Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Н. И. Сонина

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14





















































Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Человек. 8класс», авторы Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, Дрофа, 2012г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 8 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

Авторская программа основного общего образования по биологии, 8 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Лабораторных работ-14 , практических работ -1 .

Лабораторные и практические работы
1.Изучение микроскопического строения тканей.

2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.

3.Изучение головного мозга человека (по муляжам)

4.Изучение изменения размера зрачка.

5.Изучение внешнего строения костей.

6.Измерение массы и роста своего организма.

7.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

8.Изучение микроскопического строения крови.

9.Измерение кровяного давления.

10.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

11.Определение частоты дыхания. (Практическая работа)

12.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

13.Определение норм рационального питания.

14.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

15.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


Основная цель курса


В процессе изучения биологии в 8-м классе школьники должны усвоить определенные сведения по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренные стандартом биологического образования для основных школ.

В процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и са­нитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы. Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории. В результа­те обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его орга­низме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эво­люции живой природы и взаимодействия человека с окружаю­щей средой.

В программе усилено внимание к проблемам экологии, без экологического всеобуча невозможно осуществить природоохранные мероприятия, поднять уровень санитарной культуры населения, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Подход к обучению, используемый в курсе, предполагает осознанное понимание и к проблемам, которые существуют в нашем регионе. Наряду с теоретическим материалом программа включает разнообразные лабораторные и практические работы здоровьесберегающей направленности.8 класс

Для данного курса в обучение школьников включаются следующие важнейшие понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

В основу курса физиологии человека и животных заложено представление о функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора, движение и т. п.).



Учебно- тематический план

Название темы

Всего часов

Количество часов


теория

практика

Место человека в системе органического мира

3

3


Происхождение человека

2

2


Краткая история развития знаний

о строении и функциях организма человека.

1

1


Общий обзор строения и функций организма человека

4

2

2

Координация и регуляция.

12

10

2

Опора и движение

10

7

3

Внутренняя среда организма

3

2

1

Транспорт веществ

4

2

2

Дыхание

5

4

1

Пищеварение

6

4

2

Обмен веществ и энергии

2

2


Выделение

2

2


Покровы тела

3

3


Размножение и развитие

3

3


Высшая нервная деятельность

5

5


Человек и его здоровье

4

2

2

Повторение по курсу биологии за8 класс

1 час



ИТОГО

70

55

15

В рабочую программу учителем были внесены некоторые изменения. Т.к. количество резервных часов -7, то было уместно распределить их по следующим темам:

Тема

По программе

Внесенные учителем изменения

Место человека в системе органического мира

2

2+1

Координация и регуляция

10

10+2

Опора и движение

8

8+2

Пищеварение

5

5+1

Повторение по курсу биологии

0

0+1

Итого


7 часов

Содержание программы


Место человека в системе органического мира (3 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

1.Изучение микроскопического строения тканей.

2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

3.Изучение головного мозга человека (по муляжам)

4.Изучение изменения размера зрачка.

Опора и движение (10 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

5.Изучение внешнего строения костей.

6.Измерение массы и роста своего организма.

7.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

8.Изучение микроскопического строения крови.

Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

9.Измерение кровяного давления.

10.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Дыхание (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

11.Определение частоты дыхания. (Практическая работа)

Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

12.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

13.Определение норм рационального питания.

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторные и практические работы.

14.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Лабораторные и практические работы.

15.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Повторение по курсу биологии за 8 класс (1 час)




Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

  • строение и функции основных тканей и систем органов;

  • функциональные системы организма;

  • значение гомеостаза внутренней среды организма;

  • об обмене веществ, его значении и видах;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

  • строение и функции анализаторов;

  • механизмы ВНД;

  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

  • особенности индивидуального развития человека;

  • правила личной гигиены;

  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

  • о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

  • измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)



КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Контрольная работа






Самостоятельная работа






Тест






Зачет






Лабораторная работа






Практическая работа













Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел (тема)

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Коррекция (примечания)

Место человека в системе органического мира

3 часа

1

Введение.

2.09


2

Место человека в системе органического мира

5.09


3

Особенности человека

9.09


Происхождение человека

2 часа

4

Происхождение человека и этапы его становления.

12.05


5

Расы человека

16.09


Краткая история развития знаний

о строении и функциях организма человека

1 час

6

Науки о человеке

19.09


Общий обзор строения и функций

4 часа

7

Клеточное строение организма

23.09


8

Ткани. Виды тканей

26.09


9

Л.р.№1.Изучение микроскопического строения тканей.

30.09


10

Органы. Системы органов. Организм

Л.р.№2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.

3.10


Координация и регуляция

12 часов

11

Эндокринный аппарат, его особенности

7.10


12

Нейрогуморальная регуляция

10.10


13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы Рефлекс

14.10


14

Спинной мозг

17.10


15

Строение и функции головного мозга

21.10


16

Полушария большого мозга. Их функции Л.р.№3 Изучение головного мозга человека (по муляжам)

24.10


17

Координация и регуляция функций организма

28.10


18

Анализаторы их строение и функции

31.10


2 четверть

19

Зрительный анализатор Л.р.№4.Изучение изменения размера зрачка.

11.11


20

Анализаторы слуха и равновесия Административный контроль знаний по теме «Зрительный анализатор»

14.11


21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

18.11


22

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Тест.

21.11


Опора и движение

10 часов

23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет

25.11


24

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет

28.11


25

Строение и свойства костей

Л.р.№5 Изучение внешнего строения костей

2.12


26

Типы соединения костей

5.12


27

Л.р.№6 Измерение массы и роста своего организма.

9.12


28

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

12.12


29

Мышцы, их строение и функции

16.12


30

Работа мышц


19.12


31

Л.р.№ 7 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

23.12


32

Зачет по теме «Опора и движение»

26.12


3 четверть

Внутренняя среда организма

3 часа

33

Внутренняя среда организма и ее значение

13.01


34

Строение и функции крови.

Л.р. № 8 Изучение микроскопического строения крови.

16.01


35

Иммунитет. Группы крови.

20.01


Транспорт веществ

4 часа

36

Органы кровообращения. Работа сердца

23.01


37

Движение крови и лимфы по сосудам. Лимфатическая система

27.01


38

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение

30.01


39

Л.р.№9 Измерение кровяного давления.

Л.р.№10 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений


3.02


Дыхание

5 часов

40

Дыхательная система

6.02


41

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

10.02


42

Дыхательные движения и их регуляция

13.02


43

Пр.р.

Определение частоты дыхания.

Заболевания органов дыхания и их предупреждение

17.02


44

Взаимодействие дыхательной и кровеносной систем Тест.

20.02


Пищеварение

6 часов

45

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

24.02


46

Пищеварение в ротовой полости

27.02


47

Пищеварение в желудке и кишечнике

3.03


48

Всасывание

Л.р.№ 11.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

6.03


49

Рациональное питание Л.р.№ 12 Определение норм рационального питания.

10.03


50

Заболевания пищеварительной системы. Тест

13.03


Обмен веществ и энергии 2 часа

51

Обмен веществ и энергии

17.03


52

Витамины.

20.03


4 четверть

Выделение

2 часа

53

Выделение. Строение и работа почек

3.04


54

Заболевания почек, их предупреждение

7.04


Покровы тела

3 часа

55

Строение и функции кожи

10.04


56

Роль кожи в терморегуляции организма

14.04


57

Гигиена покровов тела. Первая помощь при травмах покровов тела

17.04


Размножение и развитие

3 часа

58

Половая система человека

21.04


59

Размножение и развитие человека

24.04


60

Размножение и развитие человека

28.04


Высшая нервная деятельность

5 часов

61

Поведение человека. Рефлекс

5.05


62

Торможение, его виды и значение

8.05


63

Биологические ритмы. Сон и его значение

12.05


64

Особенности высшей нервной деятельности человека

15.05


65

Индивидуальные особенности личности

19.05


Человек и его здоровье

4 часа

66

Человек и его здоровье

22.05


67

Л.р.№ 13 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

26.05


68

Среда обитания человека

29.05


69

Л.р.№14 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Повторение по курсу биологии за 8 класс

1 час

70

Повторение по курсу биологии за 8 класс










Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)

  2. Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. - Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.

  3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. - Волгоград: Учитель, 2006. - 328 с.

  4. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.

  5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

  6. Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)

  7. Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.

  8. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.

  9. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.: Вако, 2005. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

  10. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 352 с.

  11. Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с. - (Наука сегодня)

  12. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с. - (Наука для всех)

  13. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с

  14. Кириленкова В.Н. Клетки и ткани. 10 - 11 класс.: практикум / В.Н.Кириленкова, Д.К.Обухов. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с. - (Элективные курсы)


© 2010-2022