• Преподавателю
  • Биология
  • Программа коррекционного курса по биологииКоррекция монологической речи в процессе преподавания биологии

Программа коррекционного курса по биологииКоррекция монологической речи в процессе преподавания биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогческим советом приказом директора от 29.08.2014 № 112

от 29.08.2014_ № 1 Директор ___________________ С.В. Зверева

Рассмотрено на МО учителей СОГЛАСОВАНО

Предметов естественнонаучного

цикла

Протокол от 20.05.2014 №4

Зам. директора по УР _________ Н.Н.Хамматова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет Коррекционный курс « Коррекция монологической речи учащихся в процессе преподавания биологии»

Класс 12 Срок реализации 2014 - 2015

Составитель: Зубова Н.А.

Учитель биологии, химии













Грязовец

2014

Пояснительная записка

Описание коррекционного курса « Коррекция монологической речи учащихся в процессе преподавания биологии» 12 класса.

Программа коррекционного курса « Коррекция монологической речи учащихся в процессе преподавания биологии» для 12 класса составлена на основе:

- федерального закона от 19.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;

- федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312;

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 12 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность данного коррекционного курса обусловлена тем, что он помогает учащимся логично излагать содержание курса биология, формировать устойчивые навыки владения биологической терминологией и совершенствовать речевую культуру. Он эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к поступлению в медицинское учреждение, где независимо от формы проведения поступления обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами биологических знаний, основами устной и письменной речи.

Цели курса:

  • углубление и систематизация знаний по курсу биология

  • развитие коммуникативно-речевой культуры,

  • расширение биологического кругозора учащихся;

  • повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи

Задачи:

  • овладение основными биологическими терминами;

  • совершенствование обще-учебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • обучение работы с научно-популярной литературой,

  • формирование умения создавать план логичного ответа на вопрос, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные биологические термины

  • способствование развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе;

  • развитие ассоциативного мышления учащихся;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Коррекционный курс рассматривает наиболее трудные для понимания и логического изложения темы курса биологии.

Программа коррекционного курса предлагает отличное от школьной базовой программы по биологии изложение .Важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области биологии и формирование умения ориентироваться в учебном материале.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Раздел 1 содержит примерное распределение часов (тематическое планирование) курса.

Раздел 2 «Материалы в помощь учителю (методические рекомендации и разработки занятий)» содержит теоретические сведения, которые носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков; и практические задания (практикум) по изучаемой теме, что обеспечивает более полное освоение теоретического и практического материала по биологии

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (теоретического материала по курсу биология).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать монологический ответ ,закрепить знания биологических терминов).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы обучающихся: упражнения составлению хронологической таблицы, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет .

Задачи, стоящие перед коррекционным курсом « Коррекция монологической речи учащихся в процессе преподавания биологии » в 12 классе, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать теоретический и практический материал всего курса биология.

Содержание коррекционного курса « Коррекция монологической речи учащихся в процессе преподавания биологии » строится в соответствии:

  • с учётом индивидуальных запросов учащихся;

  • с учётом возможностей реализации программы в личностно ориентированном направлении

Таким образом, программа коррекционного даёт возможность не только систематизировать теоретический, но и расширить биологический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию устной и письменной речи, умению логично излагать теоретический материал и аргументировать биологическими фактами, терминами.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии и коррекционного курса на базо­вом уровне ученик 12 класса должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); уче­ния В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: раз­множение, оплодотворение, действие искусственно­го и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие био­логической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
    родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека; влияние мутагенов на ор­ганизм человека, экологических факторов на орга­низмы; взаимосвязи организмов и окружающей сре­ды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосис­тем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей сре­де (косвенно), антропогенные изменения в экосисте­мах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела жи­вой и неживой природы по химическому составу, за­родыши человека и других млекопитающих, при­
    родные экосистемы и агроэкосистемы своей мест­ности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные ги­потезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологи­ческих моделях;

  • находить информацию о биологических объ­ектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, ком­пьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

  • логично и аргументировано излагать учебный материал


Литература:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001.

  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2000.

  5. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. - М.: Мнемозина, 1998.










12 класс Тематическое планирование коррекционного курса :

« Коррекция монологической речи учащихся в процессе преподавания биологии.

Раздел.

Тема урока.

Лабораторные и практические работы.

1

Биология как наука.

Методы научного познания.

Уровни организации и методы познания живой природы

2

Клеточная теория

История изучения клетки. (Составление хронологической таблицы)

3

Современная клеточная теория. Формулирование положений теории.

4

Химический состав клетки. (Использование данных таблицы при ответе.)

5

Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и организме человека.

6

Химия организма человека.

7

Химия организма человека.

8

Цитология

Строение эукариотической клетки.

(составление таблицы и использование таблицы при ответе)

Л.Р.№1Рассматривание клеток растений и животных на микропрепаратах

9

Наследственная информация в клетке.

Реализация наследственной информации. Составление схемы монологического ответа.

10

Неклеточные формы жизни.

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Меры профилактики. Использование электронных ресурсов для составления ответа. (Презентация)

11

Обмен веществ и превращение энергии.

Энергетический обмен.

12

Пластический обмен. Фотосинтез

.(Составление схемы световой и темновой фазы)

13

Деление клетки. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. (Использование сравнительных таблиц при ответе.)

14

Генетика

Генетика. Генетические законы и их использование при решении задач.

15

Решение генетических задач. Логические рассуждения при решении задач.

Л. Р. №3 Решение генетических задач

16

Составление родословной и анализ данных собственной родословной

17

Наследственная изменчивость человека

. Наследственные заболевания человека.


18

Генетика и медицина. Работа с популярной и периодической литературой.

19

Селекция

Селекция культурных растений. «Центры происхождения культурных растений»

Тренажер

20

Использование современной генетики в сельском хозяйстве.

21

Биотехнология и ее использование в сельском хозяйстве.

22

Развитие жизни на Земле.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

( Гипотезы)

Хронологическая таблица

23

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

( исторические справки, хронологическая таблица)

24

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

( Видеофильм)

25

Успехи современной селекции. Генная инженерия, клонирование.

26

Клетка - структурная единица живого.

27

Эволюционное учение

Возникновение и развитие дарвинизма. Эволюционное учение Ч.Дарвина

28

Роль эволюционной теории в формировании современной научной картины мира.

29

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

30

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина.

31

Усложнение живых организмов на Земле .Основные ароморфозы животного мира.

32

Усложнение живых организмов на Земле .Основные ароморфозы растительного мира.

33

Организм.

Организм - единое целое.

34

Заключение. Использование биологических знаний в практической деятельности человека.



© 2010-2022