: «Человек будущего»

анализ

аналитический

выработка умений и навыков аналитической деятельности

анализ явлений и объектов науки и практики

исследование

исследовательский

получение нового знания относительно развивающихся объектов

исследовательский проект

систематизация

систематизирую-щий

систематизация ситуационного знания

разнообразные статистические материалы,

анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе, адаптация живых организмов

прогнозирование

прогностический

получение сведений о развитии данной системы

прогноз событий, возможные последствия решения экологических проблем.

Во всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Кейс включает в себя:

- сюжетную часть - случай, проблема, история из реальной жизни;

- методическую часть - вопросы и задания для работы с кейсом;

- информационную часть - приложения (глоссарий, параграф учебника, научная статья и т.д.) [8]

Объем кейса может быть различным - от нескольких предложений на одной странице ("западно-европейские" кейсы) до множества страниц ("американские" кейсы). Однако большие кейсы вызывают некоторые затруднения у обучающихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Исходя из выше сказанного, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- использование принципов проблемного обучения - получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- может иметь несколько решений.[13]


  1. Технология обучения методом кейсов

Представить кейс на уроке можно различными способами, но, как правило, представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации (Схема 1). Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео. [8]

Обобщение опыта работы Применение кейс-метода на уроках биологии и географии

Схема 1 - Виды представления кейсов.

При преподавании биологии и географии кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения, в процессе закрепления и в процессе контроля.

В реализации кейс-метода выделяют следующие этапы:

- Подготовительный этап: подготовка ситуации, дополнительных информационных материалов, определение места урока в системе предмета, задач урока.

- Ознакомительный этап: вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации: введение в ситуацию, описание ситуации, изучение информационного материала, глоссария.

- Основной (аналитический) этап: определение формы проведения мероприятия - индивидуальная или групповая; объяснение критериев оценивания; анализ ситуации, выявление проблемы; обсуждение проблемных моментов, поиск аргументов и решений; представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

- Итоговый этап, это заключительная презентация результатов аналитической работы (обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы). Именно на этом этапе умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным качеством обучающихся. [13]

Устная презентация обладает свойством кратковременного воздействия и, поэтому, трудна для восприятия и запоминания. Степень подготовленности выступающего проявляется в спровоцированной им дискуссии. Преимуществом такой презентации является ее гибкость. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории.

Непубличная презентация менее эффектна, чаще всего это отчет по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет. Письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Основное правило письменного анализа кейса заключается в том, чтобы избегать простого повторения информации из текста, информация должна быть представлена в переработанном виде. Самым важным при этом является собственный анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения.

Следующий шаг итогового этапа: обобщающее выступление учителя - анализ ситуации; оценивание учителем обучающихся по следующим критериям: практическое обоснование, самостоятельность решения, грамотный язык, предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем. [8]

Следовательно, технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

Для решения кейса могут использоваться различные методы, приёмы и стратегии различных современных образовательных технологий, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно -воспитательной деятельности. (Таблица 2). [14]

Таблица 2. Содержание деятельности методов и приемов для решения кейсов

Методы и приёмы

Содержание деятельности

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. Это дает обучающимся возможность освоить и закрепить формы познания и анализа действительности в комплексе. Сочетание различных методов обучения является одной из причин эффективности применения метода кейсов.

Данный метод предполагает творческий подход и креативность со стороны школьников, т.к. здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.

Разбирая кейс, обучающиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» обучающихся проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем. [3]

Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех членов группы в процесс анализа кейса.

При применении кейс - метода преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.


  1. Учет возрастных особенностей обучающихся в применении метода

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса. В связи, с чем в 5,6 классах, где согласно учебному плану на изучение биологии и географии отведено по одному часу, доминирующей технологией является проблемное обучение, которое подготавливает к решению кейсов, а их активное использование приходится на 7-9 классы, что позволяет и объем учебного времени (по 2 часа в неделю).

В данный возрастной период развития основной сферой интересов подростков становится общение со сверстниками (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса, сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.

Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.

Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, уважении их стремления к естественным потребностям: во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха.

Кейс-метод - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. [9]

Методика способствует развитию различных практических навыков. Все вместе, они могут быть описаны одной фразой - творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.

Навыки, которые развивает метод кейсов: [13, стр.94]

- Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

- Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

- Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

- Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

- Социальные навыки вырабатываются в ходе обсуждения кейса: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

- Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у школьников умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы и позволяет решить следующие противоречия в развитии личности подростков:

Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребности в общении со сверстниками.

Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - МЕТОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Методика работы с кейсом на уроке

У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки, и самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают своими руками. Задача учителя - давать им на каждом уроке реализовывать свои творческие и исследовательские задатки, что существенно повышает мотивацию изучения предмета и повышает качество обучения.

Кейс - метод не используется ежеурочно, поэтому дает возможности сочетания в преподавании других технологий и методов.

Работа над кейсом на уроке строится в 3 этапа:

1 этап - ознакомительный этап - индивидуальная подготовка.

На данном этапе происходит знакомство с кейсом и вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации. Практика показывает, что на уроке лучше всего использовать печатные кейсы объёмом не более 1-3 страниц, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 минут (Приложение 2, 3).

2 этап - основной этап - этап работы в малых группах.

Именно на этом этапе сталкиваются различные подходы к решению проблем. Школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мнение тем обучающимся, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тезисами, но общее решение в данном случае для учителя не является самоцелью. Оно желательно, но каждый обучающийся имеет право остаться при своей точке зрения и высказать её при общей дискуссии на третьем этапе.

При формировании групп не нужно придерживаться принципа, согласно которому группа должна состоять из слабых и сильных обучающихся. Желательно, чтобы группа состояла из школьников с одинаковым уровнем развития, для того чтобы активизировать работу слабых обучающихся, при этом оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории - четыре. При увеличении размера группы или числа групп понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а обучающимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность урока. Время, отводимое на работу в малых группах, должно быть ограниченным (10-15 минут), чтобы сделать обсуждение в группах более напряженным. Учитель, в случае затруднений обучающихся может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

Традиционно кейс эффективен на занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Но практика показывает, что работа с кейсом является продуктивной и при изучении нового материала.

3 этап - итоговая презентация авторского продукта группы с последующей дискуссией.

Каждая группа должна представить свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно занимает не более 3 минут, чтобы хватило времени на проведение межгрупповой дискуссии, которая является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал. Важно рассчитать время урока так, чтобы его хватило на межгрупповую дискуссию, иначе подводя итоги урока, учитель навязывает свою точку зрения на решение проблемы.

Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит ее итог. В конце обсуждения учитель высказывает свою точку зрения, не настаивая на том, что она единственно правильная, тем самым подчеркивая, что он и обучающиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы обучающихся.

2.2 Примеры использования кейсов на уроках

В качестве примера рассмотрим фрагмент обобщающего урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека», который проводится в конце года, когда обучающиеся изучили по биологии курс «Человек и его здоровье», и «Физическую географию России», следовательно, обладают достаточным объемом знаний.

Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.

Формируемые ключевые компетентности:

- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы);

- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей);

- регулятивная (контролировать себя);

- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Таблица 2. «Методика работы с кейсом»

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты».

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? - составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы - то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

- сочинение-миниатюра;

- опорный контекст;

- схема;

- таблица;

- мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.


Текст кейса: «От жары Россия заболеет»

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, - рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. - Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать рабочие листы для создания опорных конспектов.

Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных инфекций

б) рост заболеваемости малярией, клещевым
энцефалитом.

в) случаи геморрагической лихорадки.

Пути решения:

- Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

- Разработка новых методов очистки воды;

- Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);

- Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

- Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

Пути решения обсуждаются в межгрупповой дискуссии.

При изучении нового материала в учебном процессе удобно использовать метод инцидента, в котором обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Школьники получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому обучающийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения (анализ параграфа или статьи учебника, использование справочника, словаря и др.). Так метод инцидентов можно применить на уроке биологии в 8 классе «Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания» при организации работы с кейсом «Жалобы больного на приеме у врача» (Приложение 1), а также в других классах по различным темам (Приложение 2).

На уроке по теме «Витамины» в 8 классе можно использовать метод разбора деловой корреспонденции, когда ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Например, можно рассмотреть такой случай: «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?»

Вопросы:

- Какую зависимость проследил Н.И. Лунин?

- Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?

- Какие документы могут в этом помочь?

- Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.

Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих (материалы учебника).

Применение метода ситуационного анализа, позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию, читая текст с подробным ее описанием. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. Например, при изучении темы "Проблемы агропромышленного комплекса" обучающиеся анализируют следующий кейс:

«Агропромышленный комплекс России»

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом - обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.

Один из главных недостатков сельского хозяйства России - большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США - 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства - развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600 ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.

Кроме текста документа обучающиеся получают вопросы к нему:

- В чем заключается проблема?

- Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием, учитывая её агроклиматические особенности? (используйте «Климатическую карту России», карты "Животноводство" и "Растениеводство")

- Как сократить потери продукции при уборке и хранении?

- Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?

- Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?

- Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?

- Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе; реализовать основную ведущую потребность подростков - общение со сверстниками; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

При использовании метода кейсов изменилась роль учителя и обучающихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности обучающихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся активными. Обучающиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (учителя и других школьников) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. А преподаватель помогает обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им своё мнение. Обучающиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решения лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышления, вовлечения всех членов группы в процесс анализа кейса.

Использование ситуативной методики позволяет обучающимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Анализируя опыт работы по методу кейсов, напрашивается вывод, что о преимуществах и затруднениях в использовании данного метода.

Преимущества кейс-метода:

- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;

- способствует повышению познавательной активности обучающихся в учебном процессе, согласно проведенному исследованию познавательной активности обучающихся по школьным предметам по методике педагогов-психологов - Бойко Юлии Владимировны, Червяковой Ларисы Анатольевны. (Приложение 4,5)

- развитие и совершенствование творческих способностей обучающихся;

- активизирует мышление обучающихся;

- формирует умения работы с большим объёмом информации;

- формирует коммуникативные навыки;

- способствует развитию умения общения в группах;

- способствует развитию здоровой дискуссии;

- создаёт психологически комфортную среду на уроках;

- удобно совмещается с другими технологиями;

- даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.

Таким образом, наличие проблемной ситуации, умение найти необходимую информацию, коллективно выработанное решение, возможность нескольких вариантов решения проблемы, высокая степень активности, а также управляемый эмоциональный фон отличают кейс - метод от других и способствуют формированию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора, развитию критического мышления, а также активизации всего педагогического процесса.

При работе с кейсами есть и сложности:

- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;

- сложность в подборе информации;

- не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая;

- невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.

В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.

Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который предстоит учителю, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь главная радость для учителя - это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут ученики, тем большее удовлетворение от своей работы получает учитель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андюхов Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

  2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. - М.: Гардарики, 2000. - 502 стр.

  3. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005. - Выпуск 2. с. 169-194.

  4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

  5. Кейс-метод в школе «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» enauki.ru/case

  6. Метод конкретной ситуации (опыт НКО юга России). Краснодар, ЮРРЦ, 2003 г, 120 стр. Автор-составитель - В. Птицын.

  7. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.1999.- №1.

  8. Михайлова Е.И. Кейс и кейс - метод: процесс написания кейса// Маркетинг. 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.

  9. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  10. Окно в ситуационную методику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: casemethod.ru/

  11. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра. 2000. - №13-15.

  12. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

  13. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.

  14. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

  15. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика СaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.

  16. Электронный ресурс Министерства образования и науки. Сайт standart.edu.ru/.














ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ


Тема урока: «Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания».

Цель урока: изучить органы дыхания в соответствии с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Оборудование: таблица «Строение органов дыхания».

Ход урока.

I. Мотивационный этап (5 мин)

У: В жизни каждого человека случалась такая ситуация:

Знакомство с кейсом «Жалобы больного на приеме у врача:

Несколько дней держится температура, насморк, дыхание затрудненное, возникает отдышка, голос сначала осип, а топом почти пропал, в горле першит, мучает сухой кашель,…»

- В какой системе организма произошли изменения?

- Почему возникла температура?

- Почему дыхание стало затрудненным?

- Почему пропал голос? Назовите все возможные причины.

- Какие органы и как затронуты заболеванием?

- Какие профилактические рекомендации должен дать доктор?

«Мозговой штурм» по вопросам кейса

У: Что можем в кейсе уже пояснить? Давайте вычеркнем известное. (температура)

У: Так что мы сегодня должны изучить? (строение и функции дыхательной системы, и нарушения ее деятельности)

II. Формирование новых знаний

Работа в малых группах, с изучением дополнительной информации: (20 мин)

«Особенности дыхательной системы человека»

«Пока дышу, надеюсь»

Овидий.

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток, а без дыхания несколько минут. Если задержать дыхание на несколько минут, то чувствуется недостаточность воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах). Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.

Дыхание обеспечивает организма кислородом; удаляет углекислый газ, участвует в обмене веществ с выделением энергии (окисление органических соединений БЖУ, удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.), следовательно, дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. Оно бывает:

А: внешнее Б: внутреннее

(вдох, выдох - легочное) (клеточное дыхание)

дыхательная система кровеносная система

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части. К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи. Дыхательная часть - это легкие и соединительнотканная оболочка - плевра.

«Без носа человек - черт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н.В.Гоголь

Название отдела

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы, которые за сутки выделяют 0,5 литра слизи.

Очищение, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями, а оттуда - в гортань.

Дыхание через нос предпочтительнее, чем дыхание через рот, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний; больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Опыт: «Проходимость воздуха через носовые ходы". Закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе, следовательно, при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

- Какие жалобы больного можете пояснить?

Далее через носоглотку воздух поступает в гортань:

Гортань

Образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В ней находятся голосовые связки с голосовой щелью.

Проведение воздуха. Голосообразование. Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от попадания пыли. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

Самый крупный хрящ - щитовидный, защищает гортань спереди. Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом, который при глотании поднимается вверх. Во время глотательных движений надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Образование звука. Человек молчит - голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин - 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться - ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер - мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Гигиена голосового аппарата. Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

- Какие симптомы «больного» можно объяснить?

Трахея

Трахея - это трубка длиной 10-15 см., состоящая из хрящевых полуколец

Проведение воздуха.

Бронхи

Образованы хрящами, в лѐгких ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лѐгочными пузырьками - альвеолами.

Проведение воздуха

Далее воздух проходит в трахею, затем в бронхи:

И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Гигиена дыхания. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

- Какие изменения проходят в этих органах?

Лёгкие

Парный орган. Мелкие бронхи, бронхиолы, альвеолы. Снаружи покрыты легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 мин проходит 100 л воздуха.

Газообмен через альвеоло - капиллярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы.

Далее располагается дыхательная часть: легкие и плевра:

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков - альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие. Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты с кашлем.

- Какие симптомы «больного» родом из легких?

III. Применение новых знаний

Презентация групп по решению кейса формулирование вывода (10 мин)

Задание: «Соотнеси буквы и цифры»

Орган

Выполняемая функция

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Плевральная полость

6. Надгортанник

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) закрывает вход в гортань при проглатывании пищи

е) газообмен между кровью и воздухом альвеол.

Ключ для взаимопроверки в парах - 1) б, 2) г, 3) в, 4) е, 5) а, 6) д

IV. Домашнее задание: стр.138-139 , стр. 141 рубрика «Подумайте!» или подготовиться отвечать на вопросы:

- Для чего мы дышим?

- Почему нельзя разговаривать во время еды?

- Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке.

V. Рефлексия. Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:

!!- если вам на уроке было всё понятно и интересно;

?!- если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.

Какое сейчас у вас настроение? Спасибо, я очень рада за вас!





Приложение 2

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ

1. Кейс «Начинающий огородник» (Биология 6 класс, тема урока «Фотосинтез»)

Мария Петровна - начинающий огородник. В журнале «6 соток» она прочитала следующую задачу:

«Более 300 лет назад голландский ученый Я. Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течении 5 лет. Через пять лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Тщательно высушенная почва весила 79,944 кг. Я. Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды.

- Каким образом ива добыла 63 кг 75 г органических веществ, из которых построила ткани своего организма?»

Мария Петровна, не задумываясь, решила, что Гельмонт прав! Она решила ускорить процесс роста помидоров в теплице. Сообразив что, листья забирают драгоценную воду и испаряют ее, она обрезала их все, оставив только, начинающие наливаться плоды. И стала ждать в скором времени богатого урожая.

- Как скоро Мария Петровна дождется желанного урожая?

- Что можно посоветовать начинающему огороднику в уходе за помидорами?

2. Кейс «Наследование групп крови» (Биология 9 класс, тема урока «Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование»)

Перед судебно - медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик, имеющийся в семье супругов родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена - IV группа крови, муж - I группа крови, ребенок - I первая группа крови.

- Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?

- Можно ли узнать вашу группу крови не сдавая анализа крови?

- Можно ли предположить, какие группы крови будут у ваших детей? Рассмотрите все варианты.

3. Кейс «Цветок папоротника» (Биология 7 класс, тема урока «Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения и распространения папоротников»)

С современными папоротниками связано очень интересное поверье:

«Кто найдет на Ивана Купалу (в ночь на 7 июля) цветок папоротника - тому все тайны подвластны, все чары, с ними любой клад сыскать можно.

Распускается он ровно в полночь. Из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь, все выше и выше, то заколышется, то остановиться - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок (он переливается то красным пламенем, то синим, то зеленым) столь яркий, что на него невозможно смотреть. Невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. А если сорвешь цветок, бери его в ладони и беги из леса, а если назад оглянешься, то пропадет цветок, ни с чем останешься».

- Где искать папоротник?

- Каково строение папоротников?

- Где и из чего развивается цветок?

- Как они размножаются? Может лучше посадить его дома, и ждать пока расцветет?

- Как еще можно использовать папоротники?

4. Кейс «Переливание крови» (Биология 8 класс, тема урока «Совместимость тканей. Переливание крови»)

Лечить малокровие пытались с древних времен:

Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий) описывали попытки использовать кровь человека для лечения - больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило успеха.

1492 г. - Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа.

В 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови, обескровленному от кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел.

Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались неудачными. Родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание было запрещено законом на 150 лет.

В 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку Бландемом. Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, "будто сама жизнь проникает в её организм".

В России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при смерти из-за большой кровопотери после маточного кровотечения.

А дальше все пошло по-старому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения вплоть до смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.

- Что не было учтено при первых попытках переливания крови?

- Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?

- Какие знания о собственной крови необходимо иметь?

- Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?

5. Кейс «Встреча старых друзей» (География 7 класс, тема урока «Население мира»)

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

- В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья?

- К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?

- Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной ситуации?









Приложение 3

КЕЙС «ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО»

(Биология 9 класс тема урока «Происхождение человека»)

Обобщение опыта работы Применение кейс-метода на уроках биологии и географии

Задание: Изучите текст статьи (АиФ 2000 г) «Темнокожий головастый левша», таблицу «Антропогенез человека» ответьте на вопросы:

- Какие факторы в эволюции человека будут основополагающими: социальные или биологические?

- Со всеми ли предположениями автора вы согласны?

- Составьте свой «портрет человека будущего». Ответ обоснуйте.

Одна из форм представления обсуждения в группе - рисунок с последующим комментированием:

Обобщение опыта работы Применение кейс-метода на уроках биологии и географии


Приложение 4


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Методика: Бойко Юлия Владимировна, Червякова Лариса Анатольевна, педагоги - психологи.

Цель: изучение уровня познавательной активности обучающихся по предметам, определение уровня познавательной активности для выявления доминирующей направленности личности с целью проведения мероприятий, способствующих повышению познавательной активности

Анкета «Исследование познавательной активности»

ФИ______________________

Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.

Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак "+". В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте "+" только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.

1. Какие предметы тебя интересуют больше всего? (Выбери один или несколько и дальше заполняй в графах этого предмета)

1

2

3

4

5

6

7

8



2. Люблю предмет потому, что

а) нравится, как преподает учитель



б) получаю удовольствие при изучении



в) легко усваивается



3. Как часто ты занимаешься этим предметом?

а) часто



б) иногда



в) очень редко



4. Читаешь ли ты дополнительную литературу по интересующему тебя предмету?

а) постоянно, много



б) иногда



в) мало, совсем не читаю



5. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути?

а) почти всегда



б) иногда



в) очень редко



6. Где посещаешь курсы, расширяющие твои знания по этому предмету?

а) в школе



б) в другом месте



в) не посещаю



7. Откуда получаешь интересующую тебя информацию по данному предмету?

а) из книг, журналов



б) из интернета



в) только из учебников



8. Задаешь ли ты вопросы учителю по интересующему тебя предмету?

а) часто



б) иногда



в) редко



Обработка: Количество заданных предметов может варьироваться, в зависимости от поставленных вами целей, для данной методики желательно не менее 5, не более 9 школьных предметов.

Если обучающийся выбирает 1 предмет, рассматриваем ПА как низкую, при выборе 2-3 предметов как нормальную, 4 предмета и более - высокая, но возможно выбор, очень большого количества предметов говорит о том, что внимание ученика рассредоточено, что является отрицательным результатом.

После обработки данных результаты тестирования заносятся в таблицы.

Таблица № 1. Познавательная активность общая (ПА-О класса, по количеству выбранных предметов)

Количество обучающихся

Количество выбранных предметов

Ф.И.О. обучающихся


%


ПА-О


8





ВЫСОКАЯ




7


6


5


4


3


2


НОРМА


1


0


НИЗКАЯ

Таблица № 2. Выбор обучающихся по предметам.

предмет

ФИ обучающихся




Далее рассчитать познавательную активность по предметам (ПА-П), занести данные в таблицу № 3. В вопросах с 3 по 8 за ответ начисляется: а - 5 баллов; б - 3 балла; в - 1 балл.

ПА-П

Кол-во баллов

Высокая

(30-26)

Норма

(25-18)

Низкая

(17-6)

Таблица № 3. «Познавательная активность по предметам»

Предмет

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

баллы

ПА-П

1

2





Таблица № 4. «Нормативные показатели познавательной активности по предметам»

Предметы

ПА-П


1


2


3


4


5


6


7


8

ПА-П

Сумма

ПА-П %

Высокая (30-26)










Норма (25-18)











Низкая (17-6)











кол-во уч-ся по предметам









Любит учителя.
















Приложение 5


ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ПО ПРЕДМЕТАМ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


© 2010-2022