Программа общеобразовательной дисциплины Естествознание

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа общеобразовательной дисциплины Естествознание

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

ОДб.06 Естествознание





Рабочая программа учебной дисциплины

«Естествознание»


Для специальности:

050144 «Дошкольное образование»

050148 «Педагог дополнительного образования»

050146 «Специальное дошкольное образование»

050146 «Преподавание в начальных классах»




























Санкт-Петербург

2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

7

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

Естествознание

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ФГОС среднего (полного) общего образования (гуманитарный профиль).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в блок базовых общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь

применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать

- современную естественнонаучную картину мира

- методы естественных наук;

-наиболее важные идеи и достижения естествознания, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть

умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы.

Изучение естествознания на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

  • использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; охраны здоровья, окружающей среды; энергосбережения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные работы и практические занятия

27

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение.

5

2

Тема 1.

Содержание учебного материала

Введение. Науки о природе, их роль в познании окружающего мира. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир

3


Самостоятельная работа студента

Подготовьте доклад об ученых различных эпох, внесших существенный вклад в развитие естествознания.

2


Раздел 2. Физика



Тема 1.

Механика

12


Содержание учебного материала

Механическое движение. Относительность движения. Виды движения. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Работа и мощность. Закон сохранения энергии. Механические колебания и волны. Звуковые волны.

6

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Построение графиков зависимости скорости и перемещения от времени.

Решение задач.


2

2

Контрольные работы

Тест по теме «Механика»

1

2

Самостоятельная работа студента

Работа с учебником, работа с конспектом. Поиск в Интернете. Подготовка докладов, рефератов,презентаций

3


Тема 2.

Молекулярная физика. Термодинамика.

13


Содержание учебного материала

Основные положения молекулярно- кинетической теории. Масса и размер молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии молекул. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул. Работа газа. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.

6

1

Лабораторные работы



Практические занятия

Решение задач.

2


Контрольные работы

Тест по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».

Конференция.

2

2

Самостоятельная работа студента

Работа с учебником, работа с конспектом. Поиск в Интернете. Подготовка докладов, рефератов, презентаций

3


Тема3. Электродинамика


19



Содержание учебного материала

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Магнитное поле.Действие магнитного поля на проводник с током.Явление электромагнитной индукции.Получение и передача электрической энергии.Электромагнитное поле и электромагнитные волны.

Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света.

Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света.

Оптические приборы.

11

Лабораторные работы

Определение фокусного расстояния линзы.

1

2

Практические занятия

Решение задач.

1

2

Контрольные работы

Тест по теме «Электродинамика»

1

2

Самостоятельная работа студента

Работа с учебником, работа с конспектом. Поиск в Интернете. Подготовка докладов, рефератов, презентаций

5


Тема4.

Строение атома и квантовая физика.

8



Содержание учебного материала

Строение атома. Планетарная модель атома.

Постулаты Бора. Квантование энергии. Строение атомного ядра. Связь массы и энергии. Энергия связи.

3

1

Лабораторные работы

Измерение радиоактивного фона

1

2

Практические занятия

-


Контрольные работы

Тест по теме «Электродинамика» ,«Строение атома»

2

2

Самостоятельная работа студента

Работа с учебником, работа с конспектом.


2


Раздел 3 Химия



Тема 1 Неорганические соединения

15



Содержание учебного материала

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные реакции.

Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.

7

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

Знакомство с химическим оборудованием, реактивами. Техника безопасности

Свойства и получение оксидов. Свойства и получение кислот. Свойства и получение оснований и солей. Окислительно-восстановительные реакции.

3

2

Контрольные работы

Выполнение домашней контрольной работы по теме «Классы неорганических веществ».

Тест по теме «Металлы», « Неметаллы».

2

2

Самостоятельная работа студента

Составить терминологический диктант по данным темам.

Оформить конспект « Классы неорганических веществ», « Типы химической связи» в электронном виде.

3


Тема 2 Химические свойства и превращения веществ

16



Содержание учебного материала

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.

Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи.

Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.

8

1

Лабораторные работы



Практические занятия



Контрольные работы

Выполнение теста по теме

«Периодический закон Д.И.Менделеева», «Типы химической связи», « Типы химической связи».

4

2

Самостоятельная работа студента

4

2






Тема 3 Органические соединения

23



Содержание учебного материала

Многообразие органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Классификация органических соединений.

Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь - природные источники углеводородов.

Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Генетическая связь между классами органических соединений.Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

10

1

Лабораторные работы



Практические занятия

Природные источники углеводородов

2

2

2

Контрольные работы

Тест по теме «Углеводороды», «Классы органических веществ»

2

2

2

Самостоятельная работа студента сделать сообщение по теме

Белковая пища в рационе питания.

Роль жиров для человека.

Углеводы и здоровье человека.

Превращение крахмала пищи в организме человека.

Биохимические процессы в организме.

Энергетические затраты человека.

Диетическое питание.

Рациональное питание.

5


Раздел 4 Биология



Тема 1 .Клеточное строение организмов


18



Содержание учебного материала

Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организма. ДНК, ее строение и функции. РНК - виды, строение и функции. АТФ - строение и функции.

Роль в клетке неорганических и органических веществ.

Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.

Гаметы и их строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).



Лабораторные работы



Практические занятия

Строение клетки, основные органоиды и их функции.

2


Контрольные работы

Тесты «Строение клетки», «Органические вещества клетки».

2


Самостоятельная работа студента

Сообщение о значении белков в формировании иммунитета, в трансплантации органов и тканей, белковые добавки в продуктах питания.

Сообщения о распространенных вирусных инфекциях и их профилактике.

Примеры вредного воздействия алкоголя, никотина, наркотиков на индивидуальное развитие организма

5







Тема2. Наследственность и изменчивость


19



Содержание учебного материала

Наследственность и изменчивость

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем и Т.Морганом (на примере наследования у человека). Хромосомная теория наследственности и теория гена.

Причины наследственных изменений . Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины.

10

1

Лабораторные работы



Практические занятия

Решение задач по законам Менделя.

Формы изменчивости, статистические закономерности модификационной изменчивости

4

2

Контрольные работы

Тесты «Понятия генетики», « Законы Г.Иенделя».

2

2

Самостоятельная работа студента

Изучение по данной теме дополнительной литературы.

3







Тема3..Надорганизменные системы.

13



Содержание учебного материала

Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов.

Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблемы устойчивого развития биосферы.

10

1

Лабораторные работы



Практические занятия

Происхождение приспособлений у организмов и ее относительный характер

Составить примеры пищевых цепей.


1

1

2

Контрольные работы

Тесты по теме «Вид и его критерии»

1

2

Самостоятельная работа студента








Тема 4.Современное естествознание на службе человека.

Конференция.


6



Содержание учебного материала.

Основные концепции развития биотехнологии. Нанотехнологии. Наноматериалы и их классификация.

Перспективы развития нанотехнологий.

3

2

Лабораторные работы



Практические занятия



Контрольные работы



Самостоятельная работа студента

Подготовить сообщение, презентацию, стендовый доклад по теме.

3

2












3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

УМК дисциплины « Естествознание»

-учебная настенная доска.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебно-методическое обеспечение для студентов

1. Естествознание (базовый уровень), 10. Учебник , Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. под ред. Алексашиной И.Ю., М.: Просвещение, 2008

2. Естествознание (базовый уровень), 11, ч. 1. Учебник, Алексашина И.Ю., Шаталов М.А., Ляпцев А.В., М.: Просвещение, 2008

3. Естествознание (базовый уровень), 11, ч. 2. Учебник Алексашина И.Ю.

Галактионов К.В., Орещенко Н.И., М.: Просвещение, 2008.




  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Практические занятия, лабораторные работы, выполнение индивидуальных проектных работ, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

современную естественнонаучную картину мира

Тестовый контроль

методы естественных наук

Тестовый контроль

наиболее важные идеи и достижения естествознания, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологий

Практическое занятие, тестовый контроль, контрольная работа


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

it-n.ru/ сеть творческих учителей

en.edu.ru естественно-научный портал

km.ru мультипортал KM.RU

vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов - проекта Allbest.ru. 20 vavilon.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России

eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир элек

window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам;

edu.ru/ федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты;

ito.su/ информационные технологии в образовании;

ed.gov.ru/ сайт Министерства образования РФ;

edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»;

school.edu.ru Российский общеобразовательный портал;

informika.ru Центр Информации Министерства общего и профессионального образования РФ «Информатика»;

km.ru мультипортал KM. RU;

vlibrary.ru/ поисковая система газет и журналов «Виртуальная библиотека».


© 2010-2022