Авторская программа кружка Юный биолог

Пояснительная записка.          Последовательность содержания материала кружка основана на сезонных изменениях в жизни животного и растительного мира нашей местности. С целью формирования знаний о причинах смены сезонов года, в программу включены игры, викторины, беседы, экскурсии, теоретические и практические занятия. Внеурочные мероприятия дают возможность развить у школьников любовь к животным и растениям, показать их роль в природе и жизни человека, воспитать бережное отношение ко всему живо...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Последовательность содержания материала кружка основана на сезонных изменениях в жизни животного и растительного мира нашей местности. С целью формирования знаний о причинах смены сезонов года, в программу включены игры, викторины, беседы, экскурсии, теоретические и практические занятия. Внеурочные мероприятия дают возможность развить у школьников любовь к животным и растениям, показать их роль в природе и жизни человека, воспитать бережное отношение ко всему живому. Кроме того, такие мероприятия развивают у ребят творческую смекалку, способность быстро решать поставленные перед ними вопросы, ориентироваться в различных ситуациях, проявлять эрудицию в знании предмета

В программе кружка имеют вопросы охраны природы и окружающей среды, практические работы, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе, благоустройство школьной территории, декоративное оформление цветочных клумб; создание ландшафтного дизайна; биологические особенности овощных, декоративных и дикорастущих растений; формирование умений по составлению паспортов растений; экологическое состояние почвы.

Выбор профессии часто определяет весь жизненный путь человека. Очень важно предостеречь школьника от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Этому способствует профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый- это метод проб и ошибок: человек ищет, пробует себя в разных сферах деятельности, пока не определит для себя род занятий с учетом личных склонностей и предпочтений, который является также источником достойного существования. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существует десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, нервной системы, степень подготовленности к предполагаемой трудовой деятельности. Надо узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и соотнести их со своими личностными качествами. И только тогда выбор профессии будет удачным. Необходимо с первых дней обучения в школе приобщить детей к постоянному поиску и выбору своего пути. Кружковые занятия способствуют развитию интересов к медицинской профессии.

Программа составлена на 70 часов в объеме 2 часов в неделю. Участники кружка 6,910,11 классы.
Работа кружка идёт в четырех основных направлениях
-познавательном;
-познавательно-развлекательном;
-практическом;
-исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний школьников.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; изготовление поделок из природного материала и др.

Практическая деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей)

Занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В занятиях кружка наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Программа включает такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование. Учащиеся знакомятся с основными методами, которые применяются при микробиологических исследований, с помощью этих методов изучают микрофлору организма человека.

Цели:

1 Разработка индивидуального стиля школьного участка и его ландшафтную организацию с учетом экономной эксплуатации школьной территории и рационального ее использования.

2 Изучение биологических методов, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

3 Активизация внимания школьников к экологическому состоянию пришкольного участка.

4 Развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению пришкольного участка.

5 Проведение экологических исследований, овладение методами обработки научной информации.

6 Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения.

7 Создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических умений учащихся в области биологического эксперимента.

Задачи:

1.Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания.

2.Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований, развитие исследовательских навыков.

3.Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, удовлетворение интереса к изучению природы.

3.Интеграция предметов естественно научных дисциплин.

Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов-клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; многообразие и сложность живых объектов; элементарные методы экологических исследований; методы и значение статистической обработки результатов, круг проблем, которые решают экологи.

Учащиеся должны уметь: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты, сравнивать и делать выводы; проводить самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями: постигать основы методов диагностики заболеваний; выполнять физиологические и медицинские измерения; описывать микропрепараты.

Примерное тематическое планирование

Тема

Количество

часов

План

Факт

1

Вводное занятие. Ознакомление с планом кружка работы. Беседа «Мир вокруг нас»

1

4.09

2

Природа осенью

Фенологические наблюдения в осенний период. Приметы осени, загадки, пословицы, поговорки. Фоторепортаж с экскурсии.

1

4.09

3

Практическая часть.

Сбор и гербаризация осенних листьев. Экскурсия. «Золотая осень». Осенний пейзаж.

1

11.09

4

Сезонные изменения. Наблюдение и распознавание растений с помощью определителя.

Листопад, его причины. Особенности листопада у некоторых деревьев и кустарников.

1

11.09

5

Жизнь насекомых осенью.

Подготовка насекомых к зиме. Приспособления насекомых к зимовке. Места зимовки разных видов насекомых.

1

18.09

6

Практическая часть.

Распознавание насекомых по внешнему виду с помощью определителя. Составление описаний и рассказов о насекомых. Работа с коллекциями.

1

18.09

7

Перелетные и зимующие птицы. Как звери готовятся к зиме. Запасы на зиму птиц и зверей.

Линька животных, ее причины. Смена окраски шерсти и оперения некоторых видов птиц и зверей. Спячка. Перенесение неблагоприятных условий животными.

1

25.09

8

Охрана окружающей среды. Красная книга.

Охрана растительного и животного мира. Заповедники и заказники, их значение.

1

25.09

9

Многообразие деревьев, кустарников, травянистых растений. Ель- основная хвойная порода

Лесная растительность Лениногорского района.

1

2.10

10.

Грибы, их виды. Съедобные и ядовитые грибы. Использование грибов человеком.

1

2.10

11

Биологическая оценка ели, сосны и берёзы, как представителей лесообразующих пород. Описание лесного сообщества.

1

9.10

12

Определение возраста древесных пород по спилу. Анализ лекарственного сырья. Оформление гербария «Многообразие растений леса». Поделки из природного материала. Экскурсия в лес.

1

9.10

13

Игра «Угадай, какое это дерево?».

1

16.10

14

Морфология и структура бактерий.

Формы бактерий. Лабораторная работа «Микробиологический анализ сыра»

1

16.10

15

Морфология микроскопических грибов

Лабораторная работа. »Исследование жизнестойкости микроорганизмов (на примере дрожжей).

1

23.10

16

Вирусы

Методы изучения и морфология.

1

23.10

17

Репродуктивная система человека

Почему дети похожи на родителей.

Возрастные процессы

1

30.10

18

Особенности ВНД

Типы нервной системы. Практическая работа «Определение типа темперамента»

Память и внимание. Практическая работа «Определение объема памяти».

1

30.10

19

Опорно- двигательный аппарат человека

Скелет человека (осанка, походка, гибкость позвоночника). Практическая работа «Определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки»

1

13.11

20

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения (ролевая игра «На приеме у врача- ортопеда»)

1

13.11

21

Дыхание

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

1

20.11

22

Иммунитет

Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. ВИЧ-инфекция

1

20.11

23

Пищеварительная система

Система органов пищеварения. Ролевая игра «На приеме у стоматолога»

1

27.11

24

Рациональное питание. Режим питания. Практическая работа «Составление меню дневного рациона»

1

27.11

25

Природа зимой.

Приметы зимы. Фенологические периоды зимы. Погода зимой. Снег, его структура, происхождение. Значение снежного покрова в жизни растений.

1

4.12

26

Жизнь животных в зимний период.

Особенности жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период. Животные леса, жизнь зимой обитателей наших лесов.

1

4.12

27

Практическая часть. Распознавание следов диких зверей на снегу. Распознавание зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц.

1

11.12

28

Жизнь растений в зимний период.

Зимний лес. Деревья зимой. Состояние покоя. Распознавание растений зимой. Вечнозеленые деревья нашего леса.

1

11.12

29

Экскурсия в лес. Распознавание деревьев и кустарников. Сбор природного материала.

1

11.12

30

Общее знакомство с организмом человека. Расположение внутренних органов.

18.12

31

Типы тканей и их свойства. Изучение микропрепаратов тканей животных и человека.

18.12

32

Эндокринная система человека.

25.12

33

Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»

25.12

34

Нервная система человека

Спинной мозг. Определение безусловных рефлексов разных отделов мозга.

15.01

35

Головной мозг. Строение нервной ткани.

15.01

36

Анализаторы

Зрительный анализатор. Ролевая игра «На приеме у офтальмолога»

22.01

37

Анализатор слуха и равновесия. Обоняние. Вкус.

Практическая работа «Распознавание знакомых веществ»

22.01

38

Кровь и кровообращение

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Изучение клеток крови человека и лягушки.

29.01

39

Движение крови по сосудам. Давление и пульсо- диагностика. Практическая работа «Измерение артериального давления»

29.01

40

Расчетные задачи по теме «Строение и работа сердца»

5.02

41

Выделение

5.02

42

Дикорастущие лекарственные растения РТ.

Значение дикорастущих растений.

12.02

43

Общие сведения о лекарственных растениях. Описание растений.

12.02

44

Лекарственные растения и их терапевтическое применение.

19.02

45

Календарь сбор лекарственного растительного сырья.

19.02

46

Цветы- в нашем саду.

Немного истории.

26.02

47

Экологические особенности комнатных растений

26.02

48

Размножение растений.

5.03

48

Вредители и болезни комнатных растений.

5.03

49

Если растение заболело. Рецепты наших бабушек.

12.03

50

Комнатные растения от А до Я

12.03

51

Важнейшие особенности семян.

19.03

52

Выращивание рассады (астры, петунии, бархатцев)

19.03

53.

Вегетативное размножение (луковицами, клубнями, корневищами, делением куста, черенками)

2.04

54

Выращивание цветочных растений

Технология выращивания, посев и посадка растений.

2.04

55

Разработка и создание ландшафтного дизайна.

9.04

56

Принципы создания цветников.

9.04

57

Составление паспортов растений.

16.04

58

Составление паспортов растений.

16.04

59.

Планирование участка с использованием севооборота.

23.04

60

Проведение экологических экспериментов.

23.04

61

Изучение экологического состояния почвы.

30.04

62

Изучение экологического состояния почвы.

30.04

63

Создание банков данных исследовательских работ учащихся.

7.05

64

Создание банков данных исследовательских работ учащихся.

7.05

65

Разработка экологических проектов.

14.05

66

Разработка экологических проектов.

14.05

67

Защита экологических проектов.

21.05

68

Защита экологических проектов.

21.05

69

Подведение итогов

28.05

70

Подведение итогов

28.05


© 2010-2022