Сценарий урока: Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения

Разработка сценария урока "Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения" Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятияТема: «Тип Хордовые. Земноводные и Пресмыкающиеся» (4 урока)1.Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения2.Размножение, развитие и многообразие земноводных3.Класс Пресмыкающиеся, особенности внешнего, внутреннего строения и размножение3.Многообразие  и происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыка...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Сляднева Светлана Валентиновна

Район

Советский

Место работы

ГКОУ НОС(К)О школа-интернат III-IV вида, РЦДОд

Должность

Учитель


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Рабочая программа дистанционного курса "Биология 7" Лобовой Е.В.на основе программы авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., ДрагомиловаА.Г., Суховой Т.С

Тема учебного занятия

Дистанционный урок по теме:Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения.

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема: «Тип Хордовые. Земноводные и Пресмыкающиеся» (4 урока)

1.Класс Земноводные, особенности внешнего и внутреннего строения

2.Размножение, развитие и многообразие земноводных

3.Класс Пресмыкающиеся, особенности внешнего, внутреннего строения и размножение

3.Многообразие и происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Учебная задача

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно - оценочную, организационно - деятельностную, нравственно - оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию по раскрытию

особенностей строения и жизнедеятельности земноводных как животных, обитающих в водной и наземной среде,

их усложнения по сравнению с классом рыб,

пользы, которую земноводные приносят в природе и в жизни человека


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты



Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель - предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных в связи со средой обитания

Обучающиеся получат возможность научиться выявлять особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, их усложнения по сравнению с классом рыб

Цель - способ (метапредметный результат)

Обучающиеся научатся умению анализировать, делать выводы,развивать логическое мышление и биологическую речь, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение и обосновывать его

Обучающиеся получат возможность находить информацию о земноводных в литературе и интернет-ресурсах,анализировать оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

формировать научное мировоззрение на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания;

развивать свои творческие и коммуникативные способности;

Цель - ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность живой природы, необходимость бережного, гуманного отношения к земноводным

Обучающиеся получат возможность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к земноводным

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся имеют представление о внешнем виде земноводных, видели их в естественной среде обитания; знают отделы тела и строение систем внутренних органов на примере рыб; умеют сравнивать и сопоставлять органы и системы органов у разных групп животных; имеют опыт работы со средствами ИКТ и ресурсами интернета

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Оценивание работы с интерактивными схемами и заданиями

Оценка умения сравнивать, анализировать, выделять главное в ходе выполнения заданий,выполнять творческие задания

Оценка в ходе беседы усвоения понятия земноводное животное, его принадлежности к двум разным средам обитания

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учащиеся уже познакомились с позвоночными животными на примере ланцетника и рыб, на уроке изучаем строение земноводных, используя полученные ранее знания

На основе имеющихся знаний нужно определить особенности строения земноводных и усложнение в их строении возникшие в процессе эволюции

Используя свой,еще не очень большой, жизненный опыт, учащиеся должны сами оценить свое отношение к земноводным и прийти к выводу об их пользе для природы и человека


Учебно - информационное и техническое обеспечение учебного занятия




Учебно - информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник, рабочая программа курсаДополнительные текстовые ресурсы в курсе HYPERLINK "school.bakai.ru/?id=biofn011101"school.bakai.ru/?id=biofn011101

iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=260

Интерактивные задания, ресурсы ЦОР "Тритон", "Дыхание земноводных"

Техническое обеспечение

Компьютер, вебкамера



Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого - педагогическое обоснование




Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого - педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)



1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Предъявление учителем своей индивидуальности

Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания - не знания», «умения - неумения», «понимания - не понимания»

Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации - это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее - определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся





2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать "плотью"

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково - символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного занятия



Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, создание доброжелательной обстановки, вопросы о самочувствии и готовности к уроку

Ответное приветствие, готовность начать занятие

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Отношение многих людей, к животным класса Земноводные или Амфибии, оставляет желать лучшего: ещё в русских народных сказках про царевну лягушку или в сказках Шарля Перро, о них говорится, как о безобразных, неприятных животных, превращаются в них герои в наказание, по старинной систематической классификации их называют гадами, на самом деле в природе устроено все очень разумно, животные класса Земноводных приносят большую пользу уничтожая вредных насекомых, слизь и бугорки у жаб нужны им для того чтобы сохранять влагу и жить вдали от водоемов, а яркая окраску у саламандры предупреждает о том что животное ядовито и может себя защитить

Учащиеся вспоминают внешний вид лягушек и жаб, их места обитания. Соглашаются с учителем в том что в сказках их преподносят довольно неприятными животными и высказывают желание узнать больше о пользе земноводных

1.3. Создание проблемной ситуации

Лягушка относится к классу Земноводные или Амфибии.


1.Какие особенности должны иметь животные чтобы у них была возможность обитать в двух таких разных средах: водной и наземно-воздушной?

2.Какие прогрессивные черты приобрели в процессе эволюции земноводные по сравнению с рыбами?

3.Какую пользу, а может быть вред приносят животные класса Земноводных окружающей среде и человеку?

Учащиеся предлагают ответы, полагаясь на приобретенные ранее знания и имеющийся личный жизненный опыт( рыба в воде дышит жабрами, передвигается при помощи плавников, ее активность зависит от температуры воды, животные на суше дышат легкими, передвигаются с помощью конечностей, лягушки живут на болоте и питаются комарами и мухами) и делают вывод: для того чтобы жить в воде и на суше надо иметь приспособления которые дадут эту возможность


2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель исходя из уже озвученных предположений и выводов и корректирует формулировку и, совместно с учеником, планирует дальнейшую работу

Учащиеся формулируют цель урока и , совместно с учителем планируют свою деятельность на уроке

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель объясняет, что земноводные, как и рыбы, позвоночные и их строение можно изучать по тому же плану по которому изучали строение рыб

Учащиеся определяют алгоритм решения проблемной ситуации

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

1.1) Учитель оказыват индивидуальную помощь при выполнении проверочной работы при возникающих затруднениях

1.2)Учитель корректирует алгоритм изучения внешнего и внутреннего строения земноводных

2)Учитель задает направляющие вопросы

3)Учитель дает ученикам творческое домашнее задание

1.1)Учащиеся выполняют проверочную работу по теме "Рыбы" - отвечают на вопросы теста.

1.2)Самостоятельно изучают, опираясь на алгоритм и используя учебник, интернет-ресурсы и ресурсы курса внешнее и внутреннее строение земноводных

Сравнивают и делают выводы о появившихся у земноводных особенностях

2)Учащиеся анализируют самостоятельно полученную информацию и делают выводы

3)Учащиеся записывают задание, задают уточняющие вопросы

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий1.1)Учитель объясняет что попытка выполнения теста только одна, торопиться не нужно так как за неправильные ответы начисляются штрафные баллы Контролирует правильность выполнения теста;

1.2)Учитель контролирует и направляет работу ученика по алгоритму



2)Учитель задает вопрос: Какие из приобретенных особенностей позволили рыбам занять следующую ступеньку в эволюции живых организмов?


3)

Учитель дает внеурочное задание(домашнее): выполнить мини-проект "я-учитель"(Составить вопросы для теста по теме Значение земноводных) , дает план и рекомендации по выполнению, литературу и оговаривает время выполнения задания

1.1)Учащиеся выбирают один правильный ответ(из 4) из предложенных в каждом вопросе(10 вопросов); принимают помощь учителя при необходимости;

1.2)Составляют алгоритм:

-местообитание

-образ жизни

-внешнее строение: отделы тела, органы

-внутреннее строение: системы органов

-отличия от рыб - особенности строения;

ищут информацию, используют различные источники информации: HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=135285"Тритон (ресурс ЦОР), HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=134633"Дыхание Земноводных (ресурс ЦОР) сравнивают и делают выводы;

выполняют интерактивные задания в курсе:

HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/url/view.php?id=131294"Интерактивная схема по внешнему строению земноводных,

HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=342852"Скелет лягушки,

HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=342853"Системы органов лягушки

2)Учащиеся анализируют выявленные особенности и делают вывод о прогрессивных чертах земноводных по сравнению с рыбами, выполняют задание HYPERLINK "iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=315937"Сравнение рыб и земноводных

3)Учащиеся записывают план творческого задания:

Составь вопросы к тесту по плану:1.тема: Значение земноводных;

2. Записать вопросы;

3. Придумать варинты ответов к каждому вопросу (около правильных ответов поставить +).

Чтобы тест получился интересным и непростым, вопросов должно быть много!


3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель предлагает учащимся проявить самостоятельность в выборе решения проблемных ситуаций и дозированную помощь при необходимости

Учащиеся самостоятельно определяют цель урока, способы решения проблемных ситуаций, анализируют, сравнивают, делают выводы, выполняют задания, творческую работу, принимают помощь учителя

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Учитель предлагает провести рефлексию по вопросам:

1)Каковы особенности строения земноводных в связи со средой обитания?

2)Какие прогрессивные черты приобрели земноводные в прцессе эволюции?

3)Как изменилось твое отношение к представителям класса Земноводные

Ученик отвечает на вопросы, оценивает свои возможности по результатам тестирования и выполнения интерактивных заданий, готовится к выполнению мини-проекта

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



© 2010-2022