Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно-тематическое планирование по природоведению для пятого класса. Содержит пояснительную записку к программе, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся, перечень практических, лабораторных работ и демонстраций. Пояснительная записка начинается с объяснения того, на чем  основана составленная программа учебного курса: указывается точное название типовой учебной программы по предмету, отмечается так же ее соответствие федеральн...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального образовательного стандарта основного общего образования по природоведению (базовый уровень) по авторской программе «Природа неживая и живая» В.М.Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2003г. Программа для 5-го класса составлена на основе обязательного минимума содержания по БУП 2004 года и предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики, химии;

  2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты. Формулировать выводы;

  3. развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения природоведения ученик должен

знать:

  1. примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; физических явлений; явлений превращения веществ, приспособления растений к избытку и недостатку влаги; приспособления животных к низким температурам; воздействия человека на природу;

  2. простейшие методы изучения природы, основные характеристики погоды, основные составляющие здорового образа жизни;

уметь:

  1. излагать результаты собственных наблюдений или опытов;

  2. различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;

  3. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  4. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;

  5. использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;

  6. находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  7. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию;

  8. выделять в тексте описание природных явлений;

  9. пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;

10)указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

11) находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

12) определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;

  2. измерять рост, температуру и массу тела;

  3. различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;

  4. уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;

  5. уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.

В параллели пятых классов обучается 3 класса. В классах: 5 «а» и 5 «б»

высокая мотивация к изучению предмета, обучающиеся работоспособны, активны, поэтому на уроках чаще используются индивидуальные формы работы, творческие и дифференцированные задания, элементы технологии критического мышления, что значительно повышает познавательный интерес обучающихся.

Обучающиеся 5 «в» класса быстро утомляются. У них рассеянное внимание. В данном классе используются фронтальные и групповые формы работы. Задания подбираются с учетом особенностей развития обучающихся. Для повышения интереса к предмету в данном классе применяются наглядные пособия, задания на составление кроссвордов, заполнение таблиц.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью, куда включены вопросы, задания, таблицы, схемы, рисунки. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений, отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются дома.

Литература для учителя:

1) В.М Пакулова и Н.В.Иванова поурочное планирование к учебнику «Природа. Неживая и живая». 5 класс. М.: Дрофа, 2010.

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2005.- 138 с.;

  1. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006;

  2. Тестовые задания по биологии. Ботаника 5-6 классы.- М., 2005, 64 с.

Литература для учащихся:

  1. ) В.М Пакулова и Н.В.Иванова учебник « Природа. Неживая и живая». 5 класс. М.: Дрофа, 2010.

  2. Рабочая тетрадь по природоведению. 5 класс к учебнику В.М Пакуловой и Н.В.Ивановой « Природа. Неживая и живая». 5 класс. М.: Дрофа, 2010.


Учебно-тематический план

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Изучение нового материала

Практические занятия, контроль

1

Введение

2

2

-

2

Вселенная

6

5

1

3

Строение и свойства вещества

11

10

2

4

Воздух

9

9

1

5

Вода

3

3

-

6

Горные породы

4

4

1

7

Почва

4

4

-

8

Организмы

6

5

1

9

Растения

6

6

1

10

Грибы

2

2

-

11

Ваши любимые растения и животные

9

9

-

12

Человек и его здоровье

4+2(повторение)

3+2

1

Итого:

68

64

4 пр. р.+4 к. р.



Календарно-тематическое планирование по природоведению (5).

Наименование раздела

Цели раздела

Содержание раздела

Требования к уровню подготовки

Количество часов

Тема урока

Номер урока

Цели урока

Ход урока

Домашнее задание

Дата

1

Введение.

Систематизация знаний об объектах природы, их многообразии и единстве.

Как человек изучает природу: наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 открытий). Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы: развитие восприятия природных объектов с помощью органов чувств, использования эмоционально-образных способов познания природы; конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение экологических проблем своей местности и путей их решения.

Освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; фиксация основного содержания текста в виде плана; заполнение предложенных таблиц; выступление с сообщением на 2-3 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

2

Человек-часть природы.

1

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Введение.

2


1

Природа неживая и живая.

2

Обобщение и закрепление знаний.

Комбинированный урок.

Творческое задание.

3

Вселенная.

Формирование интереса к естественным наукам и методам научного познания.

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной ( Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.).

Объяснять значение и важность изучения Вселенной.

6

Звезды на небе.

3

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 1, Сообщения.

4


1

Земля- наш дом.

4

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 2.

5


1

Оболочки Земли.

5

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 3, сообщения о Луне.

6


1

Луна-естественный спутник Земли.

6

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 4.

7


1

Солнце. Солнечная система.

7

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 5, повторить 1-4.

8


1

Обобщение по теме: «Вселенная».

8

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.

9

Строение и свойства вещества.

Изучение многообразия веществ и тел. Получение знаний о явлениях природы.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества и смеси. Различные физические явления (механические, тепловые, световые и др.) и их использование в повседневной жизни. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Различать вещество и тело, физические и химические явления. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.). Практическое изучение нескольких физических явлений. Наблюдение погодных явлений.

11

Тела и вещества.

9

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 6.

10


1

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

10

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 7, практическая работа № 2.

11


1

Вещества и смеси.

11

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 8.

12


1

Молекулы. Атомы. Элементы.

12

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 9.

13


1

Движение частиц вещества.

13

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 10.

14


1

Взаимодействие частиц.

14

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 11.

15


1

Разнообразие веществ.

15

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 12.

16


1

Явления природы. Физические явления.

16

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 13.

17


1

Химические явления. Горение.

17

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 14.

18


1

Окисление.

18

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 15, повторить 9-14.

19


1

Контрольная работа № 1 по теме: «Строение и свойства вещества».

19

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.

20

Воздух.

Изучение состава и свойств воздуха, его значение на планете.

Состав воздуха, его свойства и значение для живых организмов.

Использовать свойства воздуха в быту. Объяснять его значение для организмов. Опыты по изучению влияния температуры и света на прорастание семян, примеры приспособления животных к низким и высоким температурам.

9

Воздух- смесь газов.

20

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 16.

21


1

Свойства воздуха.

21

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 17.

22


1

Вес воздуха и атмосферное давление.

22

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 18.

23


1

Изменения давления воздуха с высотой.

23

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 19.

24


1

Нагревание воздуха.

24

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Тетрадь.

25


1

Изменение температуры воздуха с высотой.

25

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Тетрадь.

26


1

Ветер.

26

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Тетрадь.

27


1

Погода и ее предсказание.

27

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 20, повторить 16-19.

28


1

Контрольная работа № 2 по теме: «Воздух».

28

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.

29

Вода.

Изучение состава и свойств воды, ее значение на планете.

Состав воды, ее свойства и значение для живых организмов.

Использовать свойства воды в быту. Объяснять ее значение для организмов. Опыты по изучению влияния влажности на растения, примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги.

3

Три состояния воды.

29

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 21.

30


1

Тепловое расширение воды.

30

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 22.

31


1

Вода- растворитель. Работа воды в природе.

31

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 23.

32

Горные породы.

Изучение состава и свойств горных пород, их значение на планете.

Состав и свойства горных пород и их значение для человека и планеты.

Использовать свойства полезных ископаемых в быту. Объяснять их значение на планете.

4

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

32

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 24.

33


1

Разрушение горных пород.

33

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 25.

34


1

Полезные ископаемые.

34

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 26, практическая работа № 3.

35


1

Работа текучих вод и ветра.

35

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Вопросы.

36

Почва.

Изучение состава и свойств почвы, их многообразие и значение на планете.

Состав, свойства и разнообразие почв, их значение для человека и планеты.

Показывать на карте природные зоны Земли. Объяснять роль почвы на планете.

4

Образование почв и их разнообразие.

36

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 27.

37


1

Состав и свойства почвы.

37

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 28.

38


1

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

38

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 29-30.

39


1

Разрушение почв

39

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 31.

40

Организмы.

Изучение состава, свойств и многообразия организмов, их значение на планете.

Состав и свойства живых организмов и их значение для человека и планеты. Разнообразие живых организмов. Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов.

Описывать, сравнивать организмы между собой, объяснять их роль в природе и жизни человека.

6

Организм и его свойства.

40

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 32.

41


1

Где живут организмы?

41

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 33.

42


1

Многообразие живых организмов.

42

Обобщение и закрепление знаний.

Комбинированный урок.

Сообщения.

43


1

Увеличительные приборы.

43

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 34.

44


1

Строение организмов.

44

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 35, повторить 32-34.

45


1

Контрольная работа № 3 по теме: «Живой организм».

45

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.

46

Растения.

Изучение состава, свойств и многообразия растений, их значение на планете.

Состав, строение растений. Многообразие растений и их значение для человека и планеты. Примеры приспособлений растений к недостатку и избытку освещенности.

Объяснять роль растений на планете. Описывать, сравнивать растения между собой.

6

Признаки растений.

46

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 36.

47


1

Разнообразие растительного мира.

47

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 37.

48


1

Строение цветковых растений.

48

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Параграф 38, практическая работа № 4.

49


1

Дикорастущие растения.

49

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 39.

50


1

Растения Красной книги.

50

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 40.

51


1

Многообразие культурных растений.

51

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 41.

52

Грибы.

Изучение состава, свойств и многообразия грибов, их значение на планете.

Состав, строение грибов. Многообразие грибов и их значение для человека и планеты. Приемы первой помощи при отравлении грибами.

Объяснять роль грибов на планете. Описывать, сравнивать грибы между собой.

2

Разнообразие грибов.

52

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 42.

53


1

Шляпочные грибы.

53

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 43.

54

Домашние животные и растения.

Изучение многообразия животных: диких и домашних. Изучение культурных растений.

Многообразие животных и их роль в природе и жизни человека. Дикие и домашние животные. Многообразие растений. Дикорастущие и культурные растения.

Объяснять роль животных и растений на планете. Описывать, сравнивать животных и растения между собой.

9

Признаки животных.

54

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 44.

55


1

Условия жизни и многообразие диких животных.

55

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 45.

56


1

Значение диких животных и их охрана.

56

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 46.

57


1

Домашние животные.

57

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 47.

58


1

Растения в доме.

58

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Сообщения.

59


1

Ваш аквариум.

59

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Сообщения.

60


1

Значение домашних животных и комнатных растений для человека.

60

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Сообщения.

61


1

Связи живого и неживого.

61

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 48.

62


1

Природа и человек.

62

Обобщение и закрепление знаний.

Комбинированный урок.

Сообщения.

63

Человек и его здоровье.

Изучение строения и жизнедеятельности организма человека. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т. п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи ( при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях, травмах).

4

Человек и окружающая среда.

63

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 49.

64


1

Как беречь свое здоровье?

64

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 50.

65


1

Вредные привычки и их предупреждение.

65

Изучение нового материала.

Изучение и закрепление нового материала.

Параграф 51, повторить тетрадь.

66


1

Контрольная работа № 4 «Итоговая».

66

Обобщение и закрепление знаний.

Контроль знаний.

67


1

Повторение темы: «Тела и вещества».

67


68


1

Повторение темы: «Горные породы».

68




Перечень лабораторных, контрольных работ и демонстраций.

Раздел

Лабораторные работы, контрольные работы

Демонстрации

1

Введение

-

Приборы и инструменты: часы, весы, термометр, лупа, линейка, микроскоп. Фотографии современных научных приборов. Глобус Земли. Гербарии культурных растений. Взаимодействие магнита и заряженных тел.

2

Вселенная

-

Глобус Земли. Фотографии планет Солнечной системы. Карта звездного неба. Географическая карта. Карта природных зон. Таблица «Царства живой природы». Микропрепараты растительных и животных клеток.

3

Строение и свойства вещества

Лабораторная работа № 1 « Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов».

Контрольная работа № 1 « Строение и свойства вещества».

Модели различных атомов и молекул. Явление диффузии жидкостей. Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей. Текучесть воды. Растворение веществ в воде. Упругость и пластичность различных тел.

4

Воздух

Лабораторная работа № 2 « Описание погоды за месяц и сезон».

Контрольная работа № 2 « Воздух».

Измерение температуры воздуха.

5

Вода

-

Измерение температуры воды. Кипение воды, испарение, таяние льда. Текучесть, смешивание жидкостей, растворение веществ.

6

Горные породы

Лабораторная работа № 3 « Определение свойств металлов и горных пород».

Демонстрация различных горных пород и металлов.

7

Почва

-

Демонстрация различных видов почв.

8

Организмы

Контрольная работа № 3 « Живой организм».

Фотографии различных организмов. Муляжи, чучела, гербарии.

9

Растения

Лабораторная работа № 4 « Распознавание органов цветковых растений».

Таблицы и фотографии различных растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

10

Грибы

-

Таблицы и фотографии различных видов грибов. Ядовитые и съедобные грибы.

11

Природа едина

-

Фенологический календарь своей местности. Растения и животные, занесенные в Красные книги различного уровня ( своей местности, региона, РФ, мира).

12

Человек и его здоровье

Контрольная работа № 4 « Итоговая».

Видеофрагменты о возникновении экологических проблем. Воздействие измененной природы на человека. Правила здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек. Режим дня.



Контрольная работа по природоведению (входной контроль)

  1. Перечислите царства живой природы и приведите примеры представителей каждого царства.

  2. Вспомните признаки живых организмов.

  3. На какие группы делятся растения?

  4. На какие группы делятся животные?

  5. Зарисуйте растение и подпишите его части.

  6. Перечислите значение животных в природе и для человека.

  7. Запишите пословицы и поговорки, в которых упоминаются растения и животные.



Контрольная работа по теме: «Строение и свойства вещества».

Выберите один правильный ответ.

1)Твердые тела:

А) способны сохранять форму и объем Б) не способны сохранять форму и объем

2) Жидкости:

А) способны сохранять объем Б) не способны сохранять объем

В) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.

3) Газы:

А) способны сохранять форму и объем Б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму. В) способны принимать форму сосуда, в котором находятся.

4) К органическим веществам относятся:

А) вода Б) соли В) углеводы

5) К простым веществам относятся:

А) кислород Б) вода В) углекислый газ.

6) К сложным веществам относятся:

А) озон Б) кислород В) азот Г) белки

7) Вещества, образованные атомами одного вида, называют:

А) сложными Б) простыми В) неорганическими Г) органическими

8) Сложное вещество образовано:

А) атомами одного химического элемента Б) атомами разных химических элементов

9) К физическим явлениям относятся:

А) таяние сосулек Б) набухание почек В) перегнивание листьев

10) К химическим явлениям относятся:

А) гроза Б) ветер В) окисление

Заполните таблицу, записывая слова в соответствующие колонки.

Тела

Вещества

Явления



Слова: медь, свист, рельс, ракета, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, снегопад, стол, град, мед, самолет, мел, бумага, карандаш, воробей, камень.

Задача № 1.

Для чего проветривают помещение после уроков?

Задача № 2.

Почему, если на человеке загорелась одежда, на него надо сразу же набросить одеяло, пальто или другую плотную одежду?

Итоговая контрольная работа по природоведению

5 класс

1 вариант

1. Одним из первых мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал

А) Аристотель; В) Птолемей.

Б) Аристарх Самосский;

2. Ближайшая к Солнцу планета

А) Марс; В) Венера;

Б) Земля; Г) Меркурий.

3. Самую плотную облачную атмосферу из планет земной группы имеет

А) Марс; В) Венера;

Б) Земля; Г) Меркурий.

4. Самая дальняя планета Солнечной системы

А) Нептун; В) Уран;

Б) Плутон; Г) Меркурий.

5. Все планеты-гиганты имеют кольца

А) да; Б) нет.

6. Звёзды

А) светят отраженным светом;

Б) являются гигантскими пылающими шарами, испускающими собственный свет.

7. Галактика это

А) Солнце и планеты; В) гигантское скопление звёзд.

Б) несколько звёзд;

8. На поверхности Земли находится:

А) очаг землетрясения; Б) эпицентр землетрясения.

9. Самые высокие горы нашей планеты

А) Анды; В) Кордильеры.

Б) Гималаи;

10. Воздушная оболочка Земли

А) атмосфера; В) литосфера.

Б) гидросфера;

11. Озоновый слой предохраняет:

А) планету от падения метеоритов;

Б) живые организмы от губительного излучения;

В) планету от потери влаги.

12. Развитие жизни на Земле качалось

А) в океане; Б) на суше.

13. Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки:

А) оболочка; В) хлоропласты;

Б) цитоплазма; Г) ядро.

14. Секвойи растут в:

А) Северной Америке; В) Африке.

Б) Австралии;

15. Первым на Земле появился:

А) человек прямоходящий; В) человек разумный.

Б) человек умелый;





























Итоговая контрольная работа по природоведению

5 класс

2 вариант

1. Первым предложил, что Земля имеет форму шара

А) Аристотель; В) Птолемей.

Б) Пифагор;

2. Самая горячая планета земной группы

А) Марс; В) Венера;

Б) Земля; Г) Меркурий.

3. Спутники имеют

А) Марс и Земля; В) Венера и Марс;

Б) Земля и Меркурий; Г) Меркурий и Венера.

4. Самая маленькая планета Солнечной системы

А) Нептун; В) Уран;

Б) Плутон; Г) Меркурий.

5. Поверхность планет-гигантов

А) твёрдая; Б) жидкая или газообразная.

6.Солнце

А) сверхгигант; В) карлик.

Б) гигант;

7. Землю составляют

А) ядро и земная кора; В) мантия и земная кора.

Б) ядро, мантия и земная кора;

8. В глубине вулкана находится:

А) вулканический кратер; Б) очаг магмы.

9. Самая длинная река планеты

А) Миссисипи; В) Янцзы;

Б) Нил; Г) Амазонка.

10. Водная оболочка Земли

А) атмосфера; В) литосфера.

Б) гидросфера;

11.Огромными запасами воды обладают:

А) все планеты Солнечной системы; В) только Земля.

Б) Земля и Меркурий;

12. Динозавры - это:

А) древние земноводные; В) древние млекопитающие.

Б) древние пресмыкающиеся;

13. К одноклеточным организмам относятся:

А) только бактерии;

Б) только простейшие; Г) водоросли и простейшие;

В) грибы и бактерии; Д) бактерии и простейшие.

14. Самое богатое видами природное сообщество:

А) тундра; В) тропический лес.

Б) смешанные леса;

15. Предками человека были:

А) шимпанзе;

Б) горилла;

В) вымершие обезьяны дриопитеки.



© 2010-2022