Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.          Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.В. Латюшин, В.А. ...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казенное образовательное учреждение « Шишкинская средняя

общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края


Рассмотрено на заседании

ШМО

__________________

протокол №_______

от «___»______20___г

Согласовано:

Зам.директора по УВР

Соколкова Т.Н.

от «___»______20___г

Утверждаю :

Директор школы

_______________


Пергаев В.М.

приказ№___

от «___»______20___г.


Рабочая программа учебного предмета


«БИОЛОГИЯ»


7класс, базовый уровень





Составил учитель биологии второй квалификационной категории

Речкунова Ольга Васильевна







2014г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МКОУ « Шишкинская СОШ» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

. Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Увеличено количество часов на изучение тем «Индивидуальное развитие животных», «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» за счет резервного времени.

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (2 часа)

РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)

Тема 1. Простейшие (2 часа)

Тема 2. Многоклеточные животные

Беспозвоночные (16 часов)

Позвоночные (18 часов)

РАЗДЕЛ II. Многообразие животных (34 часа)

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)

Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

Тема 5. Биоценозы (6 часов)

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)

Резерв -2часа


Лабораторных, практических работ - 10


Количество учебных часов - 70

Тематическое планирование



урока

тема

Количество

часов

Из них

Прак.

Лабор.

Экск.

Введение (2 часа)


1

История развития зоологии

1

2

Современная зоология

1


РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)


Тема 1. Простейшие (2 часа)


3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Лаб.работа №1

«Знакомство с разнообразием водных простейших»

1

1

4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

1

Тема 2. Многоклеточные животные

Беспозвоночные (16 часов)

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

1

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

1

8

Тип Круглые черви

1

1

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты

Лаб.работа №2

«Знакомство с разнообразием кольчатых червей»

1

1

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки

Лаб.работа №3

«Внешнее строение дождевого червя

1

11

Тип Моллюски

1

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

1

1

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Лаб.работа №4

«Знакомство с разнообразием ракообразных»

1

1

15

Класс Насекомые

Лаб.работа №5

«Изучение представителей отрядов насекомых»

1

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

1

17

Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

1

18

Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

1

19

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

1

20

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

1


Позвоночные (18 часов)


21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

1

1

22

Классы рыб: Хрящевые, Костные Лаб.работа №6

«Внешнее строение и передвижение рыб»

1

23

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные

1

24

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

1

25

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

1

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

1

27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы

1

1

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины Лаб.работа №7

«Изучение внешнего строения птиц»

1

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

1

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

1

32

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

1

33

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

1

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

1

35

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

1

36

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

1

37

Отряд млекопитающих Приматы

1

38

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»

1


Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 час.)


39

Покровы тела

Лаб.работа №8

«Изучение особенностей покровов тела»

1

1

40

Опорно-двигательная система

1

41

Способы передвижения животных. Полости тела

1

42

Органы дыхания и газообмен

Лаб.работа №9

«Изучение способов дыхания животных

1

1

43

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

1

44

Кровеносная система. Кровь

1

45

Органы выделения

1

46

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

1

47

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

1

48

Продление рода. Органы размножения

1

49

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

50

Развитие животных с превращением и без превращения

1

1

51

Периодизация и продолжительность жизни животных

Лаб.работа №10

«Определение возраста животных»

1

1

52

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1


Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

(4 часа)


53

Доказательства эволюции животных

1

54

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира


55

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

1

56

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

1


Раздел 5. Биоценозы

(6 часов)


57

Естественные и искусственные биоценозы

1

58

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

59

Цепи питания. Поток энергии

1

60

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

1

61

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

1

1

62

Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

1


Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

(6 часов)


63

Воздействие человека и его деятельности на животный мир

1

64

Одомашнивание животных

1

65

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

1

66

Охрана и рациональное использование животного мира

1

67

Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных»

1

68

Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания

1

69

Резерв


70

Резерв


Итого 70часов



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные черты сходства и отличия животных и растений,

  • основные виды животных своей местности,

  • биологические и экологические особенности животных своей местности,

  • связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,

  • сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,

  • связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,

  • особенности индивидуального и исторического развития животных,

  • роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды,

  • значение животных в природе и жизни человека,

  • законы об охране животного мира

Уметь:

  • пользоваться лабораторным оборудованием,

  • определять принадлежность животных к систематическим категориям,

  • вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Формы и средства контроля

  • устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тесты,

зачётно-обобщающие уроки


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».


Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2002.


Дополнительная и научно-популярная литература
  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.




© 2010-2022