- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа экологического кружка Юные любители природы
Рабочая программа экологического кружка Юные любители природы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дроговозова Т.С. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №3
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ЮНЫЕ ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ »
Составил: учитель биологии
Дроговозова Т.С.
2015 - 2016 уч.год
п. Ясногорка
Краткая аннотация программы.
Рабочая программа кружка «Юные любители природы» предназначена для обучающихся общеобразовательной школы. Занятия кружка проводятся один раз в неделю по 1 часу - 35 часов всего.
Цель программы
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
3
Главная цель, задачи кружка.
5
Содержание программы.
7
Календарно - тематическое планирование.
8
Пояснительная записка.
Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.
Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Воспитание экологической культуры у современных школьников - главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности - отношение - поведение - ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры обучающихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка обучающиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Дополнительное образование всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах.
На кружке обучающиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).
При защите исследовательской работы (проекта) обучающиеся знакомятся с современными ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.
Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Дополнительное образование способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.
В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, экскурсии, конкурсы, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.
В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от интересов обучающихся, часы могут быть перераспределены. Часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.
Режим занятий: всего - 35 часов; часовые занятия - 1 раза в неделю по 1 часу. Занятия осуществляются как в стенах школы в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.
Главная цель кружка:
формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
-
Воспитание экологически грамотного человека.
-
Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
-
Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком - это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
-
Развитие познавательного интереса обучающихся, творческой активности.
-
Научить обучающихся пользоваться научной литературой, Интрнет-ресурсами.
-
Научить любить природу, правильно её использовать.
Изучать растительный и животный мир родного края.
-
Изготовление поделок из природного материала.
-
Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.
-
Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Уровни усвоения учебного материала.
Обучающиеся должны иметь представление о понятиях:
-
экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни.
Обучающиеся должны знать:
-
правила поведения в природе;
-
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
-
глобальные экологические проблемы;
-
съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
-
особенности растительного и животного мира Ростовской области;
-
редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;
Обучающиеся должны уметь:
-
оценивать экологическую ситуацию;
-
ориентироваться на местности;
-
выполнять правила поведения в природе;
-
ухаживать за комнатными растениями;
-
наблюдать за погодой, явлениями природы;
-
участвовать в природоохранных акциях;
-
изготовлять поделки из природных материалов;
-
работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
-
выполнять учебные проекты, презентации;
-
самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
-
выставки поделок из природных материалов;
-
фотовыставки;
-
защита проектов;
-
соревнования, турниры, конкурсы;
-
демонстрация презентаций, экологических представлений;
-
участие в школьных конкурсах.
Содержание программы кружка «Юные любители природы».
Тема.
Количество часов.
Основное содержание.
Всего
теорет.
практ.
1.Вводное занятие
1
1
Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с программой кружка.
2.Неизведанный мир природы
5
2
3
Наблюдение за жизнью растений осенью. Признаки осени. Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений и их гербаризация.
3.Большие дела маленьких рук
1
-
1
Сбор различного корма для птиц.
4.Краса Земли родной.
5
2
3
Сбор природных материалов: листьев, хвои, шишек, бересты, мха и др. Искусство флористики- составление картины осени с помощью природных материалов.
5. Берегите растения!
3
-
3
Выпуск листовок- предупреждений о бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников. Акция в защиту хвойных красавиц.
6. Мир птиц
5
2
3
Дать представление о многообразии птиц Ростовской области. Значение птиц в жизни человека. Знакомство с зимующими птицами нашего края (экскурсия). Сочинение на тему «Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи- подкормке». Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
6. Как прекрасен наш мир.
5
2
3
Расширить представление о многообразии растительного и животного мира нашего края. Знакомство с Красной книгой. Редкие растения и животные Ростовской области. Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Как прекрасен наш мир!».
7.Человек и окружающая среда.
5
2
3
Влияние человека на окружающую среду. Выявляем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа на тему: «Что будет если каждый из учащихся бросит бумажку?» Соблюдение чистоты и порядка. Оформление стенда «Человек и окружающая среда».
11. Неповторимый мир весны
5
2
3
Экскурсия в пришкольный сад. Подготовка фотографий на тему «Моя малая Родина» ( с отражением характерных признаков весны в родном краю, цветущих деревьев). Обобщение результатов деятельности детей.
Итого: 35 часов.
Тематическое планирование занятий кружка
«Юные любители природы»
35 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу
№ п/п
дата
Тема занятия.
Форма занятия.
Тема: Введение 1 час.
1.
Вводное занятие
Беседа ( 1 час)
Тема: Неизведанный мир природы 5 часов.
2.
Важность и значимость экологического движения в школе.
Теоретическое занятие. (1 час)
3.
Выход в природу. Сбор коллекций, гербариев, фото растений родного края «Осенние явления в природе»
Экскурсия. (1час)
4-5
Оформление результатов экскурсии.
Практическое занятие. (2 часа)
6.
Художница осень
Викторина (1 час)
Тема: Большие дела маленьких рук 1 час.
7.
Операция: «Сбор корма для птиц»
Практическое занятие. (1 час)
Тема: Краса Земли родной 5 часов
8.
Сбор природного материала для поделок
Экскурсия (1 час)
9-10
Осень в родном краю. Составление картин осени из природного материала.
Практическое задание ( 2 часа)
11.
Фотоконкурс «Наш поселок - крупным планом»
Практическое занятие (1 час)
12.
Творческая игра «Я знаток природы родного края».
Теоретическое занятие ( 1 час)
Тема: Берегите растения! 3 часа
13-14
Новогодняя почта
Практическое занятие ( 2 часа)
15.
Экологическая акция «Помоги деревьям»
Практическое занятие ( 1 час)
Тема: Мир птиц. 5 часов
16.
Птицы нашего края
Теоретическое занятие ( 1 час)
17-18
Операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц.
Практическое занятие ( 2 часа)
19.
Зимний лес
Экскурсия ( 1 час)
20.
Покорми птиц зимой
Акция ( 1 час)
Тема: Как прекрасен наш мир. 5 часов
21.
Растения и Животные нашего края.
Теоретическое занятие.(1час)
22.
Знакомство с красной книгой. Редкие растения и животные.
Теоретическое занятие.(1 час)
23.
Оформление экологического альбома, презентация «Редкие виды животных и растений Ростовской области».
Практическое занятие
( 1 час)
24.
Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: « Как прекрасен наш мир!»
Практическое занятие
( 1 час)
25.
Экологический турнир.
Практическое занятие ( 1 час)
Тема: Человек и окружающая среда 5 часов
26.
Человек и окружающая среда.
Теоретическое занятие.(1 час)
27.
Поселок в опасности- мусор!
Практическое занятие ( 1 час)
28.
Оформление материала «Влияние человека на окружающую среду»
Практическое занятие (1 час)
29-30
Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
Практическое занятие ( 2 часа)
Тема: Неповторимый мир весны 5 часов
31-32
К нам пришел цветущий май.
Экскурсия (2 часа)
33-34
Фотовыставка «Моя малая Родина».
Практическое занятие ( 2 часа)
35
Подведение итогов
Теоретическая часть
( 1 час)
11