Урок по биологии на тему Удивительные лишайники

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тема урока: Удивительные лишайники.


Стратегическая цель урока: Развитие умения использовать информационные ресурсы.

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.

Воспитательные:

  • Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.

  • Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.

  • Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

  • Воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю.

Используемые технологии обучения: ТРКМ, ИКТ, ЛОО.

УМК В.В. Пасечника.

Ожидаемые результаты:

  • Изучить особенности строения, питания, размножения лишайников, как симбиотических организмов.

  • Определить значение лишайников в природе и в жизни человека.

  • Отработать умения работы с натуральными объектами и коллекциями.

  • Развивать понятие о многообразии живых организмов.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, гербарный материал, учебник, рабочие листы, технологические карты, слайдовая презентация, жетоны.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы послушали стихотворение и сказали о каком организме сегодня на уроке пойдет речь. (Слайд)

Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.
Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.
На лесном валуне - между мхами - причуды кладоний.
Эти формы познай, их фантастику запечатлев.
Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!
Вот лишайник - как рюмочка, рядом - как гранистый лед.
А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,
Через эту чащобу торопится жук - вездеход.
Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,
Потому изучаю палитру задобренных скал.

(Ответы учащихся)

II. Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Лишайники» (Слайд)

- А что мы знаем про эту группу организмов? (Работа со слайдом, дописываем то, что известно по теме)

нет корней, листьев, цветов, очень разнообразные по внешнему виду, цвету

- Ребята, а вы сможете мне помочь в решении вот такого вопроса: (слайд ) «Почему лишайники встречаются во всех природных зонах?»

Ответы учащихся.

- Достаточно ли у вас знаний, что бы дать обоснованный ответ на данный вопрос?
- Как вы думаете, а что необходимо узнать о лишайниках, что бы ответить на поставленный вопрос? (Работа со слайдом, дописываем план изучения темы, при необходимости учитель дополняет ответ)

Должна появиться запись на слайде:

Размножение
Строение
Значение (в качестве дополнительного пункта изучения лишайников)

- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выступить в качестве ученых, и в конце урока мы с вами станем специалистами в такой науке, которая называется лихенология. (слайд)
- В настоящее время изучено около 20 тыс. видов лишайников и с каждым годом этот список пополняется. Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю разделиться на 4 группы. (До урока, на парте положены жетоны четырёх цветов у каждого ученика)

1 группа - изучает многообразие форм. (зелёные жетоны) (Приложение 1)
2 группа - строение лишайников. (синие жетоны) (Приложение 2)
3 группа - размножение. (жёлтые жетоны) (Приложение 3)
4 группа - значение. (красные жетоны) (Приложение 4)

Каждая группа получает свою технологическую карту и рабочий лист (Приложение 5), который необходимо будет заполнить в ходе урока. (Работа в группах - 7-10 минут)

Слово предоставляется 1 группе. ( Во время ответа (слайд) остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.) Рабочая группа отвечает на поставленные вопросы, а один работает с интерактивной доской - делает подписи типов слоевищ.

Вопрос к классу: Посмотрите гербарный материал (выдан каждой группе - это представители лишайников нашего леса) и определите тип слоевища? (Ответ учащихся)

Слово предоставляется 2 группе. Один отвечает на вопросы, второй работает на интерактивной доске - делает надписи составных частей слоевища. (слайды)
- А как вы думаете, как питаются лишайники? (Ответы учащихся)

Работа с термином «АВТОГЕТЕРОТРОФЫ» (слайд)

Слово «гетеротрофы» вам уже знакомо - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами - этот тип питания характерен для грибов; «автотрофы» - это организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических - наличие пигмента - хлорофилла - этот тип питания характерен для водорослей. Таким образом, гриб предоставляет воду и минеральные вещества, растворенные в ней, а водоросль - органические вещества.

Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

А на шесть - на место тихо сесть.

Слово предоставляется 3 группе. Ответ одного учащегося, а второй - дописывает схему на интерактивной доске. (слайд )

ЛУрок по биологии на тему Удивительные лишайникиУрок по биологии на тему Удивительные лишайникиишайники размножаются



Урок по биологии на тему Удивительные лишайникиУрок по биологии на тему Удивительные лишайникиУрок по биологии на тему Удивительные лишайникиБесполое Половое



  1. Фрагментами слоевища

2. Изидии

3. Соредии

Слово предоставляется 4 группе. Ответ учащихся и заполнение схемы на интерактивной доске (слайд )

-Много ли лишайников в нашем районе?

Ответы учащихся: В нашем районе лишайники встречаются повсеместно. Чем ближе к дорогам, тем их количество уменьшается, хотя не везде. В основном это листоватые, их много на старых деревянных строениях, огородах и кустистые лишайники, это наши бора, а так же бородач в лесу.
- Ребята, в научной литературе я нашла такие интересные факты, что: (слайд)

При слабом загрязнении исчезают кустистые лишайники.
При среднем загрязнении исчезают листовые лишайники.
При сильном загрязнении исчезают накипные лишайники

Сделайте вывод о чистоте воздуха в нашем районе. (высказывают свои предположения)

Подведем итог нашей работы, а для этого я прошу вернуться к нашему проблемному вопросу: (слайд ) Почему лишайники существуют во всех природных зонах?

Теперь у вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Обусловлено способностью противостоять неблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища)

III. Закрепление материала

- А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «-».

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. Лишайники приносят вред природе.

3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

4. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

5. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

6. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

7. Лишайники являются лечебными организмами.

8. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

9. Лишайники портят своими выделениями почву.

10. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд)

1) - 2) - 3) - 4) + 5) - 6) + 7) + 8) + 9) - 10) +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно - «5»;
если 1 ошибка - «4»;
если 2 ошибки - «3»;
если 3 и более ошибки - необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися.

IV. Рефлексия (использование методики незаконченных предложений) (Слайд)

- Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:

  • Я узнал(а) много нового …

  • На уроке было над чем подумать …

  • Мне это пригодится в моей жизни …

  • На все возникшие вопросы я получил(а) ответы …

  • На уроке я работал(а) добросовестно …

- Хочется закончить наш урок такими умными словами (слайд ): Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее!

V. Домашнее задание: §13

Дополнительное: презентация по теме «Лишайники» (не более 10 слайдов)

- Спасибо за урок!












Приложение №1

Технологическая карта группы №1

Рассмотрите предложенный вам рисунок.

Прочитайте задание к рисунку.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое слоевище?

  2. Какие типы лишайников различают?

(для ответа на эти вопросы используйте учебник на стр. 67-68)

Подпишите на рисунке изображенные типы лишайников.

Выберите отвечающего и приготовьте ответы на поставленные вопросы.

Урок по биологии на тему Удивительные лишайники

Поработайте с гербарием и определите тип лишайника.



Приложение №2

Технологическая карта группы №2

Вопрос «Строение лишайников»

  1. Изучите материал по данному вопросу, используя материал учебника на стр. 69-70 и дополнительный материал.

  2. Ответьте на следующие вопросы:

1)Что такое симбиоз?

2) Дайте определение лишайникам, используя понятие «симбиоз».

3) подпишите все составляющие лишайника и укажите их значение в организме

Урок по биологии на тему Удивительные лишайники

  1. Определите тип питания лишайника

  2. Обсудите в группе ответы на вопросы.

  3. Приготовьте отвечающего по данным вопросам.

Урок по биологии на тему Удивительные лишайники



Приложение №3

Технологическая карта группы №3

  1. Изучите материал по теме «Размножение лишайников» используя учебник на стр. 70 и дополнительный материал.

  2. Допишите схему:

Урок по биологии на тему Удивительные лишайникиУрок по биологии на тему Удивительные лишайникиЛишайники размножаются

Урок по биологии на тему Удивительные лишайникиУрок по биологии на тему Удивительные лишайникиУрок по биологии на тему Удивительные лишайники___бесполое________ __________________



  1. Обсудите в группе данный вопрос

  2. Приготовьте отвечающего по данному вопросу.





Размножение

Лишайники, размножаются как бесполым, так и половым путем.

Бесполое размножение

Большинство лишайников способно регенерировать (восстанавливаться) даже из мелких фрагментов родительского слоевища, лишь бы эти фрагменты содержали и фотобионт (водоросль), и микобионт (гриб).

У многих групп лишайников по краям или на верхней поверхности слоевища образуются особые выросты, похожие на листочки или веточки, так называемые изидии, которые легко отламываются и дают начало новому полноценному слоевищу.

В других случаях одна или несколько клеток водоросли в сердцевине лишайника окружаются несколькими слоями гиф, превращаясь в крошечную гранулу, называемую соредией. Скопления таких гранул, прорывая кору, появляются на поверхности в виде порошистых масс, разносимых ветром. Каждая соредия способна прорасти в новое слоевище.

Чем больше развито вегетативное размножение изидиями и соредиями, тем реже наблюдается половой процесс, а у некоторых лишайников он вообще неизвестен.



















Приложение №4

Технологическая карта группы №4

1.Прочитайте выданный вам дополнительный материал о значении лишайников.

2. Заполните таблицу: "Значение лишайников".

Значение лишайников в природе

Значение лишайников в жизни человека

  1. Выберите отвечающего. (выступление не более 3 мин)

Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность, например в Арктике и Антарктике. Они первыми заселяют безжизненные камни, и начинают почвообразовательный процесс, необходимый для освоения этой среды растениями. Некоторые лишайники в сухих антарктических областях обнаружены даже внутри горных пород.

С лишайниками связана большая группа животных. В основном это беспозвоночные, но есть и крупные позвоночные животные, поедающие лишайники. В «лишайниковых зарослях» обитает огромное количество клещей, гусениц, листоедов, тараканов, пауков, клопов, цикад, жужелиц и др. Всего было зарегистрировано около 300-400 видов беспозвоночных животных, жизнь которых так или иначе связана с лишайниками.

Лишайники являются индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами. Они не могут жить в местах где воздух сильно загрязнен вредными газами.

Участвуют в почвообразовании, т.к. разрушают горные породы, на которых поселяются, а за счет разложения слоевища образуется гумус. Таким образом, лишайники создают условия для существования растений и животных.

Кормовые лишайники играют важную роль в хозяйстве. Например, олений мох или ягель поедается оленями, косулями, лосями и другими животными. Некоторые виды лишайников используются в пищу человеком (лишайниковая манна). Так же лишайники используются в парфюмерии для получения ароматических веществ, в фармацевтической промышленности для получения препаратов против туберкулеза, фурункулеза, эпилепсий и др. А лишайниковые кислоты обладают также антибиотическими свойствами.

Из лишайников можно получать красители, в частности лакмус. Его до сих пор широко применяют в химических лабораториях для быстрого и простого определения реакции среды: в кислой среде он краснеет, а в щелочной синеет. Другие лишайниковые красители в свое время использовали для окраски шерсти.



Приложение №5

Рабочий лист

Фамилия, имя: ________________________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________

  1. Допишите предложения.

Лишайники - это ___________________ организмы. Они состоят из гриба и ___________________. Зеленая ____________ образует _____________ вещества. Гриб снабжает водоросль ________ и растворенными в ней минеральными солями.

Лишайники размножаются в основном _____________________ - частями ___________________.

  1. Значение лишайников в природе:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Значение лишайников в жизни человека: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Различают следующие типы слоевищ: __________________________________________________________________________________





10


© 2010-2022