• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии на тему: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация, 8 класс

Конспект урока по биологии на тему: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация, 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № , 8 класс

Тема: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

Цели урока:

- сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

- определить причины болезней и способы их предупреждения;

- познакомить с народными методами лечения болехней дыхательной системы;

- продолжить формировать основы гигиены ( правила гигиены дыхания);

- обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

- научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, ТV « Плазма», диск к учебнику

Основные понятия и термины: воздушно- капельная инфекция, капельно - пылевая инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулез, ис кусственное дыхание

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса

  2. Актуализация опорных знаний:

Биологический диктант

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса. В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают - грудное и брюшное дыхание. Гуморальная регуляция определяется содержанием углекислого газа. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге. Резкий рефлекторный выдох через рот - кашель, а резкий выдох через ноздри - это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

  1. Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе.За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

  1. Любите ли Вы петь?

  2. Часто ли Вы поете?

  3. Играете ли Вы на духовом инструменте?

  4. Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

  5. Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

  6. Имеете ли Вы вредные привычки?

4 - 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 - 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования , которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока , постановка целей и задач

  1. Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

Жилище проветривай чище и чаще!

Работа в парах:

Составление правил гигиены дыхания

- дыхание должно быть ровным и размеренным

- рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

- желательно заниматься физкультурой

- необходимо быть на свежем воздухе 2 - 3 часа

- дышать необходимо через нос

- чихая и кашляя, следует прикрывать нос и рот носовым платком

- необходимо делать регулярную влажную уборку

- для правильного дыхания большое значение имеет красивая осанка

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Рассказ учителя с элементами беседы

Какие факторы могут оказывать негативное влияние на организм человека?

- курение

- болезни: рак легких, туберкулез и др.

-попадание посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, удушение

- экологическое загрязнение атмосферы, химическое поражение дыхательных путей

- вирусы: грипп, ОРВИ, корь

- бактерии: бронхит, пневмония, и др.

- аллергия на пыль, шерсть животных: бронхиальная астма. Аллергический ринит

Заслушивание сообщений учащихся

Составление схемы «Болезни органов дыхания »

Рак легких

Насморк, ринит

Грипп

Туберкулез

Заболевания органов дыхания

Бронхит

Дифтерия

Пневмония

Плеврит

Бронхиальная астма

Трахеит

Рассказ учителя

Народные методы лечения болезней органов дыхания, использование горчичников, банок и компрессов

Понятие о клинической и биологической смерти

Рассказ учителя с элементами беседы

Демонстрация « Действия при нарушении дыхания» на экране ( диск к учебнику, слайд №11)

Понятие о реанимации

Рассказ учителя

Первая помощь в случае остановки дыхания

Демонстрация « Техника искусственного дыхания», « Первая помощь при утоплении» на экране (диск к учебнику, слайд №7, 12

Работа в группах по учебнику стр. 103 - 104

Группа 1 - искусственное дыхание в положении на спине

Группа 2 - искусственное дыхание в положении на животе

Группа 3 - искусственное дыхание « изо рта в рот»

Группа 4 - искусственное дыхание « из рта в нос»

Группа 5 - непрямой массаж сердца

  1. Закрепление изученного материала

Работа в группах игра « Кто быстрей»

Группам раздаются задания в карточках

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

  1. Ангина


  1. Грипп


  1. Туберкулез


  1. Дифтерия


  1. Трахеит


  1. Бронхит


  1. Пневмония


  1. Бронхиальная астма


  1. Гайморит




  1. Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

1. Все ли ты успел на уроке?

2. Если « да», то доволен ли ты уроком?

3. Если « нет», то хочешь выяснить почему? Давай поговорим о том, как исправить положение дел

VII. Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

  1. Домашнее задание: Изучить параграф 23, ответить на вопровсы, выполнить задание « Подумай» на стр. 107 учебника, выполнить задания «Тренажера» на диске к учебнику

© 2010-2022