Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по биологии

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Топкинский технический техникум»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО «ТТТ»

____________________ Н.Н. Семибратов

М.П.



ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 биология


230103 Автомеханик


















2015


Рассмотрена на заседании ПЦК

Протокол № __ от «__» ____ 2015 года

Председатель ПЦК

__________________________________

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 230103 Автомеханик

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Топкинский технический техникум.

Разработчик:

Долбня Олеся Сергеевна, преподаватель ГБОУ СПО «Топкинский Технический Техникум»






СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 Биология

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплИНЫ ОУД.11 биология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 230103 Автомеханик и предназначена для освоения общих компетенций в рамках данной профессии.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОУД.11 Базовая дисциплина общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен

знать/понимать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

-биологическую терминологию и символику;

уметь:

-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

-описывать особенности видов по морфологическому критерию;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

-оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельных работ 15 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

в том числе:

-Подготовка компьютерных презентаций

-Подготовка докладов

- Подготовка кроссвордов


6

8

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2


4

Тема 1. Учение о клетке

Содержание учебного материала

2

2

1

Химическая организация клетки, её строение и функции, деление и размножение

Практические занятия

2


1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Учение о клетке»

Самостоятельная работа.

2

1

Подготовка доклада по теме «Бесполое и половое размножение».

Тема 2 Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

2

2

1

Наследственность, изменчивость, основы селекции

Практические занятия

2


1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Основы генетики и селекции»

Самостоятельная работа

2

Подготовка кроссвордов по теме «Селекция животных»

Тема 3 Эволюционное учение

Содержание учебного материала

2

2

1

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Микро- и макроэволюция. Естественный отбор

Практические занятия

2

1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Эволюционное учение»

Самостоятельная работа

2

1

Подготовка доклада на тему «Микроэволюция»

Тема 4 Развитие жизни на земле

Содержание учебного материала

2

2

1

Многообразие живого мира. Возникновение жизни на Земле

Практические занятия

2


1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие жизни на Земле».

Самостоятельная работа

2

1

Подготовка доклада по теме «Возникновение жизни на Земле»

Тема 5 Происхождение человека

Содержание учебного материала

2

2

1

Этапы эволюции человека. Расы человека

Практические занятия

2



1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Происхождение человека».

Самостоятельная работа

2

2

Подготовка презентации по теме «Расы человека»

Тема 6. Основы экологии


Содержание учебного материала

4

2

1

Факторы среды, экологические системы

2.

Взаимодействия в экосистеме

Практические работы

4


1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Основы экологии».

Самостоятельная работа.

2

1

Подготовка доклада по теме «Цели и задачи экологии».

Тема 7 Биосфера и человек

Содержание учебного материала

2

2

1

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера

Практические работы

2


1

Выполнение тестовых заданий по теме: «Биосфера и человек».

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Подготовка презентации по теме «Взаимосвязь природы и общества»

Тема 8 Бионика

Содержание учебного материала

2

2

1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Практические работы

1


1.

Выполнение тестовых заданий по теме: «Бионика»

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Подготовка презентации на тему «Бионика»

Дифференцированный зачёт

1

Консультации для обучающихся

3

Всего:

54

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места для обучающихся;

- комплект учебно-методических материалов;

Технические средства обучения:

- ноубук;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов, В. М. Биология [Текст] : учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. - 5-е изд., стер. - Москва : ИЦ «Академия», 2012. - 320 с. - [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].

4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

выполнение практического задания

выполнение сообщений.

-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

выполнение практических работ.

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

выполнение докладов, презентации

выполнение практического задания

-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

выполнение практического задания

-биологическую терминологию и символику.

выполнение докладов

уметь:

-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Выполнение презентации.

выполнение практических работ.


-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

выполнение докладов

-описывать особенности видов по морфологическому критерию;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Оценка проектов.


-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

выполнение практического задания.

выполнение докладов.


-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

подготовка презентации.

выполнение практического задания.

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

выполнение практического задания

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

подготовка презентации.

выполнение практического задания.




© 2010-2022