Обобщение опыта: Приемы организации познавательной деятельности на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью.

Л.Н.Толстой

Сельская малокомплектная школа, где учеников меньше 50 человек. Обычная малокомплектная школа, каких в российской глубинке немало, но в ней живем мы - я и мои ученики. Каждый день они приходят в мой класс, чтобы найти, понять, доказать… 45 минут плодотворного общения, поиска, рассуждений, чтобы в итоге блеснул «солнечный лучик» для каждого ребенка на уроке: «Я понял, я нашел!».

«Как учить?» и «Чему учить?» Это два самых важных вопроса, которые я ставила перед собой, придя работать в школу. Одиннадцать лет работы в поиске пролетели незаметно. За этот период времени для себя я нашла ответ на вопрос «Чему учить?», но по прежнему еще много раз задам себе вопрос «Как …?».

Научить ребенка мыслить, рассуждать, уметь найти любую необходимую информацию, т.е. не потеряться в новых условиях, а как можно полнее реализовать себя, исходя из своих возможностей и способностей - вот главная задача, которую я ставлю перед собой.

Речь, конечно, идет о применении технологий развивающего и личностно ориентированного обучения. На протяжении многих лет я применяю проблемный подход в обучении биологии, технологии уровневой дифференциации и работы в малых группах. Несомненно, ребенку на уроке интересно быть исследователем, в каждом из них в глубине таится такой потенциал, о котором порой мы и не догадываемся, и раскрыть его можно только с помощью развивающего и личностно ориентированного обучения в комплексе.

Но… Биология - это яркий мир красок живой природы. Исследуя, биологические явления у ребенка должен проснуться интерес ко всему миру, который его окружает. Нужно зажечь в душе маленького человека искорку любви и правильного тонкого гармоничного отношения ко всему живому. Когда я начинала работать в малокомплектной сельской школе, еще не было ни одного компьютера, не было красочных добротных таблиц, а те которые имелись в наличие, имели не слишком респектабельный вид. Многие наглядные пособия вызывали скуку в глазах ребенка.

Как же сделать урок интересным, ярким, насыщенным и оставляющим неизгладимое впечатление у учеников?! Каждый учитель задает себе этот вопрос сотни и тысячи раз, и в сотый и тысячный раз пробует, экспериментирует, ищет. И спешит поделиться опытом со своими коллегами. Я хотела бы поделится своими находками, именно они, я считаю, придают ту изюминку моим урокам, которая делает урок ярким и эффективным.


Копонова Светлана Алексеевна, МОУ Краснокосаровская средняя общеобразовательная школа

Мглинского района Брянской области, учитель биологии

Одним из методов, когда есть возможность ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к ещё не решенным задачам, является метод проблемного подхода в обучении.

В своей работе я склоняюсь на сторону, характеризующую проблемное обучение как дидактический подход, основой которого являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умение видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Для того, чтобы на уроке можно было создать проблемную ситуацию необходимо постановка перед учащимися проблемных вопросов или заданий.

Поскольку учитель - это проводник, который идет рядом с учеником и который заботится о том, чтобы ребенок благополучно и с интересом начал этот путь исследования и также благополучно и с не меньшим интересом завершил его, учителю просто необходимо ощущать связующую нить общения. Нельзя забывать о важной роли «обратной связи». Если учитель искренне показывает заинтересованность в совместном поиске, ученик поверит ему, у него появиться мотивация «дойти до конца пути познания», чтобы доказать и себе и другим, что он сумел найти решение. И здесь важную роль играют такие обращения к ученику: «Давайте вспомним…», «Подскажите мне, пожалуйста…», «Уважаемые коллеги!», «Давайте проведем исследование…» Ученику приятно осознавать на уроке себя равным с учителем - мы все на уроке - исследователи, мы вместе ищем решение проблемы. Это раскрепощает ребенка в его суждениях, он получает удовлетворение от поиска.

Чтобы увлечь детей своим предметом, я пошла по пути использования на уроках нетрадиционных таблиц и динамических пособий, которые изготавливаю своими руками.

Дело в том, что в процессе обучения биологии принцип наглядности - одно из важнейших условий осознанного усвоения материала. И таблицы широко используются на уроках как одна из форм подачи учебной информации. Но у традиционных таблиц есть одно из главных свойств, которое можно отнести к их недостаткам - это статичность. Это значит, что невозможна композиционная перестройка учебного материала, представленного в таблице, применительно к целям и задачам конкретного урока в конкретном классе.

И хотя сегодня мы имеем возможность широко использовать компьютер в своей работе, я не отказываюсь от применения на своих уроках этих необычных таблиц. Дело в том, что использование их уже давно обосновано теорией деятельностного подхода в обучении. При работе с нетрадиционными таблицами и динамическими пособиями, ученик на уроке получает необходимые знания. Эти знания он может «добыть» сам, производя соответствующие манипуляции с данными пособиями. Поскольку наполняемость классов мала, поэтому динамические пособия можно использовать как раздаточный материал, с которым учащиеся будут совершать

Копонова Светлана Алексеевна, МОУ Краснокосаровская средняя общеобразовательная школа

Мглинского района Брянской области, учитель биологии

определенные действия и в результате этого делать соответствующие умозаключения, используя технологические карты последовательности действий. Полученная таким образом информация, останется в памяти учащихся надолго, поскольку смоделированный процесс своими руками на уроке, через действия войдет в сознание и оставит глубокий след в памяти ребенка.

Таким образом, при работе с динамическими моделями и нетрадиционными таблицами у учащихся постоянно на уроках возникает познавательный интерес по отношению к тем задачам, которые ставятся перед ними на уроке, а значит, действия по выполнению заданий переходят в деятельность. В этом случае, у учащихся формируется умение рассуждать, обосновывать практически полученное решение.

Почему возникла необходимость обратиться к позициям личностно ориентированного обучения?

Когда речь идет о развивающем обучении, то прежде всего мы говорим о развитии личности ребенка. Однако очень сложно проследить динамику интеллектуального роста личности. Опора на уровневый подход и знание индивидуальных особенностей своих учеников позволяют мне дифференцировать процесс обучения.

Поскольку учащихся в классах малое количество, то большого труда не составляет прогнозировать возможный уровень усвоения учебного материала каждым из учащихся и, исходя из этого конструировать, уровневые задания.

Причем, карточки с уровневыми заданиями необходимо дать возможность выбрать ученику самому, тот уровень, который он считает ему по силам. Но, если я вижу, что у ученика занижена или завышена самооценка, тактично предлагаю поработать с заданием другого уровня.

Работа над заданиями разного уровня (индивидуальная или в малых группах) способствует реализации возможностей каждого ребенка.

Кроме перечисленных выше методов и приемов активизации познавательной деятельности, чтобы облегчить поиск или разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, в ходе обсуждений вопросов я часто предлагаю объединяться учащимся в группы. Тем более, что в основе технологии уровневой дифференциации лежит создание гомогенных групп. Групповую форму работы стараюсь включать в учебный процесс на разных этапах урока (на этапах осмысления знаний, их проверки или самостоятельного поиска.)

Хочется отметить, что в группах учащиеся работают с большим желанием, поскольку взаимодействие учащихся в процессе совместной работы в группе усиливает их мотивацию учения и мобилизует резервы. Особенно это важно для учеников сельской малокомплектной школы.

Когда учащиеся работают в группах организация познавательной деятельности высока: ученику работать над проблемой не страшно, поскольку он работает в сотрудничестве со своими товарищами - единомышленниками; каждая группа получает основную литературу; всегда можно обратиться к

Копонова Светлана Алексеевна, МОУ Краснокосаровская средняя общеобразовательная школа

Мглинского района Брянской области, учитель биологии

учителю за помощью; направляющее воздействие оказывают короткие и четкие памятки - инструкции.

Малые группы по 2 или 4 ученика часто создаются для проведения экспресс-диагностики. Часто в ходе объяснения урока, прервав его, предлагаю группам короткое задание или вопрос (часто проблемного или эвристического характера), на решение которого обычно выделяется две три минуты, а затем выслушиваются ответы нескольких лидеров групп.

Дидактическая ценность подобного включения работы мини - групп в канву урока очень велика. Прежде всего, это способ установления обратной связи и, следовательно, предоставление возможности каждому оценить свой уровень понимания, а учителю это дает картину усвоения и показывает необходимость внесения соответствующих корректив. Кроме этого, смена вида деятельности ученика является средством активизации его внимания и восприятия.

Нужно признать, что сегодня компьютер - это главный помощник в работе учителя. В работе использую электронные учебные пособия, имеющиеся в школе и собственные мультимедиа-продукты, разработанные по курсам «Биология растений 6 класс» и «Биология животных 7 класс». В структуру этих пособий входят наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации), а также включены вводные лекции с заданиями для выполнения самостоятельных работ, тесты и табличные материалы.

Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процессы передачи знаний, повысить эффективность преподавания. По результатам моих наблюдений, я сделала вывод, что применение электронных мультимедиа-продуктов энциклопедического, обучающего и научно-познавательного характера в образовательном процессе наряду с образовательными технологиями позволяет активизировать образное мышление учащихся, значительно повысить их интерес к изучаемому предмету, а также создать условия для наиболее полной реализации принципа личностно-ориентированного обучения. Используя возможности электронных пособий, можно формировать для учеников индивидуальные задания, организовывать самостоятельные поисковые и исследовательские работы для учащихся. Кроме того, их применение позволяет расширить дидактическую и методическую базу изучаемых предметов, значительно облегчить поиск необходимой информации, а, следовательно, уменьшить информационный разрыв между сельским и городским школьником.

Для создания эмоционального настроя на уроках, для возможности дать ребенку немного отдохнуть, я часто применяю музыкальное оформление и конечно, поэтические строки.

Все это помогает добиться мне и моим ученикам хороших результатов.


Копонова Светлана Алексеевна, МОУ Краснокосаровская средняя общеобразовательная школа

Мглинского района Брянской области, учитель биологии

© 2010-2022