- Преподавателю
- Биология
- Дополнительная дифференцированная работа с учащимися. Формирование коммуникативных умений у учащихся
Дополнительная дифференцированная работа с учащимися. Формирование коммуникативных умений у учащихся
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондаренко З.Ф. |
Дата | 14.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дополнительная дифференцированная работа с учащимися.
Формирование коммуникативных умений у учащихся.
На уроке важно не только передавать ученикам свои знания и новую информацию, но и формировать у них умение и потребность учиться. В новых стандартах общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. В группе коммуникативных действий можно выделить информационно коммуникативные умения (ИКУ)- умения, обеспечивающие адекватное восприятие и изложение устной и письменной информации, а также отбор нужной информации и ее обработку. Эти действия являются и самостоятельной целью обучения и служат средствами усвоения школьниками понятий и других видов знаний.
Одним из условий формирования информационно- коммуникативных умений является организация деятельности учащихся в малых группах и парах и процедуры контроля, позволяющие выявить уровень сформированности ИКУ.
Из многолетнего опыта работы могу сказать, что совместное решение учащимися познавательных задач приводит к повышению эффективности обучения. Взаимодействие учащихся в парах и в малых группах создает благоприятные возможности для освоения как надпредметных действий, так и предметных знаний и умений . В этих формах работы учащиеся имеют гораздо больше возможностей совершать коммуникативные действия, чем во время фронтальной работы . Освоение ИКУ происходит в процессе активного говорения и слушания, обеспечивается наличие разных ситуаций диалога учащихся, позволяет совершать им отдельные коммуникативные действия.
В учебной практике существует много форм работы с учебником:
-
Чтение с комментарием- этот прием позволяет понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания.
-
Чтение текста с заполнением таблицы- И,Н,С,Е,Р,Т. Ученики в таблице заполняют известную, неизвестную, дополнительную информацию, содержащуюся в тексте. Ни одна идея в данном случае не останется без внимания.
-
Составление таблиц- эта форма требует краткого изложения информации.
-
Составление проблемных вопросов по тексту. Проблемные вопросы представляют собой цепочку рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
-
Составление опорных логических схем, точек. План, схема, опорные конспекты позволяют отделить главное от второстепенного при большом объеме информации.
-
Написание краткого конспекта. Это дает возможность ученику выбрать самое главное и лучше запомнить.
-
Изучение терминов. Ученик должен понять смысл , уметь пользоваться определением. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. Особенно быстро запоминают учащиеся эмоционально окрашенные термины. Для качественного освоения научного языка я использую следующий алгоритм действия:
-
Проговаривание термина
-
Запись на доске и в тетради
-
Работа над орфографией
-
Выявление этимологии термина
-
Тренинг
Если учащиеся не запомнят термин, не смогут его понять, то в дальнейшем им будет трудно усвоить информацию и у них пропадет интерес к предмету.
Парная работа с текстом учебника может использоваться для обсуждения или совместного изучения нового материала, проверки знаний друг друга, тренировки, в некоторых случаях для взвимообучения.
Приведу пример парного взаимодействия- совместное изучение материала, при этом пары могут быть сформированы как из сильных учащихся, так из слабых учащихся, и как вариант (слабый +сильный). Предметом совместного изучения в данном случае является текст учебника. Такую работу необходимо выполнять алгоритмами:
-
Прочитайте текст (Одновременно вслух, про себя, вслух по очереди)
-
Выделите и объясните непонятные слова. Особое внимание обратите на многозначные слова. Запишите их значение в тетради.
-
Восстановите абзац.
-
Оформите главную мысль текста. Приведите собственные примеры, подтверждающие главную мысль.
-
Оформите заголовок.
Алгоритмы позволяют организовать качественное взаимодействие учащихся и освоение ими предметного содержания , а также показывают один из способов изучения текстов.
Сочетание парной работы с индивидуальной позволяет организовать диалог учащихся по поводу способа выполнения задания и дальнейшей его самостоятельной обработки, что соответствует этапам формирования умственных действий. Выполняя задание совместно , учащиеся имеют возможность проговорить порядок выполняемых действий под контролем товарища. Качество индивидуальных работ после предварительной работы в парах повышается. Решение типовых задач я также рекомендую начинать с выполнения в парах. Когда учащиеся совместно освоят способ их решения, получат устойчивые навыки, - подобные задачи они смогут решать самостоятельно