Элективный курс Наследственность и человек (9 класс)

Элективный курс «Наследственность и человек» предназначается для учащихся предпрофильных 9 классов объёмом 9часов (I час в неделю на четверть) и способствует: развитию способностей личности; помощи в правильном выборе профиля обучения в с таршей школе и будущей профессиональной деятельностт; выявлению психолого-физиологических особенностей каждого ученика в условиях обучения. Данный элективный курс дополняет и углубляет содержание курса биологии, как одного из профильных учебных предметов, спосо...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Программа элективного курса предпрофильной

подготовки для учащихся 9-ых классов


Элективный курс «Наследственность и человек»


Пояснительная записка.

Элективный курс «Наследственность и человек» предназначается для учащихся предпрофильных 9 классов объёмом 9часов (I час в неделю на четверть) и способствует:

-развитию способностей личности;

-помощи в правильном выборе профиля обучения в старшей школе и будущей профессиональной деятельности;

-выявлению психолого-физиологических особенностей каждого ученика в условиях обучения.

Данный элективный курс дополняет и углубляет содержание курса биологии, как одного из профильных учебных предметов, способствует осуществлению личностной ориентации учащихся, основанной на их индивидуальных интересах в образовательной области «Биология».

Цель: углубление и развитие познавательного интереса, творческого мышления, самостоятельности на основе изучения проблемы «Человек- объект генетических исследований».

Основными задачами элективного курса «Наследственность и человек» является создание условий для формирования развития у школьников:

1)интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющие исследовать основные генетические закономерности;

2)интереса к изучению генетики и проведению биологического эксперимента;

3)усвоения знаний о законах генетики, закономерностях наследственности и генетических основах здоровья;

4)умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

5)логического мышления и творческих способностей, умения работать в парах, группах, выполнять лабораторные и практические работы, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.

Содержание программы курса основывается на принципах

-интеграции - межпредметности биологии, географии, химии, экологии и обществознания;

-индивидуализации, предполагающей развитие потенциальных возможностей учащихся;

- региональности, актуализирующей значимость генетических проблем;

-личностно - деятельном подходе, ориентированном на выполнение практических заданий;

-интеллектуальной деятельности.

Содержание программы элективного курса включает в себя разделы:

1. Закономерности наследования признаков у человека

2. Хромосомная теория последовательности

3. Генетические основы здоровья.

Таким образом, содержание курса позволяет углубить и расширить раздел «Генетика» в учебном курсе «Биология» предпрофильной школы и способствует определению учащихся в выборе профиля обучения в старшей школе.

Материал излагается путём проблемного изложения, чередованием фронтальных бесед с групповой работой, использованием интерактивных форм обучения.

Содержание курса.

Тема 1. Генетика как наука о наследственности и изменчивости.

1.Молекулярная биология и генетика.

2.История генетики.

3.Г.Мендель и методы его работы.

4.Клонирование.

5.Генетическая символика.

6.Цитологические основы закономерностей наследования.

Тема 2.Анализ генома человека

1.Описание морфологических типов хромосом, установление характера дифференцированной окраски.

2.Описание групп сцепления.

3. Определение локализации онкогенов.

Практическая работа. Анализ генома человека с использованием карт генотипа, распечатки генома.

Тема3. Человек как объект генетических исследований.

1.Резус-фактор.

2.Нежелательность родственных браков.

3.Основные закономерности наследования признаков у человека.

4. Системы наследования признаков у человека. Хромосомная теория наследственности.

5.Сцепленное с полом наследование.

Лабораторная работа. Анализ родословной королевы Виктории, определение типа и характера наследования признака «гемофилия».

Тема4. Тип и характер наследования признаков человека.

1.Тип и характер наследования некоторых морфологических признаков человека.

2.Аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный типы наследования признаков.

Лабораторная работа «Создай лицо ребенка».

Тема5. Наследственные болезни человека.

1.Хромосомные и молекулярные заболевания.

2.Методы регистрации.

3.Клинические описания некоторых болезней.

Тема 6. Составление и анализ родословных человека.

1.Носители заболевания.

2.Графическое изображение родословных.

3.Характерные черты разных типов наследования..

Практическая работа. Составление родословных и анализ их. Определение типа и характера наследования признака.

Тема 7. Решение генетических задач на виды скрещивания, сцепленное наследование.

Решение задач на различные законы классической генетики, анализ полученных результатов.

Тема 8. Медико-генетическое консультирование, организация работы и практическое значение.

Тема 9. Экскурсия в центр планирования семьи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


Тема занятия

Количество часов

Формы и методы обучения

Деятельность учащихся

1

Генетика как наука о наследственности

1

Лекция с элементами беседы с построением знаковой модели

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, дополнения, умозаключения на основе полученных знаний инвариантной образовательной биологической программы. Составление логически знаковой модели «Системы наследования признаков». Самостоятельная работа по составлению логически знаковой модели «Основные этапы развития генетики».

2

Анализ генома человека

1

Исследование с элементами практической работы поискового характера.

Составление таблицы «Характеристика хромосом человека». Определение количества генов в каждой хромосоме, количества онкогенов.

3

Человек как объект генетических исследований. Нежелатель-

ность родственных браков.

1

Групповая работа проблемного типа с построением логических знаковых моделей.

Объяснение механизмов наследования признаков человека на основе классической генетики. Самостоятельная работа по построению логической знаковой модели «Типы наследования признаков у человека».

4

Тип и характер наследования признаков человека.

1

Деловая игра «Как Проша женился».

Решение ситуативных задач по генетике человека. Участие в игре - определение частоты встречаемости генов и построение портрета ребенка.

5

Наследственные болезни человека.

1

Семинар

Анализ литературы, фотоматериалов установление клиники, генезиса некоторых заболеваний, работа с научно0популярной работой, составление конспектов, рефератов.

6

Составление и анализ родословных человека

1

Парная работа поискового характера.

Составление текстовых и графических родословных, сравнение и анализ полученных результатов.

7

Решение генетических задач на виды скрещивания, сцепленное наследование

1

Практическая работа проблемного типа.

Решение задач на различные законы классической генетики, анализ полученных результатов.

8


9

Медико-генетическое консультирование, организация работы и практическое значение Экскурсия в центр планирования семьи

1

Лекция с элементами беседы с построением знаковой модели

Круглый стол.

Участие в эвристической беседе.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения.

Знания:

  1. об особенностях строения материальных носителей наследственности;

  2. об основных генетических закономерностях;

  3. о методах изучения генетики человека и основных наследственных заболеваниях

  4. о факторах, вызывающих эти заболевания, их профилактике.

Умения:

  1. объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;

  2. наблюдать и изучать явления генетического эксперимента;

  3. описывать результаты, выдвигать гипотезы;

  4. участвовать в дискуссии;

  5. решать генетические задачи, составлять родословные и анализировать их.

Контроль результатов обучения:

Форма итогового контроля - зачет.

Для получения зачета учитываются следующие критерии:

1) текущие наблюдения за работой на семинаре, за участием в дискуссии;

2) наличие отчетов по лабораторным и практическим работам;

3) результаты тестирования по генетическим задачам и самостоятельным работам;

4) посещаемость;

5) творческая активность во время деловой игры.



Литература для учителя.

1)Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. - М.: Мир, 1987.

2)Ауэбах Ш. Генетика. - М.: Атомиздат, 1966.

3) Богданова Т.П. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

4)Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советсткая энциклопедия, 1986.

5) Биология человека (Дж. Харрисон) и др. - М.: Мир, 1979.

6) Биология и современность. Под редакцией А.В. Яблокова. - М.: Просвещение, 1990.

7) Биология для учащихся мед училищ. Под ред. проф. Ярыгина В.Н. - М.: Медицина,1987.

8) Грин Н., Статут У., Тейлор Д. биология. - Т 1-3 - М.: Мир, 1990.

9) Инге - Вечтамонов С.Г. Генетика с основами селекции М.: Высшая школа, 1989.

10)Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф Айрис - пресс, 1999.

11) Соколовская Б.Х. 120 Задач по генетике .М.: Центр РСПИ,1991..

12) Учебно-методическое пособие по биологии для слушателей курсов по подготовке к вступительным экзаменам в АГМА.

13) Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Сипельщикова В.В. Биология: в 2 кн. Учебник для мед. вузов. Под ред. В.Н.Ярыгина. - М.: Высшая школа, 1997.



















Литература для учащихся.

  1. Анастасова А.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. - М.: просвещение, 1989.

  2. Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии. - М.: Высшая школа. 1988.

  3. Короткова Л.С., Кросновидова Дидактический материал по общей биологии. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.

  5. Муртазин Г.М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся IX - X Кл. - М.: просвещение, 1972.

  6. Нейрах А.А.. Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. - М.:Наука, 1984.

  7. Орлов В. Человек, мир. Мировоззрение. - М.: Молодая гвардия, 1985.


© 2010-2022