Рабочая программа экологического кружка Юные любители природы

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3



ПРОГРАММА

КРУЖКА

«ЮНЫЕ ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ »






Составил: учитель биологии

Дроговозова Т.С.









2015 - 2016 уч.год

п. Ясногорка

Краткая аннотация программы.

Рабочая программа кружка «Юные любители природы» предназначена для обучающихся общеобразовательной школы. Занятия кружка проводятся один раз в неделю по 1 часу - 35 часов всего.

Цель программы

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка.


3

Главная цель, задачи кружка.

5



Содержание программы.

7



Календарно - тематическое планирование.

8























Пояснительная записка.

Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.

Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Воспитание экологической культуры у современных школьников - главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности - отношение - поведение - ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры обучающихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка обучающиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Дополнительное образование всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах.

На кружке обучающиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).

При защите исследовательской работы (проекта) обучающиеся знакомятся с современными ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Дополнительное образование способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, экскурсии, конкурсы, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от интересов обучающихся, часы могут быть перераспределены. Часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Режим занятий: всего - 35 часов; часовые занятия - 1 раза в неделю по 1 часу. Занятия осуществляются как в стенах школы в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.




Главная цель кружка:

формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

Задачи:


  • Воспитание экологически грамотного человека.

  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком - это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

  • Развитие познавательного интереса обучающихся, творческой активности.

  • Научить обучающихся пользоваться научной литературой, Интрнет-ресурсами.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

Изучать растительный и животный мир родного края.

  • Изготовление поделок из природного материала.

  • Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.

  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

Уровни усвоения учебного материала.

Обучающиеся должны иметь представление о понятиях:


  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни.

Обучающиеся должны знать:


  • правила поведения в природе;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

  • особенности растительного и животного мира Ростовской области;

  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;

Обучающиеся должны уметь:


  • оценивать экологическую ситуацию;

  • ориентироваться на местности;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за погодой, явлениями природы;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • изготовлять поделки из природных материалов;

  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;

  • выполнять учебные проекты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:


  • выставки поделок из природных материалов;

  • фотовыставки;

  • защита проектов;

  • соревнования, турниры, конкурсы;

  • демонстрация презентаций, экологических представлений;

  • участие в школьных конкурсах.






Содержание программы кружка «Юные любители природы».

Тема.

Количество часов.

Основное содержание.

Всего

теорет.

практ.

1.Вводное занятие

1

1


Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с программой кружка.

2.Неизведанный мир природы

5

2

3

Наблюдение за жизнью растений осенью. Признаки осени. Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений и их гербаризация.

3.Большие дела маленьких рук

1

-

1

Сбор различного корма для птиц.

4.Краса Земли родной.

5

2

3

Сбор природных материалов: листьев, хвои, шишек, бересты, мха и др. Искусство флористики- составление картины осени с помощью природных материалов.

5. Берегите растения!

3

-

3

Выпуск листовок- предупреждений о бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников. Акция в защиту хвойных красавиц.

6. Мир птиц

5

2

3

Дать представление о многообразии птиц Ростовской области. Значение птиц в жизни человека. Знакомство с зимующими птицами нашего края (экскурсия). Сочинение на тему «Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи- подкормке». Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

6. Как прекрасен наш мир.

5

2

3

Расширить представление о многообразии растительного и животного мира нашего края. Знакомство с Красной книгой. Редкие растения и животные Ростовской области. Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: «Как прекрасен наш мир!».

7.Человек и окружающая среда.

5

2

3

Влияние человека на окружающую среду. Выявляем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа на тему: «Что будет если каждый из учащихся бросит бумажку?» Соблюдение чистоты и порядка. Оформление стенда «Человек и окружающая среда».

11. Неповторимый мир весны

5

2

3

Экскурсия в пришкольный сад. Подготовка фотографий на тему «Моя малая Родина» ( с отражением характерных признаков весны в родном краю, цветущих деревьев). Обобщение результатов деятельности детей.

Итого: 35 часов.






Тематическое планирование занятий кружка

«Юные любители природы»

35 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу

№ п/п

дата

Тема занятия.

Форма занятия.


Тема: Введение 1 час.

1.

Вводное занятие

Беседа ( 1 час)


Тема: Неизведанный мир природы 5 часов.

2.

Важность и значимость экологического движения в школе.

Теоретическое занятие. (1 час)

3.

Выход в природу. Сбор коллекций, гербариев, фото растений родного края «Осенние явления в природе»

Экскурсия. (1час)

4-5

Оформление результатов экскурсии.

Практическое занятие. (2 часа)

6.

Художница осень

Викторина (1 час)


Тема: Большие дела маленьких рук 1 час.

7.

Операция: «Сбор корма для птиц»

Практическое занятие. (1 час)


Тема: Краса Земли родной 5 часов

8.

Сбор природного материала для поделок

Экскурсия (1 час)

9-10

Осень в родном краю. Составление картин осени из природного материала.

Практическое задание ( 2 часа)

11.

Фотоконкурс «Наш поселок - крупным планом»

Практическое занятие (1 час)

12.

Творческая игра «Я знаток природы родного края».

Теоретическое занятие ( 1 час)

Тема: Берегите растения! 3 часа

13-14

Новогодняя почта

Практическое занятие ( 2 часа)

15.

Экологическая акция «Помоги деревьям»

Практическое занятие ( 1 час)

Тема: Мир птиц. 5 часов

16.

Птицы нашего края

Теоретическое занятие ( 1 час)

17-18

Операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц.

Практическое занятие ( 2 часа)

19.

Зимний лес

Экскурсия ( 1 час)

20.

Покорми птиц зимой

Акция ( 1 час)


Тема: Как прекрасен наш мир. 5 часов

21.

Растения и Животные нашего края.

Теоретическое занятие.(1час)

22.

Знакомство с красной книгой. Редкие растения и животные.

Теоретическое занятие.(1 час)

23.

Оформление экологического альбома, презентация «Редкие виды животных и растений Ростовской области».

Практическое занятие

( 1 час)

24.

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: « Как прекрасен наш мир!»

Практическое занятие

( 1 час)

25.

Экологический турнир.

Практическое занятие ( 1 час)


Тема: Человек и окружающая среда 5 часов

26.

Человек и окружающая среда.

Теоретическое занятие.(1 час)

27.

Поселок в опасности- мусор!

Практическое занятие ( 1 час)

28.

Оформление материала «Влияние человека на окружающую среду»

Практическое занятие (1 час)

29-30

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Практическое занятие ( 2 часа)

Тема: Неповторимый мир весны 5 часов

31-32

К нам пришел цветущий май.

Экскурсия (2 часа)

33-34

Фотовыставка «Моя малая Родина».

Практическое занятие ( 2 часа)

35

Подведение итогов

Теоретическая часть

( 1 час)

11

© 2010-2022