- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии «Строение семян»
Конспект урока по биологии «Строение семян»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шубина С.Г. |
Дата | 12.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Строение семян.
Цель: Изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Задачи урока:
-
Образовательная: раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить общие и отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных растений.
-
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
-
Воспитательная: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать объекты, привить практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян, умение работать с учебником, умение осуществлять самоконтроль.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы и ручные лупы, таблица «Семена однодольных и двудольных растений», биологический диктант - 2 варианта.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы напишем биологический диктант по предыдущей теме и начнем изучать новую тему «Строение семян», для чего выполним лабораторную работу.
II. Проверка знаний по теме: «Общая характеристика покрытосеменных растений».
III. Изучение нового материала.
А) Актуализация.
Ученики обсуждают следующие вопросы
- Для чего растениям необходимы семена?
- Какие группы растений размножаются семенами?
- В чем преимущество семян перед спорами?
Итак, предмет нашего разговора сегодня на уроке - семя. (Тему, записанную на доске, учащиеся переписывают в тетрадь).
Цель сегодняшнего урока - познакомиться с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и зерновки пшеницы.
- Прежде чем приступит к изучению нового материала, запишем новые термины и понятия. (На доске: семядоля, семенная кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, семяножка, микропиле, однодольные, двудольные.)
1. Семядоля - зародышевые листья растения.
2. Эндосперм - запасающая ткань с питательными веществами.
3. Зародыш - зачаток будущего растения.
4. однодольные - растения, в семени которых одна семядоля.
5. двудольные - растения, в семени которых две семядоли.
Б) Рассказ о разнообразии и значении семян.
Итак, семя. Что же это такое? По своему внешнему виду семена различны. Размеры семян большинства растений невелики. Очень мелкие семена имеют орхидеи (тысячные доли мг). Крупные семена у бобов, тыквы, конского каштана. А семя сейгиельской пальмы достигает 50 см в диаметре и весит 15-20 кг. Отличаются они и по форме, и по окраске, но все имеют сходное строение. Жизнь любого цветкового растения начинается с прорастания семян. Раньше люди считали этот процесс чудом. Как из, казалось бы, неживого семени появляется живое растение? Наверное, именно процесс прорастания семян рождал легенды о воскрешении из мертвых. Сейчас прорастание семян не считается чудом. Вы поймете его, когда познакомитесь со строением семени.
Изучать строение семян мы будем на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.
В) Работа с лабораторным оборудованием.
- Рассмотрите семя фасоли. Какую форму оно имеют?
(Семена фасоли крупные, бобовидные, одна сторона выпуклая, другая - вогнутая, окраска может быть белой, коричневой или пятнистой.)
- Обратите внимание на вогнутую сторону. Виден рубчик - это след от семяножки. С ее помощью семя соединялось с околоплодником. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - семявход (Работа с таблицей.).
- Возьмите в руки набухшее семя и сравните его с сухим (Вывод: набухшее семя крупнее).
- Снимите кожуру с семени с помощью препаровальной иглы. Все, что осталось - это зародыш. Следовательно, семя фасоли состоит из кожуры и зародыша.
- Рассмотрите кожуру. Нанесите на нее каплю воды пипеткой. (Вода не проходит). Какие функции выполняет кожура? (кожура выполняет защитную функцию).
- Как же в семя проникает вода для его набухания, если кожура ее не пропускает? (Высказываются предположения).
- Надавите слегка на набухшее семя. (Вы обнаружили микропиле. При намачивании семян вода и воздух легко проникают через микропиле).
- Разделите зародыш на две части. Рассмотрите их через лупу. (По таблице показать части зародыша)
- Обратите внимание на семядоли - зародышевые листья. У фасоли их две и они достаточно крупные, поскольку здесь находятся питательные вещества. Фасоль относится к двудольным растениям.
- Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются?(Набухшая зерновка пшеницы крупнее).
- Попробуйте препаровальной иглой снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? (Кожура семени пшеницы плотно срослась со стенкой плода).
- Разрежьте зерновку вдоль. Найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;
- Найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядолю.
Пшеница относится к однодольным растениям.
Г) Оформление лабораторной работы в тетради.
Инструктивная карточка с. 87 учебника выполнить задание № 5, №6 и стр. 88 задание № 4 и № 5 и сделать вывод.
На работу отводится 10 минут.
Проверяется выборочно вывод:
«Семена имеют семенную кожуру и зародыш. Зародыш двудольных растений состоит из 2-х семядолей, зародышевого корешка, почечки и стебелька. Зародыш однодольных растений имеет одну семядолю, корешок, стебелек, почечку».
Тетради сдать на проверку.
Д) Самостоятельная работа с учебником.
- Пользуясь учебником, выясните, что общего в строении семени фасоли и пшеницы и чем они отличаются?
Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, семявход и зародыш.
Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме.
Е) Составление опорной схемы урока (на доске и в тетради).
Семя
Кожура* зародыш* эндосперм
Защита Питательные в-ва
Зародышевый Стебелек Почечка семядоли
Корешок (1 или 2)
Ж) Закрепление материала
- Какое значение имеет кожура?
- Из каких частей состоит зародыш?
- Что такое семяножка? Рубчик?
- Что такое эндосперм? Его значение?
З) Домашнее задание:
&18, термины выучить.
Итог урока
- Какие растения называют однодольными? Двудольными?
- Выставление оценок.
Биологический диктант
1 вариант.
-
Покрытосеменные растения произошли от древних ...
-
Покрытосеменные имеют орган семенного размножения - …, отсюда их второе название - … растения.
-
После отцветания образуется …, в котором находятся …
-
У покрытосеменных семена развиваются внутри …, то есть они защищены (покрыты).
-
Они широко распространены в природе и являются … группой растений на нашей планете.
Биологический диктант
2 вариант
-
… - высшие семенные растения.
-
… - орган семенного размножения покрытосеменных растений.
-
Один из главных признаков покрытосеменных растений - наличие …
-
Покрытосеменные растения размножаются …, но у них широко представлено и … размножение.
-
У покрытосеменных хорошо развита … система.