- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа внеурочной деятельности Мир лекарственных растений
Рабочая программа внеурочной деятельности Мир лекарственных растений
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гвоздарева А.П. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ
ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно -научного
цикла
Протокол №____ от _____________
Руководитель ШМО: ____________
(А. П. Гвоздарёва)
Согласовано
заместитель директора по учебно-
воспитательной работе:________________
(О.А. Емельянович)
Утверждено
директором МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский
Приказ № ____ от __________
Директор: ________ (Н. П. Котвицкая)
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир лекарственных растений»
НАПРАВЛЕНИЕ « Экологическое»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
( Автор: Е.А. Постникова, 2012 г.)
Составитель:
Гвоздарёва Антонина Петровна,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский
высшей квалификационной категории
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
-
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
-
Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-
Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 31.10.2011г. № 575.
-
Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 17.05.2014г. № О-140.
-
Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161.
-
Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС ООО, утверждённым приказом МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский от 17.05.2014 № О-141/1.
-
Приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от ___.08.2014 года №____ «Об утверждении учебных планов и планов внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский на 2014-2015 учебный год».
-
Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045825, регистрационный № 4836), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.
-
Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38 АО1 № 0000208, регистрационный №2084), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года.
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
-
Биология находится на стыке естественных и общественных наук. Она является как бы точкой пересечения всех естественнонаучных знаний и философской мысли. Занимая промежуточное положение между естественными и общественными науками, она всегда испытывала давление этических и эстетических норм, запросов человеческого общества. Биологические знания всегда формировали и формируют определённое мировоззрение личности, её отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Это, в свою очередь , определяет жизненную позицию человека, его идеалы, отношение к окружающей действительности, глобальным проблемам современности. В настоящее время выживание и дальнейшее развитие человеческого общества основано на понимании уникальности жизни и биосферы в целом. Исторический и культурологический подход к изучению биологии позволит преодолеть разобщенность школьных предметов, показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром .Биология-наука о жизни. Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле- эволюционное учение. Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения. Так, микробиология изучает мир бактерий; ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений; зоология- царства животных. Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов: генетика- закономерности наследования признаков, биохимия- пути превращения органических молекул, экология- взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология.
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края, растениям , которые нас окружают.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Программа рассчитана на школьников основной школы 5 класса.
Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: формирование интереса к наукам о растениях и их практическом использовании в различных сферах жизни человека.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о растительном мире своего населенного пункта и края ;
- ознакомление с историей становления фитотерапии как науки;
- изучение методики исследовательской, фондовой. культурно - образовательной и экспозиционной работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к природе, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование бережного отношения к своему здоровью
- укрепление семейных связей:
- заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о лекарственных растениях
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- воспитать убежденность в правильном использовании лекарственных средств в жизни современного человека
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в лес ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, выставок;
Практический метод
• подготовка гербариев
• сбор лекарственных растений,;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация выставки;
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению лекарственных растений. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях воспитания гражданина России , здорового человека, который должен знать, как помочь себе при заболеваниях не используя лекарства. обучающихся 6 классов предложен курс по выбору обучающихся «Мир лекарственных растений». Программа является продолжением курса 5 класса и реализуется при часовом режиме работы в неделю, всего 35 часов, продолжительность занятия - 40 минут.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ).
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные: учащиеся должны знать: основные признаки представителей Царства живой природы; природные зоны нашей планеты; растительный мир, основные экологические проблемы; правила поведения в опасных ситуациях. Должны уметь сравнивать различные среды обитания; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами; работать с гербариями; объяснять роль растений и в жизни человека; вести здоровый образ жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1: Введение. (2ч)
История использования лекарственных растений
Тема 2 :» Дикорастущие лекарственные растения ".(10ч)
Тема 3: »Культурные лекарственные растения»( 12 ч.)
Тема 4: «Сбор и хранение лекарственного сырья» (5 ч.)
Тема 5: « Использование лекарственного сырья» (3 ч.)
Тема 6: « Подготовка итоговых работ » ( 2ч.)
Тема7: « Итоговая конференция» ( 2ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятий
Кол-во часов
Форма занятий
Перечень универсальных действий обучающихся
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Тема 1. Введение. 2ч.
1
Вводное занятие. Техника безопасности
1
лекция
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
:умение работать в составе творческих групп
2
Лекарственные растения опасные для здоровья
1
лекция
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Тема 2 Дикорастущие лекарственные растения 10ч.
3
Лекарственные растения различных экологических групп
1
лекция
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
4,5
1.Лекарственные растения, содержащие витамины
2
Практическая работа№1
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
6
7
Кустарниковые растения
1
семинар
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
8,9
Лекарственные растения луга
2
Практическая работа№2
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
10
11
Какими свойствами обладают ягоды:
2
Практическая работа№3
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
12
Обобщение по теме» Дикорастущие растения»
1
Презентация
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
УУД: умение работать в составе творческих групп
Тема №3 Культурные лекарственные растения 12ч.
12.
13
Овощные культуры с лекарственными свойствами
2
Лекция
Практическая работа №4
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение работать в составе творческих групп росы
14
15
Плодовые культуры
2
Семинар
Практич. Раб. №5
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
16
17
Цветочно-декаративные растения
Как используется лекарственное сырье в пищевой промышленности
2
лекция
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
18
19
Лекарственные растения размножающие семенами
2
презентация
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
УУД: умение работать в составе творческих групп, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками п
20
21
Однолетние лекарственные растения
.Как используется лекарственное сырье в медицине и косметологии
1
лекция
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
22
Лекарственные растения размножаемые вегетативным способом.
1
лекция
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
23
Итоговое занятие по культурным растениям
1
Практич. Раб. №6
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
УУД: умение работать в составе творческих групп
Тема№4 Сбор и хранение лекарственного сырья 5ч.
24
25
Загадки стихи о растениях
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений
2
Лекция
Экскурсия
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообния и пезентации, представлять результаты работы
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками осы
26
27
Использование лекарственного сырья
2
Практическая работа№7,8
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
28
Условия и сроки хранения сырья
1
Экскурсия в аптеку
Вести наблюденя. Распознавать растения
УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Тема №5 Использование лекарственного сырья 3ч.
29
29
Сборы лекарственного сырья
2
Практическая работа №9,10
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
30
Правила приготовления соков, настоев, отваров
1
Практическая работа № 11.
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
УУД: умение работать в составе творческих групп
Тема №6 Подготовка итоговых работ 2ч.
31
Классификация лекарственных препаратов
1
лекция
УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью
УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
32
Технологии расфасовки упаковки лекарственных растений
1
Практическая работа № 12
УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации
УУД: умение работать в составе творческих групп
33
Итоговая конференция
2
Защита проектов
УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации
УУД: умение работать в составе творческих групп, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
-
Гаммерман А.Ф., Гром И.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. - М.: Медицина, 1976.
-
Ковалева Н.Г. Лечение растениями: Очерки по фитотерапии. - М.: Медицина, 1971.
-
Литвинов А.В. «История становится ближе»: Задачник. - М.: Народное образование, 1996.
-
Новая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
-
Нуралиев Ю. Лекарственные растения. - Душанбе, 1988.
-
Пашинский В.Г. Лечение травами. - Томское изд. 1989.
-
Сало В.М. Из биографии чая. - Биология в школе №8/200
Литература для обучающихся
-
Свиридонов Г.М. Лесной огород. - М.: Молодая гвардия, 1984.
-
Свиридонов Г.М. Родники здоровья, - М.: Молодая гвардия, 1986.
-
Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. - М.: Медицина, 1974.
Средства обучения
1. Учебное электронное издание. Биология 6-11 класс. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004
2. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
-
«Виртуальная школа» (vschool.km.ru/).
-
«Знаете слоmath.msu.su/~apentus/znaete/
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся обучающиеся должны:
Знать/понимать:
-
Свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
-
Правила сбора лекарственных растений;
-
Какие части растения используются в приготовлении лекарственных сборов.
-
Классификацию растений
-
Растительный покров родного края
Уметь:
-
описывать и объяснять результаты наблюдений;
-
применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья;
-
проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях с использованием различных источников;
-
оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
-
определять растения.
-
работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
проведения самостоятельного поиска информации
-
понимания причин и значений трав в повседневной жизни
-
узнавать и определять растения
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
-
высказывания собственных суждений о роли лекарственных растений в жизни
-
использовать знания в приготовлении соков, отваров и настоев