Конспект урока по биологии «Строение семян»

Выдержка из материала: Познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и зерновки пшеницы.      По своему внешнему виду семена различны. Размеры семян большинства растений невелики. Очень мелкие семена имеют орхидеи (тысячные доли мг). Крупные семена у бобов, тыквы, конского каштана. А семя сейгиельской пальмы достигает 50 см в диаметре и весит 15-20 кг. Отличаются они и по форме, и по окраске, но все имеют сходное строение. Жизнь любого ц... Наверное, именно процесс прорастания семян рождал легенды о воскрешении из мертвых. Сейчас прорастание семян не считается чудом. Вы поймете его, когда познакомитесь со строением семени.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Строение семян.

Цель: Изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Задачи урока:

  1. Образовательная: раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить общие и отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных растений.

  2. Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

  3. Воспитательная: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать объекты, привить практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян, умение работать с учебником, умение осуществлять самоконтроль.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы и ручные лупы, таблица «Семена однодольных и двудольных растений», биологический диктант - 2 варианта.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы напишем биологический диктант по предыдущей теме и начнем изучать новую тему «Строение семян», для чего выполним лабораторную работу.

II. Проверка знаний по теме: «Общая характеристика покрытосеменных растений».

III. Изучение нового материала.

А) Актуализация.

Ученики обсуждают следующие вопросы

- Для чего растениям необходимы семена?

- Какие группы растений размножаются семенами?

- В чем преимущество семян перед спорами?

Итак, предмет нашего разговора сегодня на уроке - семя. (Тему, записанную на доске, учащиеся переписывают в тетрадь).

Цель сегодняшнего урока - познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и зерновки пшеницы.

- Прежде чем приступит к изучению нового материала, запишем новые термины и понятия. (На доске: семядоля, семенная кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, семяножка, микропиле, однодольные, двудольные.)

1. Семядоля - зародышевые листья растения.

2. Эндосперм - запасающая ткань с питательными веществами.

3. Зародыш - зачаток будущего растения.

4. однодольные - растения, в семени которых одна семядоля.

5. двудольные - растения, в семени которых две семядоли.

Б) Рассказ о разнообразии и значении семян.

Итак, семя. Что же это такое? По своему внешнему виду семена различны. Размеры семян большинства растений невелики. Очень мелкие семена имеют орхидеи (тысячные доли мг). Крупные семена у бобов, тыквы, конского каштана. А семя сейгиельской пальмы достигает 50 см в диаметре и весит 15-20 кг. Отличаются они и по форме, и по окраске, но все имеют сходное строение. Жизнь любого цветкового растения начинается с прорастания семян. Раньше люди считали этот процесс чудом. Как из, казалось бы, неживого семени появляется живое растение? Наверное, именно процесс прорастания семян рождал легенды о воскрешении из мертвых. Сейчас прорастание семян не считается чудом. Вы поймете его, когда познакомитесь со строением семени.

Изучать строение семян мы будем на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.

В) Работа с лабораторным оборудованием.

- Рассмотрите семя фасоли. Какую форму оно имеют?

(Семена фасоли крупные, бобовидные, одна сторона выпуклая, другая - вогнутая, окраска может быть белой, коричневой или пятнистой.)

- Обратите внимание на вогнутую сторону. Виден рубчик - это след от семяножки. С ее помощью семя соединялось с околоплодником. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - семявход (Работа с таблицей.).

- Возьмите в руки набухшее семя и сравните его с сухим (Вывод: набухшее семя крупнее).

- Снимите кожуру с семени с помощью препаровальной иглы. Все, что осталось - это зародыш. Следовательно, семя фасоли состоит из кожуры и зародыша.

- Рассмотрите кожуру. Нанесите на нее каплю воды пипеткой. (Вода не проходит). Какие функции выполняет кожура? (кожура выполняет защитную функцию).

- Как же в семя проникает вода для его набухания, если кожура ее не пропускает? (Высказываются предположения).

- Надавите слегка на набухшее семя. (Вы обнаружили микропиле. При намачивании семян вода и воздух легко проникают через микропиле).

- Разделите зародыш на две части. Рассмотрите их через лупу. (По таблице показать части зародыша)

- Обратите внимание на семядоли - зародышевые листья. У фасоли их две и они достаточно крупные, поскольку здесь находятся питательные вещества. Фасоль относится к двудольным растениям.

- Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются?(Набухшая зерновка пшеницы крупнее).

- Попробуйте препаровальной иглой снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? (Кожура семени пшеницы плотно срослась со стенкой плода).

- Разрежьте зерновку вдоль. Найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;

- Найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядолю.

Пшеница относится к однодольным растениям.

Г) Оформление лабораторной работы в тетради.

Инструктивная карточка с. 87 учебника выполнить задание № 5, №6 и стр. 88 задание № 4 и № 5 и сделать вывод.

На работу отводится 10 минут.

Проверяется выборочно вывод:

«Семена имеют семенную кожуру и зародыш. Зародыш двудольных растений состоит из 2-х семядолей, зародышевого корешка, почечки и стебелька. Зародыш однодольных растений имеет одну семядолю, корешок, стебелек, почечку».

Тетради сдать на проверку.

Д) Самостоятельная работа с учебником.

- Пользуясь учебником, выясните, что общего в строении семени фасоли и пшеницы и чем они отличаются?

Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, семявход и зародыш.

Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме.

Е) Составление опорной схемы урока (на доске и в тетради).

СКонспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»емя

Конспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»Конспект урока по биологии «Строение семян»Кожура* зародыш* эндосперм

Защита Питательные в-ва

Зародышевый Стебелек Почечка семядоли

Корешок (1 или 2)

Ж) Закрепление материала

- Какое значение имеет кожура?

- Из каких частей состоит зародыш?

- Что такое семяножка? Рубчик?

- Что такое эндосперм? Его значение?

З) Домашнее задание:

&18, термины выучить.

Итог урока

- Какие растения называют однодольными? Двудольными?

- Выставление оценок.





Биологический диктант

1 вариант.


  1. Покрытосеменные растения произошли от древних ...

  2. Покрытосеменные имеют орган семенного размножения - …, отсюда их второе название - … растения.

  3. После отцветания образуется …, в котором находятся …

  4. У покрытосеменных семена развиваются внутри …, то есть они защищены (покрыты).

  5. Они широко распространены в природе и являются … группой растений на нашей планете.




Биологический диктант

2 вариант

  1. … - высшие семенные растения.

  2. … - орган семенного размножения покрытосеменных растений.

  3. Один из главных признаков покрытосеменных растений - наличие …

  4. Покрытосеменные растения размножаются …, но у них широко представлено и … размножение.

  5. У покрытосеменных хорошо развита … система.

© 2010-2022