- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»
Конспект урока: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курилова С.В. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Заявка
Казахстан, Костанайская область
КГУ «Тобольская средняя школа»
Учитель биологии
Курилова Светлана Васильевна
Разработка урока «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки» по биологии в 7 классе
Удобный способ оплаты QIWI кошелек
Урок по биологии в 7 классе
Тема: «Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки»
Цели урока:
Познавательная: познакомить учащихся с внутренним строением млекопитающих на примере домашней собаки, способствовать формированию знаний об особенностях строения органов и их систем; выявлению прогрессивных черт внутреннего строения у млекопитающих.
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы.
Воспитательная: способствовать формированию у учащихся интереса к предмету.
Задачи урока:
добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих, их приспособленности к среде обитания,
продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях организмов,
обучать учащихся умению распознавать и сравнивать различные органы и системы органов тела млекопитающих, составлять общую характеристику типа;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Формы организации учебного процесса: работа в группах.
Оборудование: таблица "Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки", "Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки", таблица "Кровеносная система Позвоночных", рельефная таблица, модель головного мозга млекопитающих.
Развиваемые понятия: теплокровные, плацентарные, плацента, матка, молочные железы, альвеолы легких.
План урока
-
Орг.момент.
-
Введение в тему.
-
Постановка темы, целей.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие
II. Сообщение темы, целей, задач урока.
Постановка проблемы.
Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечивают широкое распространение млекопитающих в биосфере?
III. Повторение ранее изученного материала.
1. Определение частей тела.
Укажите название животного и названия частей тела, органов.
Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.
1Ответьте на вопросы и покажите на плакате.
- Из каких отделов состоит позвоночник?
- Из каких отделов состоит передняя конечность?
- Из каких отделов состоит череп?
- Из каких отделов состоит задняя конечность?
-Какие мышцы развиты у собаки и почему?
-Какое строение имеет волосяной покров у собаки?
3. Дополнение текста.
Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.
Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.
Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.
IV. Изучение нового материала.
Проанализируйте текст и рисунки учебника по отдельным системам органов и сделайте краткую запись в сводную таблицу. (Учащиеся в каждой группе заполняют одну графу сводной таблицы; слушая выступления товарищей, заполняют все остальные графы, задают уточняющие вопросы).
Полость тела поделена на грудную и брюшную части - диафрагмой
Название систем органов
Органы их составляющие
Функции
1. Нервная система.
А) Головной мозг(Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины.)
Б)Спинной мозг
2. Пищеварительная система.
А) Ротовая полость - Зубы дифференцированные, механическая обработка пищи; зубы, их строение (эмаль, дентин, корни). Расположение зубов на челюстях (резцы, клыки, коренные зубы).
Б) Глотка.
В) Пищевод (проходит через диафрагму).
Г) Желудок (переваривание пищи при действии желудочного сока, желудок у большинства однокамерный).
Д) Тонкая кишка - 12перстная -передний отдел, желчный пузырь + поджелудочная железа)
Е) Печень с желчным пузырём.
Ж) Поджелудочная желез.
З) Тонкая кишка (всасывает питательные вещества в кровь).
И) Толстая кишка (всасывает воду).
К) Прямая кишка (формирование фекальных масс, вместо клоаки анальное отверстие).
3. Органы дыхания у собаки.
А) Ноздри.
Б) Носоглотка.
В) Трахея (хрящевые полукольца).
Г) Легкие (дольчатые с ячеистой структурой).
В процессе дыхания собаки участвуют мышцы грудной клетки и диафрагмы. Акт вдоха и выдоха, его механизм.
4. Органы кровообращения.
А) Сердце (2 предсердия и 2 желудочка)
Б) Аорта.
В) Парные сонные артерии (к голове и головному мозгу)
Г) Парные подключичные (к передним конечностям).
Д) Мелкие артерии.
Е) Задняя и передняя полые вены.
Ж) Брыжейка (снабжает кровью кишечник).
5. Органы выделения.
А) Почки.
Б) Мочеточники.
В) Мочевой пузырь.
(Моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу).
6. Органы размножения.
А) Самка - парные яичники, парные яйцеводы, матка.
Б) Плацента
В) Самец - парные семенники.
7. Значение прогрессивных изменений, произошедших у млекопитающих.
Используя полученную информацию, подумайте, как ответить на проблемный вопрос урока, предложите схему его решения. (Оформление мини-плакатов).
V. Закрепление.
1. По рисунку укажите названия основных внутренних органов.
Учащиеся самостоятельно на карточках вписывают названия внутренних органов. Затем проводится самопроверка.
2. Ребята, как вы думаете, в чём сходство внутренних органов млекопитающих и человека.
VI. Итог урока. Какую тему изучали на уроке? Что нового и интересного узнали о внутренних органах млекопитающих?
VII. Задание на дом: параграф 53, подготовить сообщения о животных.
Литература:
Методическое руководство 7 класс, К. Кайым, Алматы: Атамура, 2012 г.
Учебник «Животные 7-8» А.И. Никишов, Москва: Просвещение, 1994 г.
Учебник «Биология» 7 класс, К. Кайым, Алматы: Атамура, 2012 г.
Учебник «Биология» 7 класс, Н.И. Сонин, Москва: Дрофа , 2011 г.