Исследовательская работа «Влияние курения на нервную систему школьников»

В нашей школе обучаются дети семьи которых в большей части относятся к группе риска. С детсва они видят отрицательный пример отношения своих родителей к своему здоровью.Это такие вредные привычки, как курение и алкоголизм. Учителями школы проовдится много различных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. В частности разъяснения вреда курения на организм школьников. Этот вопрос заинтересовал и меня, поэтому было принято решение о выполнении данной исследовательской работы. Учащиеся 5- 9...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


исследовательская работа


« Влияние курения на нервную

систему школьников»




Работу выполнила:

Ученица 9 класса

Филиала МКОУ
Оленинская СОШ
Оленинская с(к) школа для обучающихся воспитанников

Кубрак Мария

Руководитель:

Учитель биологии

Козырева Е.В.


П. Оленино 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение

Основная часть

  • Влияние табачного дыма на организм.

  • Статистические данные по школе.

  • Результаты анкетирования

  • Опыты с растениями и насекомыми.

  • Опыты по определению состава табачного дыма.

  • Результаты тестирования.

Заключение

Литература

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Среди множества факторов, подрывающих здоровье человека, курение табака занимает одно из первых мест. Мировая статистика свидетельствует том, что среди взрослого населения курит половина мужчин и женщин. Приобщение к курению начинается в школе с 9 - 10 лет мальчиков, с 13 - 14 лет девочек.

Одна из многих причин широкого распространения курения среди школьников - низкий уровень знаний о вреде курения и других табачных ядов, отсутствие навыков здорового образа жизни и поверхностная санитарно - просветительная работа среди учащихся. Несмотря на обилие доказательств того, что курение организм. разрушает здоровье, подростки продолжают курить. Подростки начиная курить совершенно не осознают степени опасности, которой они подвергают свой организм.

Задачи нашего исследования:

1. Выработка у учащихся первоначальных знаний о вреде курения, формирование осознанной мотивации к отказу от курения, основанному на знаниях о его негативных последствиях;

2. Формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни;

3. Показ отрицательного влияния курения на учебно-образовательные процессы подростка, на его умственные способности.

Методы исследования:

1. Работа с научной литературой, периодической печатью,

2. Сбор и обработка материала, полученного в результате анкетирования учащихся школы,

3. Постановка опытов,

4. Проведение и обработка тестов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В табачном дыме содержится большое количество различных вредных веществ: синильная кислота, оксид углерода ( 2 ) и ( 4 ), аммиак, формальдегид, радиоактивные вещества, мышьяк, канцерогенные вещества, провоцирующие рак. Во время курения происходит сухая перегонка табака, образуются смолы и деготь, при вдыхании табачного дыма в легкие попадает около 4 тысяч химических веществ. Сигарета самый дешевый наркотик. Они вызывают психическую и физическую зависимость как и наркотики.

Голосовые связки курящих находятся в состоянии хронического воспаления, отсюда типичное для курящих ,огрубление и осиплость голоса, что особенно заметно у девушек, желтые зубы, несвежее дыхание и кашель - это неприятно и людей к себе не располагает.

Курение плохо влияет на пищеварительные органы подростка. Постоянное раздражение слизистой оболочки пищевода и желудка повышает кислотность желудочного сока. Это приводит к спазмам желудка, развитию гастрита, спазмам кишечника, ухудшает аппетит, различение вкусовых свойств пищи.

Курение ведет к гипоксии, так как угарный газ табачного дыма блокирует часть гемоглобина и дыхательная функция крови нарушается. Хроническое гипоксическое состояние в молодом возрасте ведет к отставанию в физическом развитии, ухудшению умственной и физической работоспособности, снижению учебного труда, повышенной утомляемости. Курящие жалуются на плохое самочувствие и слабость, кашель, боль в груди, одышка, особенно во время физкультуры, раздражительность, ослабление умственной деятельности.

Курение влияет на физическое развитие и активность подростков. Через 10 - 15 минут после выкуренной сигареты мышечная сила человека снижается на 10 - 20 %. Координация движения падает на 2-5%, замедляется скорость движения, снижается мышечные усилия.

Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 сигарет. В одной сигарете содержится 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг поступает в кровь. Курильщик не погибает, так как доза вводится постепенно.

Курящий наносит большой вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Человек, который находится в течение часа в сильно накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как и выкуривший четыре сигареты. Пассивный курильщик вдыхает 70 % гадостей. Особенно плохо переносят табачный дым дети и подростки. Для самочувствия ''пассивных курильщиков'' характерны: головная боль, головокружение, повышенная утомляемость, учащенное сердцебиение.

Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха учащихся. Связано это не только с действием никотина, но и с тем, что желание курить появляется во время урока. В этом случае внимание учащихся полностью отвлекается от урока. Курящие учащиеся не отдыхают во время перемен, а сразу же после урока устремляются в туалет и здесь проводят время в облаках табачного дыма. Ясно, что кроме головной боли, раздраженности, сниженной работоспособности, ухудшении памяти, внимания, умственной активности совместное действие никотина и других ядовитых веществ табачного дыма дать не может.

Чтобы убедить учащихся во вреде курения для организма подростков, мы проводили исследования среди учащихся 6 - 11 классов. Результаты наших исследований мы предоставили для внимания учащихся.

Свою работу мы начали с анкетирования учащихся 6-11 классов. Предлагалось ответить ''да'' или ''нет'' на следующие вопросы:

Анкета


  1. Курят ли Ваши родители?

  2. Пробовали ли Вы курить?

  3. В каком возрасте Вы закурили впервые?

  4. Каковы причины того, что Вы начали курить:

  • потому, что чувствую себя взрослым,

  • «за компанию» с друзьями,

  • из-за интереса,

  • под давлением товарищей,

  • просто так, не могу объяснить,

  • успокоить нервы.

  1. Курите ли Вы сейчас?

  2. Знают ли родители, что Вы курите?

  3. О вреде курения Вы узнали:

  • от родных;

  • из газет, журналов, ТВ;

  • в школе на уроках, из беседы с учителями.


Итоги анкетирования


Вот что мы выяснили. Из 45 опрошенных учащихся 6-9 классов 63% пробовали курить. К сожалению 30% учащихся продолжают курить в настоящее время, из них 85% - мальчики и 15% - девочки.

Впервые в возрасте 7-8 лет закурили 10% опрошенных учащихся, 60% опрошенных закурили в возрасте 13-14 лет и 30% - в возрасте 15 лет.

Выяснив количество курящих учащихся, мы попытались установить причины этой вредной привычки. Ребята ответили на вопросы теста и с результатами были ознакомлены.

Выводы напрашивались сами. Основные причины пристрастия к курению - это пример родителей, давление товарищей, желание не отставать от своих товарищей, не казаться в их глазах слабаком и проявление интереса. На эти причины указали 28% опрошенных. Из таблицы 1 видно как распределились остальные голоса при выборе причин начала курения.

Таблица 1

Анализ распределения учеников по причинам курения


Причины курения

% ответивших

Считают себя взрослыми

10

Курят за компанию с товарищем

14

Начали курить из интереса к ощущениям

28

Начали курить под давление товарищей

28

Закурил проста так

16

Для успокоения нервов

4

Пример родителей

67

Огорчает факт, что подростки знают о вреде курения из разных источников: 52% знают о вреде курения от родителей, 52% узнали в школе и 33% - из газет и ТВ.

Подростки считают курение модным и о вреде не задумываются. Мы считаем, что в борьбе с курением очень важно формировать общественное мнение среди учащихся не столько о вреде курения, сколько о не актуальности, старомодности этого пристрастия. Пропагандировать, что сейчас модно вести здоровый образ жизни. Огорчает факт, что многие ребята начинают курить по примеру родителей.

Следующим этапом нашей исследовательской работы заключался в выяснении влияния никотина на живые организмы: растения и насекомых. В течение 10 дней проводили опыты над растениями - хлорофитумом. У нас было два растения - опытное и контрольное. Контрольное растение мы поливали обыкновенной водой, опытное растение мы поливали водой, настоянной на табачной пыли. Листья опытного растения после 4 полива стали желтеть, через 10 дней оно завяло. Контрольное растение чувствовало себя нормально.

Для следующего этапа исследования мы привлекли учащихся, которые курят. Опыт мы проводили на мухах. Осенью их очень много скапливается на окнах. Мы отловили мух и поместили их в две банки: контрольную и опытную. В опытную банку ребята выдыхали табачный дым, контрольная банка была накрыта крышкой. В опытной банке мухи погибли через час, в контрольной банке мухи жили в течение 3 суток. Эти опыты мы демонстрировали для учащихся 6-8 классов.

Прежде чем приступить к исследованию вреда никотина на такие важные качества как внимание, память, сосредоточенность, на скорость выполнения задания, то есть на те качества, которые помогают учебе, мы решили наглядно показать, какие продукты образуются при курении.

Для обнаружения в дыме от сигарет наличия кислот и никотина мы поставили следующие опыты.

  1. Развернули фильтры целой сигареты и окурка. Сравнили их. На фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. В пробирку с содовой водой, окрашенной фенолфталеином в розовый цвет, опустили окурок. Красная окраска исчезает, вода приобретает бурую окраску. Идет реакция нейтрализации под действием кислот. Это свидетельствует о присутствии никотина и смол.

  2. Второй опыт позволяет увидеть, как смолистые вещества проникают в рот и легкие и оседают там. Для проведения опыта изготовили прибор. (Приложение 1). Сжав пластиковую бутылку, выдавили из нее часть воздуха. Зажигаем сигарету и начинаем постепенно ослаблять давление. Сигарета начинает дымиться. После ''выкуривания'' сигареты на стенках и на вате остаются темные смолистые вещества.

  3. Для третьего опыта мы взяли три сигареты: легкую сигарету, обычную сигареты и папиросу. Вставили их в клизму и прикурили. Несколько минут мы делали сжимающие движения клизмой, имитируя курение. Затем окурки мы поместили в стаканы с розовым раствором магранцовокислого натрия . В стаканах розовый раствор стал бурым. Это доказывает, что сигары независимо от крепости, содержат вредные вещества, и фильтр не защищает организм от смол и кислот.

Эти опыты мы демонстрировали учащимся 8-11 классов. После этих опытов мы провели исследования в 9-11 классах с целью выяснения влияния курения на особенности ВНД - внимание, память, мышление скорость реакции. Среди учащихся 9-11 классов формировали две группы: опытная и контрольная. Отбирались учащиеся с одинаковым уровнем успеваемости. В одну группу - учащиеся - курящие, в другую - некурящие. В этих группах проводились тесты на выявление уровня внимания, памяти, скорости выполнения задания ( Приложения 2, 3, 4). После обработки результатов, мы пришли к выводу, что у курящих подростков результаты тестов хуже, ниже объем внимания, быстро наступает утомляемость и снижается восприятие, меньше объем памяти.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проанализировав изученную литературу, собранные данные тестов, проведенных опытов мы еще раз убедилась, что:

1. Никотин, содержащийся в сигаретах, оказывает большой вред на растущий организм.

2. С каждым годом количество курящих учащихся увеличивается и все чаще ими становятся дети младшего и среднего подросткового возраста.

3. Одна из причин низкой успеваемости учащихся является курение. Никотин уменьшает количество кислорода в крови, это приводит к недостатку его в нервных клеток. В свою очередь недостаток кислорода в крови для нервных клеток приводит к их угнетению и как результат - снижение внимания, работоспособности, ухудшение памяти, повышение давления, возникновение частых головных болей.

На основе выводов разработаны следующие рекомендации:

- среди учащихся младшего подросткового возраста необходимо проводить просветительную работу;

- среди учащихся среднего и старшего подросткового возраста -пропагандировать здоровый образ жизни, показывать неактуальность курения в современное время, в своей дальнейшей личной жизни и профессиональной карьере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда. М. Прсвещение, 1997.

2. Дымная ловушка. Здоровье. 1996. № 5. С.24, № 6. С. 40.

3. Зуева Т. Профилактика табакокурения. Воспитание школьников. 2001.№ 7.

4. Кузнецова С.А. Я сегодня бросил курить. Биология в школе. 2001. № 6.





Приложение 1.

Тест для определения объема внимания и памяти.

Испытуемым на короткое время (1 секунда) предъявляется карточка с изображением точек. Карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на пустой карточке расположение точек.

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого. Существуют следующие нормативы:

3-4 точки свидетельствует о малом объеме

6-9 точек - о среднем объеме.

13-15 точек - о большом объеме.

Исследовательская работа «Влияние курения на нервную систему школьников»


Приложение 2.


Методика определения оперативной зрительной памяти.

Испытуемому показывают карточку с рисунками фигур на 1 минуту. Затем выдается пустая карточка, на которой нужно нарисовать эти фигуры в заданной последовательности.

Обработка результатов по формуле:

М

Е = ------- + И,

9

где: М- число правильно узнанных фигур; И - число ошибок.


Исследовательская работа «Влияние курения на нервную систему школьников»

Приложение 3

Исследовательская работа «Влияние курения на нервную систему школьников»

Приложение 4

Методика определения оперативной зрительной памяти.



Исследовательская работа «Влияние курения на нервную систему школьников»


1

© 2010-2022