- Преподавателю
- Биология
- Организация внеурочной деятельности по биологии в условиях ФГОС ООО
Организация внеурочной деятельности по биологии в условиях ФГОС ООО
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Писаревская Г.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО
Писаревская Галина Афанасьевна
учитель биологии I квалификационной категории
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Ершова Саратовской области»
В рамках ФГОС общего образования под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных занятий.
Главной целью внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:
1. Духовно-нравственное
2. Спортивно-оздоровительное
3. Социальное
4. Обще-интеллектуальное
-
Общекультурное
В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы:
-
Индивидуальные
-
групповые,
-
массовые
Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. По мере накопления знаний меняются характер и содержание занятий.
Результаты внеурочной деятельности учащихся можно разделить на 3 уровня
Уровень 1
Приобретение школьником социального знания, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых форм поведения в обществе
Результат достигается во взаимодействии с педагогом
Уровень 2
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Результат достигается в коллективе сверстников
Уровень 3
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Результат достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Свою внеурочную деятельность я организовываю в виде:
-
Дебатов, бесед диспутов
-
Круглых столов, конференций
-
Кружков, экскурсий
-
Олимпиад, конкурсных соревнований.
Живое общение с природой повышает интерес учащихся к ее изучению, способствует эстетическому воспитанию школьников. Цели экскурсий могут быть разнообразны:
-
наблюдение за сезонными изменениями в природе,
-
знакомство с лекарственными растениями нашей местности,
-
редкими животными,
-
знакомство с домашними животными, правилами ухода за ними, а так же практическим использованием их человеком.
Во время экскурсий учащиеся учатся не только наблюдать, но и работать и выполнять предложенные учителем задания в группах. Оформлять результаты наблюдения.
Во время экскурсий мы изучаем видовой состав растений, животных, рыб, очищаем ближайшие территории от загрязненного мусора. Ребята всегда с интересом выполняют все задания. Такие занятия помогают мне в работе на уроках. Дети очень активны на уроках и показывают хорошие знания.
Из собранного материала во время экскурсий можно оформить ряд стендов: «Птицы нашей местности», «Редкие животные и их охрана», «Местные лекарственные растения», «Обитатели водоема»
Так же важной формой внеклассной работы со школьниками - это проведение природоведческих вечеров, праздников и КВН. Темы вечеров могут быть разнообразными: «Волга - великая русская река», «Удивительный мир степи» и т. д.
В основе вечера могут быть выступления учащихся по выбранной теме, просмотр научно-популярных фильмов, обсуждение заинтересовавшей детей книги. Выступления учащихся могут чередоваться с чтением отрывков из художественных произведений, небольшими викторинами, а так же загадками, играми, пением.
Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, видеоматериалов, средств массовой информации, но и информационных технологий: мультимедийное оборудование, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет-конференций.
Согласно новым Стандартам, основным подходом формирования УУД, является системно-деятельностный подход.
Проектная исследовательская деятельность учащихся является главной, неотъемлемой частью Стандарта образования второго поколения. Школьная программа ориентирована на данный вид деятельности, что способствует формированию умственного труда учащихся. Исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время позволяет не только повысить интерес, расширить кругозор, но и систематизировать мышление
Я использую системно - деятельностный подход не только на уроках, но и через внеурочную деятельность.
В результате проектной деятельности учащиеся учатся понимать и применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении предмета.
Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,
- во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся,
имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
- во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся
(аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);
- в-третьих, решается обязательная задача педагога - например, при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
В преподавании биологии метод проектов является одной из форм внеурочной деятельности.
Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, выстраивают систему доказательств;
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самоусовершенствованию.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует развитию познавательной активности школьников.
Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы. Развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных опытов и практических работ.
Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.
Исследовательская деятельность дает ученику не только практические умения и навыки, необходимые в выборе профессии, но и помогает овладевать методами получения новых знаний.
Виды внеурочных работ имеют исследовательский характер. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии является одним из приоритетов современного образования. Исследовательская деятельность по биологии - это деятельность по овладению учащимися методами исследования объектов живой природы с целью развития познавательного интереса, самостоятельности, интеллектуальных и практических умений. Структура исследовательской деятельности подразумевает наличие следующих компонентов: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.
В своей деятельности я использую групповой метод исследования, Это помогает справиться со сложными заданиями, обеспечивает преемственность, призывает детей к взаимной ответственности за общее дело. В исследовательской деятельности дети участвуют по желанию.
Организуя работу с учащимися, я всегда помню, что помимо обучения, она должна способствовать эмоциональному развитию, экологической культуре.
Свою исследовательскую работу мы начинаем с экскурсий. Записываем наблюдения, что-то интересное приносим в класс. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ. Именно так родилась тема проекта «Полиэтиленовые пакеты в нашей жизни» с этой темой учащиеся 5 класса выступили на Международном форуме молодежи в СГАУ.
Существуют Летние задания по биологии
Летние задания предполагают наблюдения за живыми объектами, сбор коллекций, гербария. Определение растений и животных, изготовление наглядных пособий, фотографий, изучение растений.
Внеурочная работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам. Организация внеурочной деятельности при изучении растений актуальна, так как является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса по биологии. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук.
Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях. Повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым
На протяжении ряда лет учащиеся 9 и 11 классов выбирают экзамены по биологии . Я думаю, что это и есть результат моих внеклассных занятий.
Литература
1. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика. Самарский научный вестник №2 (7). - Самара: ПГСГА, 2014. - С. 11-15
2. Боброва Н.Г. Школьные исследования: структура, содержание, способы и средства // Школьный реферат по биологии: каким он должен быть? / Сост. А.А.Семенов. - Самара: СамГПУ, 1999. Гл.I. - С.4 - 13.
3. Боброва Н.Г., Семенов А.А., Лушина Л.И. и др. Полевой практикум по теории и методике обучения биологии: Учеб. пособие для студентов заочников. - Самара: СамГПУ, 2004. - 100 c.
4. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 2004г.
5. Господникова М. К. Проектная деятельность в школе: Издательство
«Учитель»,2008г.
6. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.
7. Концепция ФГОС ООО, imc.kup.edu54.ru
Москвина Н.В. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях компетентностного подхода, сайт «Первое сентября», festival.1september.ru›articles/564301/
8.Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1.
9.Огурцова И.Г. Технология проблемного диалога на уроках биологии, nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/04/02/tekhnologiya-problemnogo-dialoga-na-urokakh-biologii
10.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.:ВЛАДОС,2001
11.Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. - 2003. - № 3.
12. Сагакянц А.Б. Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области естественных наук, nauka.sfedu.ru›danui/files/Article_Sagacianc-1.doc
13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
14.Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ (ФГОС), Издательство « Учитель», 2012г.
.