Конспект урока: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»

Цели урока: Познавательная: познакомить учащихся с внутренним  строением млекопитающих на примере домашней собаки,  способствовать формированию  знаний об особенностях  строения органов и их систем; выявлению прогрессивных черт  внутреннего строения у млекопитающих. Развивающая:  способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы. Воспитательная:  способствовать формированию у учащихся интер...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка

Казахстан, Костанайская область

КГУ «Тобольская средняя школа»

Учитель биологии

Курилова Светлана Васильевна

Разработка урока «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки» по биологии в 7 классе

Удобный способ оплаты QIWI кошелек

Урок по биологии в 7 классе

Тема: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»

Цели урока:

Познавательная: познакомить учащихся с внутренним строением млекопитающих на примере домашней собаки, способствовать формированию знаний об особенностях строения органов и их систем; выявлению прогрессивных черт внутреннего строения у млекопитающих.

Развивающая: способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока:

добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих, их приспособленности к среде обитания,

продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях организмов,

обучать учащихся умению распознавать и сравнивать различные органы и системы органов тела млекопитающих, составлять общую характеристику типа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации учебного процесса: работа в группах.

Оборудование: таблица "Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки", "Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки", таблица "Кровеносная система Позвоночных", рельефная таблица, модель головного мозга млекопитающих.

Развиваемые понятия: теплокровные, плацентарные, плацента, матка, молочные железы, альвеолы легких.

План урока

  1. Орг.момент.

  2. Введение в тему.

  3. Постановка темы, целей.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Приветствие

II. Сообщение темы, целей, задач урока.

Постановка проблемы.

Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечивают широкое распространение млекопитающих в биосфере?

III. Повторение ранее изученного материала.

1. Определение частей тела.

Укажите название животного и названия частей тела, органов.

Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.

Конспект урока: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»



1Ответьте на вопросы и покажите на плакате.

- Из каких отделов состоит позвоночник?

- Из каких отделов состоит передняя конечность?

- Из каких отделов состоит череп?

- Из каких отделов состоит задняя конечность?

-Какие мышцы развиты у собаки и почему?

-Какое строение имеет волосяной покров у собаки?

3. Дополнение текста.

Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

IV. Изучение нового материала.

Проанализируйте текст и рисунки учебника по отдельным системам органов и сделайте краткую запись в сводную таблицу. (Учащиеся в каждой группе заполняют одну графу сводной таблицы; слушая выступления товарищей, заполняют все остальные графы, задают уточняющие вопросы).

Полость тела поделена на грудную и брюшную части - диафрагмой

Название систем органов

Органы их составляющие

Функции

1. Нервная система.

А) Головной мозг(Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины.)

Б)Спинной мозг

2. Пищеварительная система.

А) Ротовая полость - Зубы дифференцированные, механическая обработка пищи; зубы, их строение (эмаль, дентин, корни). Расположение зубов на челюстях (резцы, клыки, коренные зубы).

Б) Глотка.

В) Пищевод (проходит через диафрагму).

Г) Желудок (переваривание пищи при действии желудочного сока, желудок у большинства однокамерный).

Д) Тонкая кишка - 12перстная -передний отдел, желчный пузырь + поджелудочная железа)

Е) Печень с желчным пузырём.

Ж) Поджелудочная желез.

З) Тонкая кишка (всасывает питательные вещества в кровь).

И) Толстая кишка (всасывает воду).

К) Прямая кишка (формирование фекальных масс, вместо клоаки анальное отверстие).

3. Органы дыхания у собаки.

А) Ноздри.

Б) Носоглотка.

В) Трахея (хрящевые полукольца).

Г) Легкие (дольчатые с ячеистой структурой).

В процессе дыхания собаки участвуют мышцы грудной клетки и диафрагмы. Акт вдоха и выдоха, его механизм.

4. Органы кровообращения.

А) Сердце (2 предсердия и 2 желудочка)

Б) Аорта.

В) Парные сонные артерии (к голове и головному мозгу)

Г) Парные подключичные (к передним конечностям).

Д) Мелкие артерии.

Е) Задняя и передняя полые вены.

Ж) Брыжейка (снабжает кровью кишечник).

5. Органы выделения.

А) Почки.

Б) Мочеточники.

В) Мочевой пузырь.

(Моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу).

6. Органы размножения.

А) Самка - парные яичники, парные яйцеводы, матка.

Б) Плацента

В) Самец - парные семенники.

7. Значение прогрессивных изменений, произошедших у млекопитающих.

Используя полученную информацию, подумайте, как ответить на проблемный вопрос урока, предложите схему его решения. (Оформление мини-плакатов).

V. Закрепление.

1. По рисунку укажите названия основных внутренних органов.

Учащиеся самостоятельно на карточках вписывают названия внутренних органов. Затем проводится самопроверка.

Конспект урока: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»

Конспект урока: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»

2. Ребята, как вы думаете, в чём сходство внутренних органов млекопитающих и человека.

VI. Итог урока. Какую тему изучали на уроке? Что нового и интересного узнали о внутренних органах млекопитающих?

VII. Задание на дом: параграф 53, подготовить сообщения о животных.

Литература:

Методическое руководство 7 класс, К. Кайым, Алматы: Атамура, 2012 г.

Учебник «Животные 7-8» А.И. Никишов, Москва: Просвещение, 1994 г.

Учебник «Биология» 7 класс, К. Кайым, Алматы: Атамура, 2012 г.

Учебник «Биология» 7 класс, Н.И. Сонин, Москва: Дрофа , 2011 г.



© 2010-2022