Методическая разработка игры Птицы

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра « Мир птиц»

Цель игры: углубить знания учащихся и повысить интерес к предмету, воспитывать чувство гордости за сохранение видового состава пернатых РСО-Алания.

В игре участвует 2 команды. В каждой команде по 6-8 человек.

Конкурс «Разминка».

Из предложенного списка командам в течение 2-х минут необходимо выбрать названия представителей отряда Воробьинообразные.

Сойка, перепел, сыч мохноногий, снегирь, скопа, крапивник, сухонос, синица большая, пустельга обыкновенная, иволга, рябчик, грач, ласточка деревенская, гоголь обыкновенный, трясогузка, пеночка.

Ответ: Сойка, снегирь, крапивник, синица большая, иволга, грач, ласточка деревенская, трясогузка, пеночка.

Конкурс «Эрудит»

На доске - таблица с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают вопросы. Если команда отвечает на вопрос без звёздочки, то она заработает 1 балл, а за ответ на вопрос со звёздочкой- 2 балла. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде

  1. Обобщив свои наблюдения, члены биологического кружка пришли к выводу о том, что самые разные птицы, охраняющие свои территории, проявляют поразительное единодушие в выборе соседей: они ничего не имеют против, если в их владении поселятся дальние пернатые родственники. Но птицы делают все, чтобы избавиться от представителей своего вида. Предположите, как юные биологи объяснили это явление.

Ответ: Участки рьяно охраняются главным образом потому, что именно здесь будет добываться весь корм, чтобы появившиеся птенцы нормально росли и развивались. Многие родители, пока птенцы малы, не могут надолго от них отлучаться. Малышей надо обогревать. А добыть корм поблизости проще, если рядом нет других претендентов на него.

  1. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнездах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните «открытие» юных орнитологов.

Ответ: На тупом конце яйца расположена воздушная камера, положение яиц способствует лучшему газообмену с окружающей средой при развитии зародыша.

  1. Экспедиция орнитологов отправилась в степь и обнаружила там много таких птиц, каких нет ни в лесах, ни в тундре. В сухой степи, не тронутой человеком, расхаживают тяжеловесные дрофы. Там живут хохлатые и черные жаворонки, быстроногие бегунки, кулики, большие кроншнепы, белый журавль, перепела и серая куропатка, в воздухе парят орлы-курганники, стремительно проносятся соколы-балобаны, трепеща крыльями, «висят» в воздухе соколки-пустельги... Объясните причины многочисленности и разнообразия видов птиц в нетронутой степи. Ответ: Птицы приспособлены к жизни в условиях

открытой местности: одни из них прекрасные летуны, другие скрываются в траве, третьи в качестве спасительной защиты используют быстрый бег.

  1. Данные многочисленных наблюдений убедили юных орнитологов, что птицы по-разному и в разных местах строят гнезда: лесной конек - прямо на земле из опавших веточек ели; дрозды - на высоте 2-3 м из трав, сцементированных глиной; зяблик - в развилке берез из мхов, облицовывая гнездо лишайниками; глухари, тетерева - на земле. Помогите орнитологам объяснить значение различий в выборе места постройки гнезд.

Ответ: Каждый вид птиц занимает свою экологическую нишу; это проявляется и в различных местах гнездования, разнообразных материалах, используемых для строительства птичьих гнезд. Эти приспособления снижают конкуренцию между популяциями разных видов птиц и обеспечивают выживаемость в лесном биоценозе.

  1. Орнитологи отмечают в Москве и городах области быстрый рост численности серой вороны. За последние 20- 30 лет число этих птиц возросло в 10 раз. Объясните, почему наблюдается такая тенденция.

Ответ: Серая ворона хорошо приспособилась к изменившимся условиям обитания. Птицы научились размачивать в воде сухой хлеб, охотиться на зазевавшихся голубей. Вороны перестали откочевывать зимой к югу, находя себе корм в городах. В весенний период они гнездятся на зданиях.

  1. Ученые утверждают, что в отдельные суровые зимы гибнет до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц.

Ответ: Птицы гибнут от голода. При наличии достаточного количества пищи обеспечивается необходимый уровень обмена веществ и птицы не замерзают.

  1. Отары пасущихся овец и коз часто сопровождают небольшие птицы с большим ртом. Эти птицы были названы козодоями, поскольку некоторые люди предполагали, что они лакомятся молоком. Молодой пастух знает, что это не так, но он в затруднении: зачем тогда козодои часто сопровождают пасущихся животных, дайте ответ пастуху.

Ответ: Птицы ловят насекомых, спугиваемых пасущимися животными. Признак приспособленности к питанию насекомыми на лету - широкий рот.

  1. Ученики долго спорили о том, как и где синицы питаются зимой. Оказалось, что зимой в смешанных стайках большие синицы ищут корм на деревьях, в кустах, па пнях, а часто и на снегу; синицы-гаечки обследуют в поисках корма преимущественно крупные ветви; длиннохвостые синицы кормятся на концах •ветвей. Объясните ученикам значение, которое имеют различия в особенностях добывания пищи птицами родственных видов.

Ответ: Птицы избегают конкуренции друг с другом за счет разных мест и характера поиска пищи.

  1. Наблюдая за обыкновенными чайками, гнездящимися большими колониями в дюнах на морском берегу, дети увидели, как те сразу после вылупления птенцов уносят прочь яичную скорлупу. Объясните малышам, зачем чайки уносят скорлупу.

Ответ: Белая внутренняя сторона оболочки яиц хорошо заметна хищникам, в отличие от пестрой наружной.

  1. Орнитологи утверждают, что у каждой птицы - свой потолок полетов. Мелкие певчие птицы, разыскивая пищу, редко поднимаются на большую высоту. Ласточки и стрижи летают в поисках пищи значительно выше, Определите значение, которое имеют подобные различия. Ответ: Особенности питания характеризуют экологическую нишу, занимаемую каждым видом птиц. Различия в питании снижают конкуренцию между видами.

  • 11. Во время тетеревиных токов на одной полянке можно видеть одновременно несколько дерущихся пар самцов. А в стороне на ветвях деревьев сидят тетерки, ожидающие исхода боев. «Чуфырканье», «бормотание» и петушиные драки заканчиваются тем, что брачные пары соединяются так: молодые тетерки остаются со старыми косачами, а старые, наоборот, с молодыми. Объясните биологический смысл такого распределения.

Ответ: При подобном разновозрастном скрещивании рождается жизнестойкое, наследственно разнообразное потомство.

*12. Найдите биологическую ошибку в тексте: «Австралийская большеногая курица закапывает свои яйца в кучу гниющего мусора для того, чтобы предохранить их от перегрева в знойные летние дни».

Ответ: Закапывая свои яйца в кучу гниющего мусора, австралийская большеногая курица инкубирует их.

13. Некоторые виды мух очень похожи по окраске на ос и других жалящих перепончатокрылых. Юные зоологи проделали опыт: мух-имитаторов подложили молодым и взрослым птицам. Молодые птицы с охотой поедали их, взрослые не трогали. Помогите зоологам объяснить результаты опыта.

Ответ: У взрослых птиц выработался условный рефлекс на жалящих насекомых (ос, пчел), поэтому они не трогали мух-имитаторов, у молодых птиц такого рефлекса еще нет.

  1. Орнитологи отмечают в Москве и городах области быстрый рост численности серой вороны. За последние 20- 30 лет число этих птиц возросло в 10 раз. Объясните, почему наблюдается такая тенденция.

Ответ: Серая ворона хорошо приспособилась к изменившимся условиям обитания. Птицы научились размачивать в воде сухой хлеб, охотиться на зазевавшихся голубей. Вороны перестали откочевывать зимой к югу, находя себе корм в городах. В весенний период они гнездятся на зданиях.

  1. Ученые утверждают, что в отдельные суровые зимы гибнет до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц.

Ответ: Птицы гибнут от голода. При наличии достаточного количества пищи обеспечивается необходимый уровень обмена веществ и птицы не замерзают.

  1. Отары пасущихся овец и коз часто сопровождают небольшие птицы с большим ртом. Эти птицы были названы козодоями, поскольку некоторые люди предполагали, что они лакомятся молоком. Молодой пастух знает, что это не так, но он в затруднении: зачем тогда козодои часто сопровождают пасущихся животных, дайте ответ пастуху.

Ответ: Птицы ловят насекомых, спугиваемых пасущимися животными. Признак приспособленности к питанию насекомыми на лету - широкий рот.

  1. Ученики долго спорили о том, как и где синицы питаются зимой. Оказалось, что зимой в смешанных стайках большие синицы ищут корм на деревьях, в кустах, па пнях, а часто и на снегу; синицы-гаечки обследуют в поисках корма преимущественно крупные ветви; длиннохвостые синицы кормятся на концах ветвей. Объясните ученикам значение, которое имеют различия в особенностях добывания пищи птицами родственных видов.

Ответ: Птицы избегают конкуренции друг с другом за счет разных мест и характера поиска пищи.

  1. Наблюдая за обыкновенными чайками, гнездящимися большими колониями в дюнах на морском берегу, дети увидели, как те сразу после вылупления птенцов уносят прочь яичную скорлупу. Объясните малышам, зачем чайки уносят скорлупу.

Ответ: Белая внутренняя сторона оболочки яиц хорошо заметна хищникам, в отличие от пестрой наружной.

  1. Орнитологи утверждают, что у каждой птицы - свой потолок полетов. Мелкие певчие птицы, разыскивая пищу, редко поднимаются на большую высоту. Ласточки и стрижи летают в поисках пищи значительно выше, Определите значение, которое имеют подобные различия. Ответ: Особенности питания характеризуют экологическую нишу, занимаемую каждым видом птиц. Различия в питании снижают конкуренцию между видами.

  • 11. Во время тетеревиных токов на одной полянке можно видеть одновременно несколько дерущихся пар самцов. А в стороне на ветвях деревьев сидят тетерки, ожидающие исхода боев. «Чуфырканье», «бормотание» и петушиные драки заканчиваются тем, что брачные пары соединяются так: молодые тетерки остаются со старыми косачами, а старые, наоборот, с молодыми. Объясните биологический смысл такого распределения.

Ответ: При подобном разновозрастном скрещивании рождается жизнестойкое, наследственно разнообразное потомство.

*12. Найдите биологическую ошибку в тексте: «Австралийская большеногая курица закапывает свои яйца в кучу гниющего мусора для того, чтобы предохранить их от перегрева в знойные летние дни».

Ответ: Закапывая свои яйца в кучу гниющего мусора, австралийская большеногая курица инкубирует их.

13. Некоторые виды мух очень похожи по окраске на ос и других жалящих перепончатокрылых. Юные зоологи проделали опыт: мух-имитаторов подложили молодым и взрослым птицам. Молодые птицы с охотой поедали их, взрослые не трогали. Помогите зоологам объяснить результаты опыта.

Ответ: У взрослых птиц выработался условный рефлекс на жалящих насекомых (ос, пчел), поэтому они не трогали мух-имитаторов, у молодых птиц такого рефлекса еще нет.

Имитирующая окраска для мух имеет защитное значение и предохраняет от склевывания птицами.

*14. Мальчик отправился на рыбалку. Проходя через кусты ольшаника, он увидел серенькую птичку с коричневыми крылышками - крапивника, потом он обратил внимание на шары, сплетенные из мха, листьев папоротника и трав. Любопытный рыболов забрался на дерево и, заглянув внутрь шаров, догадался, что это гнезда. Но каково было недоумение мальчика, когда он увидел птенцов только в одном из пяти гнезд. Объясните юному рыбаку - зачем же крапивник строит столько гнезд.

Ответ: Крапивник иногда строит до 10 ложных гнезд. Это своеобразное защитное приспособление, обеспечивающее лучшее выживание потомства.

*15. Данные наблюдений позволили ученым установить, что при резких похолоданиях птенцы стрижей впадают в оцепенение, а взрослые птицы откочевывают на десятки километров. Когда становится теплее, родители прилетают и насильно кормят птенцов, которые постепенно выходят из оцепенения. Объясните значение способности птенцов на время впадать в оцепенение. Ответ: При оцепенении у птенцов резко снижается

обмен веществ и соответственно потребность в пище, что спасает птенцов от гибели.

Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. Команда получает столько баллов, сколько верных ответов дал капитан.

  1. Какая сова охотится днём? (Полярная).

  2. Какая птица двигается по вертикальному стволу дерева и вверх и вниз? (Поползень).

  3. Какая птица, как только родится, так получает должность? (Секретарь).

  4. Когда температура воробья выше - зимой или летом? (Одинакова).

  5. Почему тушка клеста долго не разлагается в тепле? (Пропитано смолой).

  6. Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королёк).

  7. Какая птица барабанит? (Дятел).

  8. Из чего делают гнёзда наши ласточки? (Грязи, ила, слюны).

  9. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

  10. К какому отряду относится фазан? (Куриные).

  1. Какая птица двигается по стволу дерева только вверх? (Дятел).

  2. У каких птиц крылья покрыты чешуевидными перьями? ( У пингвинов).

  3. Перелётная ли птица ворона? (Да).

  4. Какая из наших птиц быстрее летает? ( Стриж).

  5. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики).

  6. Какого цвета самый большой дятел нашей местности? ( Чёрный).

  7. Какая самая маленькая птичка в мире? (Колибри).

  8. Какие наши птицы не садятся на землю? (Стрижи).

  9. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка).

10 К какому отряду относится белощёкая казарка? (Гусеобразные).

Конкурс « Чей клюв? Чья лапа?».

Командам выдаются карточки с изображением клюва и лапы. За 3 минуты командам необходимо определить, каким птицам они принадлежат. Объяснить, почему у этих птиц именно такое строение клюва и лапы. За верный ответ команды получают по 3 балла.Методическая разработка игры Птицы

Методическая разработка игры Птицы


Методическая разработка игры Птицы


Методическая разработка игры Птицы


Методическая разработка игры Птицы


Методическая разработка игры Птицы

Ответ: Гусь , ушастая сова, дятел, стриж.


Конкурс «Узнай по портрету»

Каждой команде предлагаются портреты птиц. В течение 5-и минут командам нужно узнать как можно больше птиц. Количество баллов соответствует количеству верных ответов.

Методическая разработка игры Птицы

11 12 13


Ответ: 1. Иволга. 2. Воробей домовый. 3. Синица большая. 4. Ласточка деревенская. 5. Крапивник. б.Пустельга обыкновенная. 7.Ястреб- тетеревятник. 8.Фтин. 9. Сыч мохноногий. 10. Сова ястребиная. 11. Тетерев обыкновенный. 12. Глухарь обыкновенный. 13. Куропатка белая.

Конкурс «Они нуждаются в защите».

Выберите из предложенных вам открыток и назовите редких и исчезающих птиц Чувашии. Количество баллов соответствует количеству верных ответов.

Чёрный аист, кряква, лебедь-кликун, большой пёстрый дятел, скопа, глухарь обыкновенный, змееяд, рябчик, беркут.

Ответ: Чёрный аист, лебедь-кликун, скопа, змееяд, беркут.

© 2010-2022