Разработка урока на тему Голосеменные

Урок построен для 6 класса по учебнику В. В. Пасечника. Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления Этап обучения по данной теме: основнойВид деятельности: поисковый и репродуктивныйВ этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым,  для учеников,  способом при помощи семян и имеют шишки разных полов. В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по теме: Голосеменные.

Учитель химии и биологии: Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Маккавеево Власова Светлана Геннадьевна

Урок построен для 6 класса по учебнику В. В. Пасечника.

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления

Этап обучения по данной теме: основной

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

Заранее даётся сообщения двум ученикам: «Сосна», «Ель». Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план - конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

Задачи:

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.

  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.

  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.

  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.

  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности строения голосеменных

  • Строение хвои и шишек голосеменных растений

  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

  • Различать виды хвойных растений

  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

Тема: Голосеменные

Организационный момент.

I.Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.

1


2



3



4



5


6



7



8



9



10





12



  1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.

  2. Тело многоклеточных низших растений

  3. Зеленый пигмент растений

  4. Иное название грибокорня

  5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения

  6. Половые клетки мхов

  7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов

  8. Группа мхов

  9. Организм, состоящий из водорослей и гриба

  10. Самые глубоководные водоросли

  11. Группа водорослей, к которой относится ламинария

  12. Из них состоят все живые организмы

II Основная часть

Ключевое слово - Голосеменные

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)

1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.

2. Почему они называются голосеменными

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

4. Познакомимся с многообразием голосеменных.

5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

… Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф. Тютчев)

Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

Беседа.

  1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).

Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.

Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.

Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон - мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии - остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе «Дерева-дома» (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через «Дерево-тонель» проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти «Генерала Шермана» потребовалось бы 25 вагонов.

2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)

  1. Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.

  2. Чем они размножаются?

  3. Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.

  4. Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

Первичное закрепление знаний.

Что вы узнали о голосеменных? Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

Лабораторная работа (стр. 79). «Изучение строения хвои». Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.

Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

Название растений

Условия обитания

Шишки

Особенности

Возраст

сосна

Светолюбивое

В сухих лесах

(бор)

Мужские - зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

Женские - красноватые, одиночные, одревеснеют

Высокие, стройные, без нижних веток

На открытой местности раскидистые

350, 400 лет

ель


лиственница


можжевельник


Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

III. Закрепление.

. Вопросы к классу.

  1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?

  2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?

  3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?

  4. Какие растения относятся к голосеменным?

  5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?


Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1,6,7,8,13,14,9,10,15,19,24.20,25

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью - «5», 7-12 правильных ходов - «4», меньше - «3»)

Заключительное слово:

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы - человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

IV. Подведение итогов .








Приложение.

Многообразие голосеменных.

В Северной Америке произрастает сосна долговечная (Калифорния) - невзрачное, почти карликовое дерево, доживающее до 4844 лет. Кипарис - дерево Средиземноморья, там же растет декоративное дерево туя. К хвойным относятся разнообразные можжевельники с сочными сладковатыми шишкоягодами. В Средней Азии их называют арчой. К кипарисовым относится и одно из самых гигантских растений планеты - секвойя (мамонтово дерево), и любимые китайцами и японцами криптомерии. Тисы - деревья и кустарники - в нашей стране растут на юге. У них сладковатые шишкоягоды, хотя сам тис (хвоя, побеги, кора) ядовит! В южном полушарии (Новая Зеландия, Индонезия, Южная Америка, Австралия) господствуют представители араукариевых: араукарии, каури, агатисы. Это могучие деревья. Их листья часто не похожи на хвою, они ещё более жесткие и колючие, настолько, что на ветви араукарий даже не садятся птицы. Из хвойных это са­мые древние представители (появились около 240 млн лет назад).

Еще более примечательна вельвичия удивительная из пустыни Намиб в юго-западной Африке, где дождей не бывает по году. Рас­тение вельвичии напоминает низкий и толстый (до 1,2 м в попе­речнике) пень, от которого отходят всего два лентовидных листа, достигающих 6 м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от ос­нования всю жизнь, расщепляясь на ленты. Возраст листа может достигать 2 тыс. лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.

Гнетумы - дальние родственники вельвичии. Это лианы, кустарники, редко деревья. У них большие широкие листья с сетчатым жилкованием, семена с мясистым ярко-розовым покровом.

Эфедры - кустарники сухих степей и пустынь Азии, Европы, Америки; растут и на нашей территории. Внешне они похожи на хвощи, у них такие же чашевидные листья и зеленые стебли. Соч­ые, оранжево-красные семена съедобны - это так называемая «степная малина».

Саговниковые, или цикадовые, появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы

и Антарктиды, в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Они - живые свидетели того времени, когда Африка,

Ю. Америка и Австралия были единым материком. Внешне это пальмовые деревья от 1 до 7 (редко до 20) метров в высоту. Иногда надземные стебли не формируются, и перистые, до 5-6 м длиной листья отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей или листьев развиваются огромные, иногда метровые, разнополые

шишки «стробилы». Яйцеклетка тоже огромная - до 6 мм, сперматозоиды жгутиковые. Смена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые.

Древнее голосеменное растение гинкго ныне сохранилось толь­ко в Японии, Корее, Китае и вторично размножено в парках южных стран (до широты Киева). Гинкговые не столь известны, как хвой­ные. Это остатки некогда широко распространенных классов и по­рядков. По лесам из гинкго когда-то прогуливались динозавры. Оплодотворение у гинкго идет посредством жгутиковых спермато­зоидов, а семена с сочной желтой мякотью, похожие на сливы, съе­добны и, несмотря на неприятный запах масляной кислоты, высоко ценятся в восточной кухне.

Из семейства гинкговых сохранился всего лишь один вид -гинкго (в переводе с японского - «серебряный плод»). Это краси­вые деревья высотой до 30 м со стройным светлым стволом и по­хожими на веера треугольными листьями. Семена используют в пищу, они применяются в китайской медицине. Цветков у гинкго нет, как и у всех голосеменных. Плодоносить деревья начинают лишь на 25-30-м году жизни. Вместо шишек образуются косточко-видные семена в смолистых околосемянниках. После соответст­вующей обработки они представляют собой изысканнейший дели­катес. Японцы верят, что плоды гинкго воплощают в себе животворные силы Земли. Гинкго устойчив к морозам (до -25 °С) и к повышенной загазованности и запыленности воздуха. Гинкго об­наружен в 1690 г. в Японии врачом голландского посольства Э. Кемпфером, а в 1712 г. он описал его. Карл Линней ввел это рас­тение в номенклатуру, дав ему название Гинкго двулопастный -Ginkgo biloba. (Сейчас из него изготавливают одноименное лекар­ство.) Это долговечное растение, встречаются экземпляры, возраст которых превышает 1000 лет.



© 2010-2022