Рабочая программа по биологии (8 класс)

Рабочая программа может быть полезна учителям биологии, работающим по линии Пасечника. Данная программа успешно прошла аккредитационный контроль Ростоблнадзора. В рабочей программе представлены: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, лабораторный практикум, домашнее задание для учеников
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

х. Шебалин

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В. И. Фомичёва»

Утверждаю

Директор МБОУ «Шебалинская СОШ им. В. И. Фомичёва»

Приказ от _____________ №_____

________________/Зайцев В. Н./

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

для 8 класса основного общего образования

количество часов: 70

учитель: Крылова Ольга Викторовна

Программа разработана на основе: Примерной программы общеобразовательных учреждений: Биология 5-11, М.: Дрофа, 2011г.;






2014/2015 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по «Биологии» для учащихся 8 класса общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МО РФ 2004г.;

  • Примерной программы общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 / допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации М.: Дрофа, 2011г.;

  • Авторской программы по биологии для 6-11 классов (базовый уровень) по учебникам В. В. Пасечника/Чередниченко И. П., Оданович М. В. - Москва, Глобус, 2011 г.;

  • Учебника: Биология. Человек, 8 класс, Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н., М.: Дрофа, 2012 год;

  • Учебного плана на 2014-2015 учебный год.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Предлагаемый курс направлен на решение задач:

• показать человека как биосоциальное существо;

• сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Раздел II. Общая характеристика учебного курса

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса биологии. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и

воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты.

Содержание информационной компетенции учащихся 8-х классов:

• Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций.

• Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

• Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

• Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

• Умение использовать ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

• Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Содержание коммуникативной компетенции учащихся 8-х классов :

• Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

• Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

• Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.

Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. )

• Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в

соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Содержание рефлексивной компетенции учащихся 8-х классов

• Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения

цели и средств и др.).

• Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и

устранение причин возникших трудностей.

• Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

• Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.

Раздел III. Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования (8 класс) из расчёта 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа рассчитана на 69 часов в связи с тем, что 1 час выпадает на календарно-праздничный день- 01.05.2015. Этот час будет проведен 06.05.2015 г. Уроки, запланированные на 06.05.2015 и 08.05.2015 г будут представлены в виде блоковой подачи -08.05.2015г.

Раздел IV.Содержание учебного предмета

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области анатомии,

физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и

расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств. В данном курсе содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических

процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Обоснование выбора рабочей программы с учётом особенностей класса:

Рабочая программа составлена с учётом особенностей коллектива обучающихся 8 класса. Это в основном дети со средним уровнем способностей, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне.

Содержание

Количество часов по примерной программе

Количество часов согласно рабочей программе

ВВЕДЕНИЕ

1

2

РАЗДЕЛ 1 . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3ч.)

3

3

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (61 )

57

61

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (4 ч.)

5

4

РЕЗЕРВ

4

-

Количество часов по разделам в рабочей программе изменены: перенесены часы резервного времени - во 2 раздел; 1 час из 3 раздела добавлен во Введение. Это связано с тем, что объем материала из взятых разделов усваивается учащимися гораздо легче за меньшее количество часов, чем материал из разделов, куда добавлены часы.

Перечень лабораторных работ и зачётов

№ четверти

Тема лабораторной работы

1

Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Лабораторная работа № 2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Лабораторная работа № 3. Коленный рефлекс и др.

Лабораторная работа № 4. Микроскопическое строение кости.

Лабораторная работа № 5. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Лабораторная работа № 6. Утомление при статической и динамической работе.

Лабораторная работа № 7: Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Лабораторная работа № 8:Выявление плоскостопия (выполняется дома).

2

Лабораторная работа № 9. Выявление нарушений осанки.

Лабораторная работа № 10: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Лабораторная работа № 11: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Лабораторная работа № 12:Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Лабораторная работа № 13 :Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

Лабораторная работа № 14: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

3

Практическая работа №1 «Приёмы искусственного дыхания»

Лабораторная работа № 15: Действие ферментов слюны на крахмал

Лабораторная работа № 16: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Лабораторная работа № 17: Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Лабораторная работа № 18: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Лабораторная работа № 19: Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

4

Лабораторная работа № 20: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Лабораторная работа № 21: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Лабораторная работа № 22: Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

7. Перечень проверочных работ по модулям

Тема

Вид проверки

1.

«Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани»

зачёт

2.

«Опорно-двигательная система. Кровеносная и лимфатическая система»

зачёт

3.

«Пищеварение. Выделение. Строение покровных тканей

зачёт

4.

«Нервная система. Анализаторы. Эндокринная система»

зачёт

Раздел V. Тематическое планирование

Раздел программы

основное содержание по темам

основные виды деятельности

Введение

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней, античного мира и изучение человека в эпоху Возрождения

Давать определение терминам.

Перечислять методы изучения анатомии, систематические категории человека.

Выделять признаки классификации науки о человеке

Сравнивать человека и животных.

Доказывать свою точку зрения о роли анатомии в практической деятельности.

Давать определение терминам.

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять значение анатомических терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни человека и его здоровьем. Сравнивать строение внутренних органов со строением внутренних органов млекопитающих

  1. Происхождение человека

Рудименты, атавизмы, доказательства происхождения человека. Систематическое положение человека.

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека и экологические факторы,

способствующие развитию прямохождения Предшественники людей

Биологическая и социальная природа людей

  1. Строение организма:

2.1.Общий обзор организма

Уровни организации, структура тела, система органов

2.2.Клеточное строение организма.Ткани

Внешняя среда, внутренние органы, внутренняя среда, гормоны, органы, система органов.

Возбудимость, органоиды, развитие, рост Клеточное строение и процессы жизнедеят. Орг.

Сократимость, проводимость, ферменты.

Строение ткани, основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные.

2.3Рефлекторная регуляция органов и систем организма

ЦНС, периферическая нервная система, рефлекс, рефлекторная дуга, синапс Свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость

2.4.Опорно-двигательная система

Макроскопическое строение костей: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество. Осевой головы и осевой скелет. Соединение костей.

2.5Внутренняя среда организма

Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Иммунитет, антиген, интерферон, костный мозг, вилочковая железа, лимфатические сосуды и узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты.

2.6Кровеносная и лимфатическая система

Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы.

Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости. Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения.

2.7Дыхательная система

Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути.

Легочное и тканевое дыхание, вентиляция легких.

Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.

Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

2.8Пищеварительная система

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания.

Уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

2.9Обмен веществ и энергии

Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Дать понятия об обмене и роле белков, углеводов, жиров. Водно-солевом обмене. О способах определения норм питания.

2.10Покровные органы. Терморегуляция.

Дать понятие об покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы гиподермы.

Дать понятие об теплообразовании, теплоотдачи и терморегуляции организма, о роле кожи в терморегуляции, уходе за кожей, волосами, ногтями. Приемах закаливания.

2.11Выделительная система

Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении. Строении и функции почек.

2.12Нервная система

Дать понятие о нервной системе, значении нервной системы, об отделах нервной системы: центральная и периферическая. Рефлекторном принципе деятельности нервной системы.

Дать понятие о спинном мозге, его строении и функциях. Сером веществе и белом веществе спинного мозга. Рефлекторной и проводниковой функции спинного мозга. Нарушениях деятельности спинного мозга.

Головной мозг. Строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Большие полушария.

2.13Анализаторы. Органы чувств

органы чувств, их ролью в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

2.14Высшая нервная деятельность

Дать понятие о рефлекторном характере деятельности нервной системы. Безусловном и условном рефлексе, их биологическом значении.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна). Бодрствование, значение сна.Биологическая природа и социальная сущность человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека.

2.15Эндокринная система

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Гормоны. Гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы, гормоны поджелудочной железы и заболевание сахарным диабетом.

3.Индивидуальное развитие организма

Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Онтогенез, филогенез, плацента, развитие плода, Наследственные заболевания. Врожденные заболевания. Проявление алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболеваний.

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

•Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

•Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций..

Раздел VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Учебник: Биология. Человек для 8 классов общеобразовательных учреждений/ Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н., М.: Дрофа, 2012 год;

  • Авторская программа по биологии для 6-11 классов (базовый уровень) по учебникам В. В. Пасечника/Чередниченко И. П., Оданович М. В. - Москва, Глобус, 2011 г.;

Экранно-звуковые пособия:

Видеофильмы « Анатомия 1-2,3, 4».

Видеофильм «Первая медицинская помощь».

Слайд - альбомы: «Человек и его здоровье».

CD - диск Биология. Человек. 1С: Школа.

CD - disc Биология. Животные. 1С.: Школа

CD - disc Интерактивные творческие задания. Биология 7-9

CD - disk Виртуальная школа КИМ «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс.

CD - disk Биология человека. Электронное наглядное пособие.

CD - disk Инновационный школьный практикум Учебный методический комплект AFS ТМ

Список научно-методической литературы для учителя

1) Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек.- М.: Дрофа, 2014.

2) Маш Р. Д., Драгомилов А. Г.: Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2010

4) Резанов А.А. Биология человека. 800 тестов. - М. «Издат-школа - 2000», 1999. 128с.Дополнительная литература для учащихся;

- «Занимательные материалы и факты по биологии» М. М. Бондарук, издательство «Учитель», Волгоград, 2007

- «Репетитор по биологии», Т. А. Шустанова , издательство «Феникс», Ростов -на-Дону, 2004

- «Разноуровневые упражнения», М. В. Высоцкая, , издательство «Учитель», Волгоград, 2008

- «Тесты. Зачёты. Блицопросы» И. Р. Мухамеджанов, издательство «Вако», Москва, 2007

- «Биология. Конспективный курс» А. И. Никишов, издательство «Сфера», 2007

- «Биология в таблицах Т. А. Козлова», издательство «Дрофа», Москва, 2000

- журнал «Практические советы учителю»

Периодические издания:

- «Учительская газета»,

-«Первое сентября»,

-«Практика административной работы в школе»,

- «Практические советы учителю»,

- «Планета знаний»

Учебное оборудование

1. Оптическая: Лупы ручные; микроскопы

2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов.

3. Портреты выдающихся биологов

4. Таблицы Пугал Н.А. Уровни организации живой природы»

5. Таблицы демонстрационные «Строение тела человека».

6. Микропрепараты по физиологии и анатомии человека.

7. МОДЕЛИ: глазное яблоко, гортани в разрезе, ДНК, мозга в разрезе, почки в разрезе, сердца ( лабораторная), сердца в разрезе (Демонстрационная), скелет человека на штативе, торс человека разборный, увеличенная модель ушной раковины.

8. Барельефные модели к разделу «Человек»: строение спинного мозга, железы внутренней секреции, строение уха человека, органы полости тела человека, почка человека, строение легких, пищеварительный тракт, кожа человека.

9. Лабораторно-демонстрационно-экспериментальное оборудование

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Центр образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/

2. Педсовет: pedsovet.org/

3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: www1.ege.edu.ru/

4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: obrnadzor.gov.ru/

5.Федеральный институт педагогических измерений: fipi.ru/

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru/window

7. Сеть творческих учителей: it-n.ru/

7. Учеба.RU: ucheba.ru/ege/

8. Кирилл и Мефодий - КМ образование: km-school.ru/company/companies.asp

9. Федеральный образовательный портал: edu.ru/

10. Российский общеобразовательный портал: school.edu.ru/default.asp

11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru/

Раздел VII. Результаты освоения учебного курса «Биология» в 8 классе

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе

2) реализация установок бережного отношения к животным;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии в 8 классе являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов животных, видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли животных в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов животной клетки, органов и систем органов животных; на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты.

5. В эстетической сфере:

• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных самостоятельных работ.

4. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учебно-управленческие умения.

Учебно-информационные умения.


Учебно-логические умения.


1) Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.

2) Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причин

1) Составлять сложный план письменного текста.

2) Составлять тезисы письменного текста.

3) Составлять реферат по определенной теме.

4) Осуществлять цитирование устного текста.

5) Составлять доклад устного текста.

6)Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное).

1) Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

2) Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.

3) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.

4) Определять отношения объекта с другим объектом.

5) Определять Существенные признаки объекта.

6) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам.

7) Осуществлять классификацию, делить род (класс) на виды (подвиды) на основе установления признаков объекта, составляющих род.

8) Осуществить индуктивное обобщение, т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.

9) Различать родовое и видовое понятия.

10) Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.

11) Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.

12) Определять проблемы устанавливать несоответствие между желаемым и действительным определять общие


Формы организации работы учащихся:

1. Индивидуальная

2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини - сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.

Формы и средства контроля

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки, в форме зачётов. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

тестовый контроль и письменные проверочные работы, устные зачёты. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 22 лабораторных работ и 1 практической работы.

Оценка устного ответа (зачёта) учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс биологии 8 класса.

В результате изучения предмета обучающиеся должны:

Знать/ понимать:

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

· Признаки сходства и отличия человека и животных;

· Особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

называть

- общие признаки живых организмов;

- причины и результаты эволюции;

характеризовать

- строение и жизнедеятельность организма человека;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- особенности размножения и развития организма человека;

- иммунитет и его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

обосновывать

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

- меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки и плоскостопия;

распознавать

- клетки, ткани , органы и системы органов человека;

применять знания

- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образ жизни, соблюдения гигиенических норм,

профилактики заболеваний и отравлений;

делать выводы

- о происхождении человека от животных;

соблюдать правила

- здорового образ жизни человека, его личной и общественной гигиены.

Объяснять:

-роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

Изучать:

-самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

· Распознавать и описывать:

- на таблицах основные органы и системы органов человека;

Выявлять:

-взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

Сравнивать:

человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

Определять:

принадлежность человека к определенной систематической группе;

Анализировать и оценивать:

воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В календарно-тематическом планировании используются сокращения:

Лаб. Раб. - лабораторная работа

27


© 2010-2022