Рабочая программа внеурочной деятельности Мир лекарственных растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно -научного

цикла

Протокол №____ от _____________

Руководитель ШМО: ____________

(А. П. Гвоздарёва)

Согласовано

заместитель директора по учебно-

воспитательной работе:________________

(О.А. Емельянович)

Утверждено

директором МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский

Приказ № ____ от __________

Директор: ________ (Н. П. Котвицкая)

м.п.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мир лекарственных растений»

НАПРАВЛЕНИЕ « Экологическое»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

( Автор: Е.А. Постникова, 2012 г.)



Составитель:

Гвоздарёва Антонина Петровна,

учитель биологии

МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский

высшей квалификационной категории

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

  • Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 31.10.2011г. № 575.

  • Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 17.05.2014г. № О-140.

  • Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161.

  • Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС ООО, утверждённым приказом МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский от 17.05.2014 № О-141/1.

  • Приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от ___.08.2014 года №____ «Об утверждении учебных планов и планов внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский на 2014-2015 учебный год».

  • Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045825, регистрационный № 4836), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.

  • Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38 АО1 № 0000208, регистрационный №2084), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  • Биология находится на стыке естественных и общественных наук. Она является как бы точкой пересечения всех естественнонаучных знаний и философской мысли. Занимая промежуточное положение между естественными и общественными науками, она всегда испытывала давление этических и эстетических норм, запросов человеческого общества. Биологические знания всегда формировали и формируют определённое мировоззрение личности, её отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Это, в свою очередь , определяет жизненную позицию человека, его идеалы, отношение к окружающей действительности, глобальным проблемам современности. В настоящее время выживание и дальнейшее развитие человеческого общества основано на понимании уникальности жизни и биосферы в целом. Исторический и культурологический подход к изучению биологии позволит преодолеть разобщенность школьных предметов, показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром .Биология-наука о жизни. Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле- эволюционное учение. Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения. Так, микробиология изучает мир бактерий; ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений; зоология- царства животных. Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов: генетика- закономерности наследования признаков, биохимия- пути превращения органических молекул, экология- взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология.

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края, растениям , которые нас окружают.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Программа рассчитана на школьников основной школы 5 класса.

Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Цель программы: формирование интереса к наукам о растениях и их практическом использовании в различных сферах жизни человека.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о растительном мире своего населенного пункта и края ;

- ознакомление с историей становления фитотерапии как науки;

- изучение методики исследовательской, фондовой. культурно - образовательной и экспозиционной работы;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к природе, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование бережного отношения к своему здоровью

- укрепление семейных связей:

- заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о лекарственных растениях

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- воспитать убежденность в правильном использовании лекарственных средств в жизни современного человека

Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в лес ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, выставок;
Практический метод
• подготовка гербариев
• сбор лекарственных растений,;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация выставки;

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению лекарственных растений. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.

Место курса в учебном плане внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях воспитания гражданина России , здорового человека, который должен знать, как помочь себе при заболеваниях не используя лекарства. обучающихся 6 классов предложен курс по выбору обучающихся «Мир лекарственных растений». Программа является продолжением курса 5 класса и реализуется при часовом режиме работы в неделю, всего 35 часов, продолжительность занятия - 40 минут.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ).

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные: учащиеся должны знать: основные признаки представителей Царства живой природы; природные зоны нашей планеты; растительный мир, основные экологические проблемы; правила поведения в опасных ситуациях. Должны уметь сравнивать различные среды обитания; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами; работать с гербариями; объяснять роль растений и в жизни человека; вести здоровый образ жизни.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1: Введение. (2ч)

История использования лекарственных растений

Тема 2 :» Дикорастущие лекарственные растения ".(10ч)

Тема 3: »Культурные лекарственные растения»( 12 ч.)

Тема 4: «Сбор и хранение лекарственного сырья» (5 ч.)

Тема 5: « Использование лекарственного сырья» (3 ч.)

Тема 6: « Подготовка итоговых работ » ( 2ч.)

Тема7: « Итоговая конференция» ( 2ч.)







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Перечень универсальных действий обучающихся

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:


Коммуникативные УУД:


Тема 1. Введение. 2ч.


1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

лекция

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

:умение работать в составе творческих групп

2

Лекарственные растения опасные для здоровья

1

лекция

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Тема 2 Дикорастущие лекарственные растения 10ч.

3

Лекарственные растения различных экологических групп

1

лекция

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

4,5

1.Лекарственные растения, содержащие витамины

2

Практическая работа№1

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

6

7

Кустарниковые растения

1

семинар

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

8,9

Лекарственные растения луга

2

Практическая работа№2

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

10

11

Какими свойствами обладают ягоды:

2

Практическая работа№3

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

12

Обобщение по теме» Дикорастущие растения»

1

Презентация

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

УУД: умение работать в составе творческих групп


Тема №3 Культурные лекарственные растения 12ч.

12.

13

Овощные культуры с лекарственными свойствами

2

Лекция

Практическая работа №4

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение работать в составе творческих групп росы

14

15

Плодовые культуры

2

Семинар

Практич. Раб. №5

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

16

17

Цветочно-декаративные растения

Как используется лекарственное сырье в пищевой промышленности

2

лекция

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

18

19

Лекарственные растения размножающие семенами

2

презентация

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

УУД: умение работать в составе творческих групп, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками п

20

21

Однолетние лекарственные растения

.Как используется лекарственное сырье в медицине и косметологии

1

лекция

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

22

Лекарственные растения размножаемые вегетативным способом.

1

лекция

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

23

Итоговое занятие по культурным растениям

1

Практич. Раб. №6

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

УУД: умение работать в составе творческих групп

Тема№4 Сбор и хранение лекарственного сырья 5ч.

24

25

Загадки стихи о растениях

Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений

2

Лекция

Экскурсия

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообния и пезентации, представлять результаты работы

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками осы

26

27

Использование лекарственного сырья

2

Практическая работа№7,8

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

28

Условия и сроки хранения сырья

1

Экскурсия в аптеку

Вести наблюденя. Распознавать растения

УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Тема №5 Использование лекарственного сырья 3ч.

29

29

Сборы лекарственного сырья

2

Практическая работа №9,10

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

30


Правила приготовления соков, настоев, отваров

1

Практическая работа № 11.

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

УУД: умение работать в составе творческих групп

Тема №6 Подготовка итоговых работ 2ч.

31

Классификация лекарственных препаратов

1

лекция

УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

32

Технологии расфасовки упаковки лекарственных растений

1

Практическая работа № 12

УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

УУД: умение работать в составе творческих групп

33

Итоговая конференция

2

Защита проектов

УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

УУД: умение работать в составе творческих групп, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

34










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя

  • Гаммерман А.Ф., Гром И.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. - М.: Медицина, 1976.

  • Ковалева Н.Г. Лечение растениями: Очерки по фитотерапии. - М.: Медицина, 1971.

  • Литвинов А.В. «История становится ближе»: Задачник. - М.: Народное образование, 1996.

  • Новая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  • Нуралиев Ю. Лекарственные растения. - Душанбе, 1988.

  • Пашинский В.Г. Лечение травами. - Томское изд. 1989.

  • Сало В.М. Из биографии чая. - Биология в школе №8/200

Литература для обучающихся

  • Свиридонов Г.М. Лесной огород. - М.: Молодая гвардия, 1984.

  • Свиридонов Г.М. Родники здоровья, - М.: Молодая гвардия, 1986.

  • Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. - М.: Медицина, 1974.


Средства обучения

1. Учебное электронное издание. Биология 6-11 класс. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004

2. Мультимедийные пособия.

- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

Полезные ссылки в сети Интернет

  1. «Виртуальная школа» (vschool.km.ru/).

  2. «Знаете слоmath.msu.su/~apentus/znaete/





ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся обучающиеся должны:

Знать/понимать:


  1. Свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;

  2. Правила сбора лекарственных растений;

  3. Какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов.

  4. Классификацию растений

  5. Растительный покров родного края

Уметь:

  1. описывать и объяснять результаты наблюдений;

  2. применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;

  3. проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях с использованием различных источников;

  4. оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;

  5. определять растения.

  6. работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации

  • понимания причин и значений трав в повседневной жизни

  • узнавать и определять растения

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий

  • высказывания собственных суждений о роли лекарственных растений в жизни

  • использовать знания в приготовлении соков, отваров и настоев


© 2010-2022