• Преподавателю
  • Биология
  • Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКУ

Тема: «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Сформировать понятие о хромосомном наборе человека, понятие пола, познакомить с некоторыми заболеваниями, связанными с дефектами и патологией хромосомного набора

Развить познавательный интерес, интеллектуальные и умственные способности, умение анализировать.

Воспитать убежденность в познание живой природы, в бережном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Содержание.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний (повторение основных понятий генетики - по цепочке)

3. Изучение нового материала:

- «Злые причуды генетики»

- «Клетка. Ядро»

- «Хромосома»

- «Хромосомный набор человека»

- «Х и У хромосомы»

- «ДНК»

- «Доминантные и рецессивные гены»

- «Гемофилия»

- «Дальтонизм»

Чтение учебника

- Ихтиоз

- «Синдром Дауна»

4. Чем могут быть вызваны генные мутации (наследственность)

- «Антропогенные факторы»

5. Закрепление изученного

- что узнали на уроке

Дифференцированное задание:

- контрольная карточка

- соотнесите

- вопросы для размышления

6.ДДЗ

-Составить словарь новых понятий

- Пересказ конспекта

- Доклад или подборка материалов из СМИ на тему «Влияние антропогенных факторов на генотип человека»

Методический инструментарий.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ с элементами беседы

Средства:

- Учебник «Общая биология с основами природоохранной деятельности» Тупикин, 2014

-Карточки «ПОВТОРЯЕМ БИОЛОГИЮ» № 9,10,11

-Презентация «ГЕНЕТИКА»

- Карточки:

  • Основные понятия

  • Контрольные карточки

Форма

Фронтальная, индивидуальная

Результаты.

- характеризовать хромосомный набор человека;

- определять по хромосомному набору пол организма;

- называть заболевания, связанные с дефектами хромосом;

- определять значение генетики для медицины.



Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний (повторение основных понятий генетики - по цепочке)

Гаплоидный набор хромосом

Ген

Генетика

Генотип

Диплоидный набор хромосом

ДНК

Доминантный признак

Мутация

У хромосома

Х хромосома

Хромосомный набор человека

- Изучение нового материала:

слайд № 2

- Почему происходят страшные изменения с эмбрионами?

- Почему рождается человек, у которого три ноги?

( Именно таким родился этот человек в 1889 году и дожил до 77 лет, работал в цирке, у него было 4 вполне здоровых ребенка).

слайд № 3

- Почему рождаются люди с деформированными костями лица?

(Этот человек сейчас живет в Англии. Синдром деформации лица он передал и своему ребенку).

В этом мы разберемся, изучив тему «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

слайд № 4

«Клетка. Ядро»

Вспомним строение клетки

слайд № 5

- Хромосома - сдержит информацию о наследственности, находится в основном в ядре клетки

слайд № 6,7

Хромосомный набор человека

Каждая человеческая клетка содержит 46 хромосом - 22 пары парных хромосом плюс две X хромосомы у женщин и по одной X и Y хромосомы у мужчин.

слайд № 8,9,10

повторение понятий «ДНК, ген, доминантные и рецессивные гены»

слайд № 11,12,13, 14

Очень часто «злые причуды генетики» связаны с хромосомным набором, с дефектами и патологиями хромосом.

Заболевания гемофилия и дальтонизм связаны с Х хромосомой.

Ими в основном страдают мужчины.

Вступают в брак ХХ(г) ХУ

Дети ХХ ХУ Х(г) Х Х(г) У

слайд № 15,16,17,18,19

Синдром Дауна.

Другие болезни: ихтиоз, сахарный диабет, онкологические заболевания, повышенное АД

Определения в тетрадь (наследственные болезни, хромосомные болезни)

слайд № 20-27

1. Первая причина возникновения патологии хромосомного набора - наследственность

2. Вторая причина - антропогенные факторы

Повтор показа слайдов.

ДДЗ

-Составить словарь новых понятий

- Доклад или подборка материалов из СМИ на тему «Влияние антропогенных факторов на генотип человека»

Вопросы

  1. Могут ли гемофилией страдать женщины, докажите?

  2. Для каких целей делают анализ на ДНК?

  3. Является ли СПИД наследственным заболеванием? Ответ поясните.

  4. В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с… женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина… в женском обличье! Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива.

  5. В древнем Карфагене обычай запрещал мужу и жене в дни супружеского соединения употреблять спиртные напитки. На Руси, согласно древнему обычаю, молодоженам запрещалось пить хмельные напитки на свадебном пиру. Докажите справедливость древних запретов с позиций современной науки.











Дифференцированные задания

ПОВТОРЯЕМ БИОЛОГИЮ

Карточка № 9


ТЕМА: «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»


Рисунок, фотография, схема

Краткое описание

Задание

I. «стандарт»


Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Хромосомный набор человека: 22 пары + пара половых хромосом

(контрольная карточка)

  1. Хромосомный набор человека в норме: А. 46; Б. 48; В. 23

  2. Участок молекулы ДНК: А. ген; Б. ядро; В. митоз

  3. Заболевание гемофилия связано с: А. с патологией хромосомного набора; Б. с лишней хромосомой; В. с вирусами

  4. Лишняя 21 хромосома: А. болезнь Дауна; Б. ихтиоз; В. дальтонизм

  5. Воздействие человека на природу: А. антропогенный фактор; Б. биотический; В. абиотический

II. «стандарт + хорошо»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Клетка

1. Постройте логическую цепочку из понятий: ядро, клетка, ДНК, цитоплазма, ген, хромосома.

III. «стандарт+ отлично»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Наследственные болезни - патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала - мутациями


  1. Могут ли гемофилией страдать женщины, докажите?

  2. Для каких целей делают анализ на ДНК?


ПОВТОРЯЕМ БИОЛОГИЮ

Карточка № 10


ТЕМА: «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Рисунок, фотография, схема

Краткое описание

Задание

I. «стандарт»


Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Хромосомный набор человека: 22 пары + пара половых хромосом

(контрольная карточка)

  1. Хромосомный набор человека при болезни Дауна: А. 47; Б. 48; В. 46

  2. Участок молекулы ДНК: А. ген; Б. ядро; В. митоз

  3. Заболевание дальтонизм связано с: А. с патологией хромосомного набора; Б. с лишней хромосомой; В. с вирусами

  4. Нарушается цветовое зрение при : А дальтонизме.; Б. ихтиозе; В. болезне Дауна

  5. Сжигание мусора: А. антропогенный фактор; Б. биотический; В. абиотический

II. «стандарт + хорошо»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Наследственные болезни - патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала - мутациями

1. Выбор «лишнего» с объяснением:

гемофилия, болезнь Дауна, дальтонизм

III. «стандарт+ отлично»


Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

СПИД - синдром приобретенного иммунного дефицита


  1. Является ли СПИД наследственным заболеванием? Ответ поясните.

  2. В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с… женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина… в женском обличье! Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива.

ПОВТОРЯЕМ БИОЛОГИЮ

Карточка № 11


ТЕМА: «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Рисунок, фотография, схема

Краткое описание

Задание

I. «стандарт»


Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Хромосомный набор человека: 22 пары + пара половых хромосом

(контрольная карточка)

  1. Хромосомный набор человека при гемофилии: А. 46; Б. 48; В. 26

  2. Участок молекулы ДНК: А. ген; Б. ядро; В. митоз

  3. Наследственное заболевание: А. ихтиоз; Б. грипп; В. ботулизм

  4. Нарушается нормальное свертывание крови при : А гемофилии.; Б. ихтиозе; В. болезни Дауна

  5. Использование пестицидов: А. антропогенный фактор; Б. биотический; В. абиотический

II. «стандарт + хорошо»

Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

Наследственные болезни - патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала - мутациями


  1. Вставить пропущенные слова:

Наследственное заболевание, обусловленное недостаточностью системы свертывания крови и проявляющееся кровоточивостью-___________. Болеют главным образом ___________, носители мутантного гена_____________.

III. «стандарт+ отлично»


Урок «Хромосомный набор человека. Заболевания и дефекты, связанные с патологией хромосомного набора»

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота

1. В древнем Карфагене обычай запрещал мужу и жене в дни супружеского соединения употреблять спиртные напитки. На Руси, согласно древнему обычаю, молодоженам запрещалось пить хмельные напитки на свадебном пиру. Докажите справедливость древних запретов с позиций современной науки.

2. Каким образом радиоактивные отходы могут попасть в окружающую среду? В чем опасность радиоактивного загрязнения?


© 2010-2022