- Преподавателю
- Биология
- Программа по биологии 10 класс (2 часа в нелелю)
Программа по биологии 10 класс (2 часа в нелелю)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова Н.М. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовский лицей №2
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУОдинцовского лицея №2
____________________О.Н.Прохоренко
«____» _________________ 2014г.
Рабочая программа по биологии
(базовый уровень)
10 (М, Т) классы
Автор: А.А.Каменский.
Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Учитель: Борисова Нелля Михайловна
Учитель биологии высшей категории
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 10 классе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым приказом министерства и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 класса (базовый уровень) В.В. Пасечника.
На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся. Углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Цели и задачи учебного курса.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Методы и организационные формы, технологии обучения биологии
Учитель, опираясь на свой теоретический опыт, может широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.
Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения и сочетанию групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами
Учебник базового уровня образования соответствует программе курса биологии, имеющего концентрический принцип построения.
Содержание программы
Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 10 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
Биология как наука.
1. Методы научного познания
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
2. Клетка
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
2. Сравнение строения клеток растений и животных
3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
3. Организм.
Организм - единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
-
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
-
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
-
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
-
приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
-
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
-
оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
-
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
-
выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
-
устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
-
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
-
самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
-
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
-
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Лабораторные работы
Практические работы
Лабораторная работа №1.
«Расщепление пироксида водорода ферментами»
Практическая работа :«Строение клетки»
Лабораторная работа : «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»
Практическая работа: «Сходство и различия в строении эукариотической клетки и прокариотической»
Практическая работа : «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
Практическая работа : «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»
Практическая работа: «Решение задач на анализирующее скрещивание «
Лабораторная работа: «Выявление изменчивости у особей одного вида»
Практическая работа «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом»
Практическая работа
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм»
Тематическое планирование
№ пп
Название темы (раздела)
Кол-во часов
Примечание
1
Введение в общую биологию
4
2
Основы цитологии
10
3
Структура и функции клетки
10
4
Обеспечение клеток энергией
8
5
Размножение и индивидуальное развитие организмов
11
6
Основы генетики
13
7
Генетика человека
7
.
Календарно-тематическое планирование
по биологии
10 класс (68 часов)
№
п/п
Содержание учебного материала
Час
план
Дата
План
Дата
факт
Компетенции
I
Введение в общую биологию.
1
Краткая история развития биологии.
1
м3.09
т1.09
м3.09
т1.09
Знать, что изучает общая биология и уметь охарактеризовать уровни организации живой материи. Знать и уметь объяснить свойства живой материи.
2
Методы исследования в биологии.
1
м6.09
т6.09
м6.09
т6.09
3
Сущность жизни и свойства живого.
1
м10.9
т8.09
м10.9
т8.09
4
Уровни организации живой материи
м13.9
т13.9
м13.9
т13.9
К/р по теме «Введение в общую биологию
II
Основы цитологии.
Химический состав клетки.
5
Методы цитологии.
Клеточная теория.
1
м17.9
т15.9
м17.9
т15.9
Знать:
Состав химических элементов, входящих в состав клетки, их роль в ней, содержание воды и неорганических веществ и их роль в клетке;
Об органических веществах: белках, углеводах, липидах, особенностях их состава, строения, роли в клетке.
Знать о нуклеиновых кислотах, особенностях строения ДНК и РНК, о хранении и передаче наследственной информации, механизме удвоения ДНК, строении АТФ и ее роли в клетке;
Уметь: использовать эти знания для доказательства единства живой и неживой природы.
Уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру молекулы ДНК.
6
Особенности химического
состава клетки.
1
м20.9
т20.9
м20.9
т20.9
7
Вода и ее роль
в жизнедеятельности клетки.
1
м24.9
т22.9
м24.9
т22.9
8
Минеральные вещества и их роль в
клетке.
1
м27.9
т27.9
м27.9
т27.9
9
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
м1.10
т-29.9
т-29.9
10
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
м4.10
т4.10
11
Строение и функции белков.
Лаб.р. «Расщепление пироксида водорода ферментами»
1
м15.10
т13.10
12
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
м18.10
т18.10
13
АТФ и другие органические соединения клетки.
1
м22.10
т20.10
14
Зачетный урок по теме: «Химический состав клетки»
1
м25.10
т25.10
III
Структура и функции клетки.
15
Строение клетки. Пр. раб. по теме.
Клеточная мембрана.
Строение мембраны, функции мембраны
1
м29.10
т27.10
Знать: основные положения клеточной теории, основные части и функции клеток.
Уметь: применять на практике положение клеточной теории для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.
16
Строение клетки. Ядро, цитоплазма
м1.11
т1.11
17
Строение клетки. Клеточный центр. Рибосомы.
1
м5.11
т3.11
18
Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.
1
м8.11
т8.11
19
Строение клетки. Лизосомы, клеточные включения
м12.11
т10.11
20
Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.
1
м15.11
т15.11
21
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
Пр.р.: «Сходство и различия в строении эукариотической и прокариотической клетки»
1
м26.11
т24.11
22
Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
1
м29.11
т29.11
23
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
1
м3.12
т1.12
24
Зачетные урок по теме «Структура и функции клетки».
1
М 6.12
Т 6.12
IV
Обеспечение клеток энергией.
23
Обмен вещества и энергии в клетке.
1
м10.12
т8.12
Знать: энергетический обмен, их этапы, механизм гликолиза и кислородного расщепления. Знать фотосинтез, его фазы, механизм, его значение для живых организмов.
Усвоить: сущность энергетического и пластического обмена.
Понять: роль митохондрий в осуществлении кислородного этапа.
24
Энергетический обмен в клетке.
1
м13.12
т13.12
25
Питание клетки.
1
м17.12
т15.12
26
Автотрофное питание, фотосинтез.
1
м20.12
т20.12
27
Автотрофное питание. Хемосинтез.
1
м24.12
т22.12
28
Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.
1
м27.12
т27.12
29
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
1
Т29.12
30
Зачетный урок: «Обеспечение клеток энергией».
1
V
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
31
Жизненный цикл клетки.
1
Знать: значение деления клетки для размножения, роста и развития организмов, бесполого и вегетативного размножения, их цитологические основы, особенности митоза и мейоза.
32
Митоз. Амитоз. Лаб.р.»Изучение фаз
Митоза в корешках лука»
1
33
Мейоз.
1
34
Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
1
35
Формы размножения организмов. Половое размножение.
1
36
Развитие половых клеток.
1
37
Оплодотворение.
1
38
Онтогенез - индивидуальное развитие организмов.
1
39
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.
1
40
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.
1
41
Зачетный урок по теме: «Размножение и развитие организмов»
1
VI
Основы генетики.
42
История развития генетики. Гибридологический период.
1
Знать: методы изучения наследственности, предмет и задачи генетики, генетическую терминологию и символику.
Раскрыть понятия генотипа и фенотипа, доминантного и рецессивного признаков, гомо- и гетерозиготы . Знать о локализации генов в хромосомах.
Уметь: пользоваться терминологией и символикой , применять знания о митозе, мейозе и оплодотворении для объяснения генетических закономерностей.
Уметь записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета, генотипы форм и потомства.
Уметь решать задачи на моно, дигибридное и анализирующее скрещивание, на определение группы крови, наследование сцепленное с полом на взаимодействие генов.
43
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
1
44
Пр.р.»Решение задач на моногибридное скрещивание.
1
45
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
1
46
Пр.р. «Решение задач на анализирующее скрещивание.
1
47
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
1
48
Пр.р. «Решение задач на дигибридное скрещивание.
1
49
Хромосомная теория наследственности.
1
50
Взаимодействие неаллельных генов
1
51
Цитоплазматическая наследственность.
1
52
Генетическое определение пола.
1
53
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
1
54
Зачетный урок по теме: «Основы генетики».
1
VII
Закономерности изменчивости.
55
Модификационная и наследственная изменчивость. Лаб.р.
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
1
Знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов.
Знать причины и сущность модификационных изменений
56
Мутационная изменчивость.
1
57
Наследственная изменчивость человека.
1
58
Виды мутаций. Пр.р.
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм»
1
59
Причины мутаций.
1
60
Соматические и генеративные мутации.
1
61
Зачетный урок по теме: «Закономерности изменчивости».
1
VIII
Генетика человека.
62
Методы исследования генетики человека.
1
Знать методы исследования генетики
человека, генные заболевания,
хромосомные болезни, наследование,
связанное с полом.
Уметь оставлять карты генеалогического
Древа человека. Иметь представление о
Проблемах генетической безопасности.
63
Генетика и здоровье.
1
64
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
1
65
Проблемы генетической безопасности.
1
66
Решение медико-генетических проблем в России.
1
67
Зачетный урок по теме: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».
1
68
Заключительный урок. Обобщение по теме.
1
Учебно-методическое обеспечение
1.Биология.Общая биология. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. -8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 303 (1) с.: ил.
2. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы, БИОЛОГИЯ. 10-11 классы, М., «ВАКО», 2007 г.
3. Сборник нормативных документов. Естествознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 47, /1/ с.
4. Т.С. Сухова. Тесты. Биология 6-11 классы./ Учебно-методическое пособие.-5-е, стереотип. - М.Дрофа - 2001г.- 80 с.
5. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа - 2001 г. - 127 с.
6. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт. - сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. - 9-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 234,
7. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. / Издательский Дом «Литера»- Санкт- Петербург -2006г. - 95с.
8.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»).
9. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.
10. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 352 с.
11. Биология: Пособие для подгот. отд. мед. институтов/Под общей ред. Н.Е.Ковалева. - М.: Высшая школа, 1986 г.
12. Биология. Сборник задач по генетике. базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно - методическое пособие/ А.А. Кириленко. - Ростов - на - Дону: Легион, 2009.
13. Справочник учителя биологии: законы, правила принципы. биографии ученых/ авт. - сост. н.А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2009.
Материально - техническое обеспечение:
1. Стационарный компьютер
2. Мультимедийный проектор;
3. Колонки;
4. Интерактивная доска;
5. Тематические плакаты;
6. Лабораторное оборудование.
7. Наглядные и электронные пособия по основным разделам биологии.
8. Учебно - методический комплект под руководством В.В. Пасечника;
9. Комплект для организации контрольных работ ;
10. Раздаточный материал;
11. ТСО и мультимедийные средства (диски).