Проект по биологии на тему Двигательная активность - залог здоровья

Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12

поселка Терек Буденновского района»

Ставропольского края












Проект: Двигательная активность и

культура физического здоровья


















Работу выполнили:

учащиеся 8 «А» класса

Руководитель :

учитель биологии Попова Н.Ю.


Тип проекта: информационно-поисковый, исследовательский.

Участники: учащиеся 8 класса

Учебные предметы: биология, физическая культура, валеология.

Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение П.Р., анализ , сравнение, разработка сценария о спорте-………..

Цель: изучить культуру физического здоровья, и физическое состояние учащихся, выявить влияние двигательной активности (физической культуры) на здоровье.

Введение

Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокая производительность труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. справедлива поговорка: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - всё потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

На сегодняшний день в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания: наблюдается дисгармоничное физическое (дефицит) массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкость легких, что создает проблемы с работоспособностью подрастающего поколения.

А как хочется видеть всех здоровыми, ведь:

здоровье - это когда тебе хорошо;

  • это когда ничего не болит;

  • это от слова здорово;

  • это когда ничто не мешает радоваться жизни;

  • это когда ты готов выполнить любую работу.

Как же сохранить здоровье?

Нам подскажет культура здоровья. Культура здоровья - это система поведения человека, как он относится к физической культуре, творческой активности, к окружающим людям, обществу, природе, поэтому здоровье зависит от правильного питания, закаливания, соблюдения режима дня.

Культура физического здоровья - это культура труда, отдыха, физической активности. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полноценной жизни. Эта проблема - культуры физического здоровья актуальна в наше время, поэтому мы решили выяснить роль физического воспитания в укреплении здоровья.

Задачи:

  1. Раскрыть влияние двигательной активности на формирование системы опоры и движения.

  2. Изучить методы самоконтроля осанки и её коррекция; оценка сводчатого характера стопы.

Изучение

I этап: Теоретических основ.

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и изменениями, на достижения высокой работоспособности. Понятие физическое воспитание» - это система мероприятий, направленных на укрепление здоровья в которую, входят физический труд, физические упражнения на уроках, утренняя гимнастика, разные виды спорта. Благодаря физическому воспитанию, подвижные игры формируют физические качества: быстрота, сила, ловкость, выносливость. Развиваются ценные психические качества: настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание.

Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходят в опорно - двигательной системе, в сердечно - сосудистой и дыхательной системах. Гиподинамия происходит от греческих слов «гипо» - под, внизу и «динамис» - сила. Гиподинамия - это «мышечный голод». Следовательно, гиподинамия - это недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей: поел и на диван.

Гиподинамия,

Что это такое?

Я от вас не скрою,-

Гип - гиподинамия!

Минимум движенья,

Всех надежд крушенье,

Это сокращенье

Наших сокращенье лет!

Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно - сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усилие двигательной активности растущего организма.

Человек, занимающийся регулярно физическим трудом, физической культурой, спортом становится ловким, мускулатура тела развивается, движение точные. Такие люди сильны, выносливы, работоспособны, к тому же это укрепляет здоровье.

Потребность в движении у человека проявляется с раннего возраста, если детей лишить возможности бегать, прыгать, играть, они начнут отставать в развитии.

В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи.

Школьники 1 - 3 классов совершенствуют мышечное чувство способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц. Они овладевают правильной техникой движений, то есть учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме, темпе, с соответствующим напряжением мышц. Если школьники не научены правильно выполнять основные элементы движений (прыжки, метание и др.), не стремятся довести до конца, то, во-первых, они никогда не достигнут в спорте хороших результатов, и во-вторых, у них не разовьются дисциплинированность и самоконтроль. Совершенствование техники движений тесно связано с формированием личности человека.

Школьники 4-7 классов, помимо закрепления достигнутого, овладевают основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях, и спортивной техникой (лыжи, коньки, плавание и др.) В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями. В целом физическая нагрузка у школьников подросткового возраста может быть больше, чем у младших школьников, но силовые упражнения должны быть ограничены.

Школьники 8-11 классов, совершенствуют основные виды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статической и скоростной видов выносливости, овладевают знаниями по основам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями. А так же формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вести самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но необходимо помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстает от силы. Кроме того, возможности опорно - сосудистой системы в этом возрасте нередко превышают возможности сердечно - сосудистой системы.

Знание и правила выполнения зарядки.

Самый простой метод двигательной активности: утренняя зарядка, это важный фактор сохранения и укрепления здоровья, от которой человек получает заряд бодрости, хорошего настроения на весь день. (это могут быть упражнения, танцы под ритмическую музыку, можно разбросать спички по квартире, а затем собирать их - это лучшая гимнастика для суставов, можно просто прогуляться по парку, бег трусцой по утрам, езде на велосипеде).

Задача утренней зарядки: «разбудить организм».

Поэтому не ленитесь! Пусть будет в жизни ваш девиз:

«Ни дня - без физкультуры!»

«На зарядку - становись!»

Делать зарядку следует через 10-15 минут после пробуждения;

  • Делать в проветренной комнате на квартире;

  • Можно на свежем воздухе;

  • Заканчивать водными процедурами не более 10-15 минут;

  • Начинать с легких разминочных упражнении, затем выполнять ходьбу, постепенно увеличивая нагрузку.

  • Учитывать постепенность, систематичность, настойчивость. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса.

Однако, помните: лежать долго в постели после сна - это вредная привычка, с ней нужно бороться. Утренняя зарядка должна войти в жизнь как умывание, завтрак.

Физические упражнения должны подбираться соответственно возрасту. До 9 лет мышцы ребенка нежны, богаты водой, в них мало белков, солей, они легко утомляются. В этом возрасте вредны упражнения с гирями, гантелями, подтягивание на перекладине - все это требует мышечного напряжения, поэтому могут вызвать повреждения костной ткани, разрыв связок, мышц.

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходит между 14-17 годами, и к 18 годам мышечная масса становится такой же, как у взрослого человека. По мере роста и развития движения становятся более совершенными и разнообразными, поэтому в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения, они же способствуют формированию скелета. В местах. Где к костям прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни, кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большое натяжение или сжатие. Следовательно, чем сильнее развиваются мышцы, тем прочнее становятся кости скелета. Но существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и, естественно, возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает опорный аппарат в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровоснабжения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

I этап: Исследовательский.

Для правильного развития важно, чтобы была хорошая осанка. Представьте себе: звучит чарующая музыка Чайковского, и в такт ей то стремительно, то плавно скользит по льду юная фигуристка. Одно сложное движение сменяется другим… кружение, прыжки. Тысячи зрителей любуются стройной фигурой выступающего на льду.

А бывает и так: 11-классница на улице встретилась со своей школьной подругой, которую не видела 2 года. Она шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком… Она так изменилась, что я не узнала её сразу.

Эти примеры показывают красивую и уродливую осанку. Хорошая осанка - это правильное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы, бега, работы. (-привычная поза непринужденно стоящего человека).

Правильная осанка придает нашему телу красоту и выразительность. Чем стройней девушка или юноша, чем лучше он держится, тем лучше растет, развивается, реже болеет. При хорошей осанке внутренние органы (легкие, сердце) находятся в правильном положении, значит создаются наилучшие условия для их деятельности. При плохой осанке грудная клетка сдавливает лёгкие, сердце, затрудняя их работу. Недостаточное кровообращение, пониженное содержание О2 в крови ухудшают состояние мышц, костей, вот почему люди с правильной осанкой легче выполняют упражнения, чем те, у которых осанка неправильная.

Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, которые важно развивать, чтобы скелет формировался правильно. Именно, тренировка мышц способствует развитию хорошей осанки. Проф. Дубров сравнивает позвоночник с мачтой, удерживаемой в вертикальном положении растяжками, роль которых в организме выполняют мышцы.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им., а вот после 18 лет выправить недостатки очень трудно. В детстве, юности - хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась полностью костной, поэтому: следите за своей осанкой; посадкой за столом, партой; если вы ежедневно сидите, работаете в неправильной позе может искривится позвоночник и тогда затрудняется работа.

Нарушение осанки:

Сутулость - увеличен грудной изгиб позвоночника, выступают лопатки, грудь впалая, живот выпячен, такие люди не могут выпрямиться на длительное время, наступает усталость.

Вялая спина - это нарушение в изгибах позвоночника, ослабленная мускулатура - впалая грудь, плечи выдаются вперёд, живот внизу выпячен.

Плоская спина - когда нет достаточно глубоких изгибов позвоночника, туловища отклоняется назад, живот втягивается.

Сколиоз - искривление позвоночника (3-4% - врожденные), но и после рождения развивается, если нервно-мышечная система плохо развивается (не хватает витаминов, минеральных солей, полноценных белков, ультрафиолетовых лучей, ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе, да ещё усугубляется инфекционными болезнями, рахитом).

Исследование №1 «Методы самоконтроля осанки и её коррекция».

  1. Для самоконтроля осанки необходимо стать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены.

  2. Если между стеной и поясницей проходит кулак, нарушение осанки есть, а если проходит только ладонь , осанка нормальная.

Результаты исследования: у меня, при обследовании нарушения осанки нет.

При беседе с медицинской сестрой школы установила: в школе было обследовано 150 учащихся. Нарушение осанки есть у 107 учащихся, сколиоз - у 15 учеников.

Выводы: это свидетельствует о неудовлетворительной физической работоспособности учащихся.

Практические рекомендации

  1. Подготовить сообщение для учащихся и родителей о влиянии гиподинамии на организм человека.

  2. Рекомендовать включать в уроки физической культуры специальные упражнения для укрепления мышц спины.

Плоскостопие .

Если встать мокрой босой ногой на пол, подошва оставит четкий отпечаток (след) с выемкой посередине, т.к стопа имеет форму свода, плоскую стопу - это и есть плоскостопие. В ней (стопе) различают поперечный свод (это тот, который несёт основную нагрузку) и продольный, выполняющий рессорную функцию, а частично и полное опущение какого - либо свода ведёт к плоскостопию (она уплощается).

Эти два свода делают походку человека эластичной, упругой, амортизирована толчками и сотрясением тела при ходьбе, беге, прыжках.

Если у человека плоскостопие - походка неуклюжа, человек ходит широко расставляя ноги, слегка согнув их в коленях и развернув стопы, усиленно размахивает руками. Изменяется и положение таза, что ведет к искривлению. Изо дня в день становится труднее ходить, часто наблюдается резкая боль (мышцах, голени и бедра, в пятке, спине), что человек вовсе не может идти и даже стоять.

Плоскостопие возникает:

  1. Из - за нагрузок на мышечно - связочный аппарат стоп (работают стоя или поднимают тяжести).

  2. Способствуют различные заболевания, т.к. нарушается кровообращения (тромбофлебит).

  3. Неудобная обувь на высоком каблуке с толстой негибкой подошвой.

  4. Обувь с зауженным носом приводит к искривлению пальцев, появляются мозоли, и плоскостопие.

  5. Задник обуви неплотно обхватывает пятку - она искривляется, а потом развивается плоскостопие.

  6. Люди малоподвижные, у них ослаблен мышечно - связочный аппарат.

  7. У тучных (полных) людей, т.к. чрезмерная нагрузка на ноги.

  8. Кто постоянно находится в теплой обуви в помещении.

Предупреждение плоскостопии :

С детства укреплять мышечно - связочный аппарат стоп (ходьбы, бег, прыжки, подвижные игры).

Нельзя преждевременно ставить на ноги и обучать ходьбе малышей, ребёнок сам научится этому.

Маленький ребёнок не должен ходить в обуви с мягкой подошвой.

Прогулки босиком - улучшает кровоснабжение мышц стоп и повышает их тонус.

Правильная походка (ступни ставить || (параллельно), не разводя носки в стороны, т.к. смещается центр тяжести тела и перегружаются внутренние края стопы).

Периодически становится на наружные края стопы.

Небольшие перерывы днём: ноги кладите на стул минут на пять.

Правильно подбирать обувь (нога должна чувствовать свободно, высота каблука 2-4см, «на вырост» приобретать нельзя, - в такой обуви нога вихляется, возникают потёртости, ухудшается походка).

Детям нежелательно носить валенки, лучше ботинки - там правильнее положение стопы.

Тапочки в комнате должны иметь каблучок в 1см.

Страдающим плоскостопием:

Утренняя гимнастика включает:

  • Ходьба босиком (упор на всю стопу)

  • На цыпочках

  • Приседать

  • Ходить на наружном крае стопы.

Носить обувь со специальной стелькой-супинатором, который приподнимает опущенный продольный свод, а поперечный свод приподнять с помощью подклейки к этой стельке полоски мягкой резины -длина полоски 2,5см, ширина 2см, толщина 0,8см -на уровне головок плюсневых костей 2 - 3 пальца.

Исследование №2 «Оценка сводчатого характера стопы».

  1. Босыми, мокрыми ногами встать на лист бумаги или на пол;

  2. Обвести получившиеся отпечаток карандашом или мелом;

  3. Измерить наибольшую широкую часть стопы (А), наиболее узкую часть (Б) в сантиметрах и разделить значение А на значение Б. полученную величину выразить в процентах;

  4. Если полученное процентное соотношение не превышает 33%, то результат соответствует норме, плоскостопия нет.

Результаты исследования: у меня процентное соотношение 31%, что соответствует норме, значит плоскостопия нет.

Ряд правил, чтобы предупредить искривление позвоночника и плоскостопие:

  1. Занимайтесь физическими упражнениями.

  2. Не горбитесь

  3. Не спите свернувшись калачиком.

  4. Не поднимайте очень тяжелые предметы.

  5. Равномерно нагружайте обе руки при переносе тяжестей.

  6. За столом сиди прямо.

  7. Плечи держи ровно.

  8. Не носи тесную обувь.

  9. Не носи обувь на высоком каблуке.

Всем нам стоит задуматься: что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?

«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек».

Знайте, наше здоровье зависит не от количества выпитых таблеток, а от образа жизни, который мы ведем, от состояния окружающеё среды, общение с природой, занятий физическим трудом и спортом. Всё это поможет нам вырасти здоровыми людьми.

«Спасайся бегством от болезней,

Хочешь быть сильным - бегай,

Красивым - бегай,

Умным - бегай!»

3 этап Заключение

Великие мыслители о двигательной активности.

Еще великие мыслители древности - Платон, Аристотель, Сократ - отмечали влияние движение на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой.

Ожиревших римлян знаменитый врач Гален заставлял копать землю, косить, бегать, делать гимнастику. Под влиянием идей передовых людей древности и зарождается гимнастика, как средство физического воспитания. Гимнастика возникла в Древнем Китае и Индии, но особенно развилась в Древней Греции. Греки обнаженными занимались спортом под лучами южного солнца. Отсюда слово гимнастика в переводе с древнегреческого слова «гимнос» значит обнаженный.

Для укрепления мышц тела существует много различных комплексов упражнений. Например: А.В.Суворов ввел и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания от войск.

Занимайтесь спортом, зарядкой ежедневно и вы можете стать знаменитыми спортсменами, ведь трудолюбие и систематичность обеспечивают высокие спортивные результаты. Передовые люди России XVIII века говорили о необходимости движения для сохранения здоровья. Первым поднял голос в защиту здоровья.

Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнёте жить!
Здорово здоровым быть!!!

Литература:

Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М, 1987.

Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.,1990.

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для ВУЗов. М., 2002.

Верхошанский Ю. Ф. Программирование и организация тренировочного процесса. М., Физкультура и спорт, 1985. 176 с.

Евсеев Ю. И. Физическая культура (учебное пособие для студентов вузов). Ростов н/Д : Феникс, 2004 г.

Лоранский Д. Н., Лукьянов В. С. Азбука здоровья, - М.: Профиздат, 1990.

Евсеев Ю. И. Основы гигиены и самоконтроля. Ростов н/Д, 1988.


© 2010-2022