• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка Частные вопросы методики обучения предметам естественнонаучного цикла

Методическая разработка Частные вопросы методики обучения предметам естественнонаучного цикла

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шестакова Елена Евгеньевна, учитель биологии МОУ СОШ № 29, Мостовский район

Частные вопросы методики обучения предметам естественнонаучного цикла в процессе подготовки к итоговой аттестации.

Экологическое воспитание на уроках биологии.

Подготовка к итоговой аттестации начинается задолго до выпускного класса, она требует кропотливой, систематической работы. Поэтому нужно думать о качестве знаний не в одиннадцатом классе, а начиная с пятого. Учитель должен видеть перспективу, то, к чему он подготовит своих учеников в течение всего периода обучения.

Цель всей моей работы - выработать у детей системное биологическое мышление, а не просто сумму знаний, что должно повысить качество. Если знания оторваны от жизни, то они носят формальный характер. Поэтому я пытаюсь связать их с настоящей и будущей жизнью учащихся. В первую очередь наш предмет должен помочь учащимся стать физически и психически здоровыми, а это невозможно без экологического воспитания. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Но надо помнить, что «экологизация образования невозможна без развития у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы». Поэтому в своей работе я использую проблемный подход в обучении. Сущность этого подхода можно выразить словами педагога А. Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Такой подход предполагает организацию на уроке активного познания учащихся путём выдвижения проблемного вопроса или создания проблемной ситуации, сообщения парадоксального факта, демонстрации опыта или решения биологических задач познавательного характера, эти приёмы активизируют деятельность учащихся.

Свои уроки я провожу с использованием информационно- коммуникационных технологий, применяю и учу ребят составлять презентации, что способствует совершенствованию навыков учебной деятельности и активизации мыслительных процессов, созданию положительной мотивации к учению, формирует интерес к данному предмету, повышает качество знаний.

На уроках биологии по всем темам использую составленные мной индивидуальные разноуровневые задания, варианты контрольных и зачётных работ. Основные принципы и формы моей работы: индивидуальный подход; развивающее обучение; принцип максимального участия ученика в учебном процессе; принцип создания ситуации успеха; дифференцированный подход к умениям учащихся; зачётная система; тестовая техника; система обобщающих уроков.

В проекте национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа» определены пять основных направлений развития общего образования. Я хочу остановиться на двух из них: системе поддержки талантливых детей и здоровье школьников. Для реализации данных направлений у нас в школе выявляются способные учащиеся и вовлекаются в проектно - научно - исследовательскую деятельность, связанную с экологией. Чем успешнее она будет развиваться, тем качественнее мы сможем подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как проектно-исследовательский метод преподавания помогает формировать активное мышление учащихся, способность трудиться, работать с научной литературой, а это важно при подготовке к ЕГЭ.

Я преподаю природоведение в 5 классе и биологию в 6 -11 классах, поэтому эту работу начинаю с пятого класса. При отборе материала, составляющего содержание уроков и внеклассных мероприятий, руководствуюсь общедидактическими принципами: научности, доступности, связи с другими дисциплинами, соответствия возрастным особенностям. Важной составляющей является учёт уровня общей подготовленности учащихся. Работу над новой темой стараюсь построить таким образом, чтобы была возможность повторять пройденный материал и отрабатывать наиболее трудные для данного класса задания.

Помогает развивать экологическое мышление разработанный мной факультативный курс в 5 классе «Юный эколог», на котором выполняем проекты разной направленности: «Определение степени деградации школьного фитоценоза по состоянию древесных растений», «Оценка физического развития учащихся пятого класса», «Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки» и т.д. Уже в этом возрасте начинаю учить ребят работать с научной литературой, оформлять исследовательскую работу, пользоваться техническими средствами, выступать с отчётом о своей работе.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Поэтому начатую работу в пятом классе, продолжаю дальше. На уроках биологии в 6 - 11 классах выполняем с ребятами широкий спектр лабораторных, практических работ и экскурсий в природу, что ориентирует школьников на активное и самостоятельное познание явлений природы, помогает развивать у них практические и творческие умения.

В прошлом году учащиеся шестого класса приняли участие в акции «Я гражданин России»: один из них занял I место в номинации «Экология» туристско-краеведческой экспедиции «Отечество», стал участником работы экологического лагеря, организованного эколого-биологическим центром.

На уроках по курсу «Человек и его здоровье» мы выполняем много лабораторных работ, опытов, наблюдений и самонаблюдений, которые помогают оценить степень здоровья и тренированности учащихся. Благодаря этому школьники приходят к выводу, как сохранить и укрепить своё физическое и психическое здоровье.

Изучая курс «Основы общей биологии», в каждой теме касаемся экологического аспекта воспитания. В ходе эвристической беседы, решения экологических задач, создания проектов раскрываем необходимость рационального использования природы и её охраны; изучаем основные законы природопользования на местном материале: рассматриваем влияние выбросов мебельной фабрики, автотранспорта на здоровье человека, кислотных дождей на экосистемы, удобрений на почву и т.д. Старшеклассники занимаются биоиндикацией, используя лишайники и растения. Результатом деятельности стала работа учащегося 9 класса «Биоиндикация как метод оценки чистоты атмосферного воздуха в посёлке» в финальном туре краевого конкурса исследовательских работ учащихся «К тайнам природы» заняла II место. Завершая в одиннадцатом классе курс «Общей биологии», я подвожу учащихся к мысли, что отношение к природе - это критерий культуры общества.

В рамках предпрофильной подготовки мной разработан курс по выбору для девятиклассников по теме «Генетика человека». В 10 и 11 классах провожу элективные курсы на основе программы Бобровской Т.Н. «Экология человека» и «Живой организм» по программе В.И. Сивоглазова. Данные курсы имеют большую информационно-обучающую направленность, их проведение оказывает помощь в подготовке учащихся к итоговой аттестации. ЕГЭ учащиеся нашей школы успешно сдают с 2002 года. Лучший результат - 82 балла был достигнут в 2009 году.

Библиографический список.
  1. Аставацатуров Г.«Технология современного урока и творчество учителя школы». Армавир, 2003 год

  2. Журнал «Биология в школе» № 3, 1998г., стр. 36-40.

4

© 2010-2022