- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долбня О.С. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
| ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум» |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «ТТТ»
____________________ Н.Н. Семибратов
М.П.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 биология
230103 Автомеханик
2015
Рассмотрена на заседании ПЦК
Протокол № __ от «__» ____ 2015 года
Председатель ПЦК
__________________________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 230103 Автомеханик
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Топкинский технический техникум.
Разработчик:
Долбня Олеся Сергеевна, преподаватель ГБОУ СПО «Топкинский Технический Техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 Биология
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплИНЫ ОУД.11 биология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 230103 Автомеханик и предназначена для освоения общих компетенций в рамках данной профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОУД.11 Базовая дисциплина общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
-описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельных работ 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
15
в том числе:
-Подготовка компьютерных презентаций
-Подготовка докладов
- Подготовка кроссвордов
6
8
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
4
Тема 1. Учение о клетке
Содержание учебного материала
2
2
1
Химическая организация клетки, её строение и функции, деление и размножение
Практические занятия
2
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Учение о клетке»
Самостоятельная работа.
2
1
Подготовка доклада по теме «Бесполое и половое размножение».
Тема 2 Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала
2
2
1
Наследственность, изменчивость, основы селекции
Практические занятия
2
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Основы генетики и селекции»
Самостоятельная работа
2
Подготовка кроссвордов по теме «Селекция животных»
Тема 3 Эволюционное учение
Содержание учебного материала
2
2
1
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Микро- и макроэволюция. Естественный отбор
Практические занятия
2
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Эволюционное учение»
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка доклада на тему «Микроэволюция»
Тема 4 Развитие жизни на земле
Содержание учебного материала
2
2
1
Многообразие живого мира. Возникновение жизни на Земле
Практические занятия
2
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Развитие жизни на Земле».
Самостоятельная работа
2
1
Подготовка доклада по теме «Возникновение жизни на Земле»
Тема 5 Происхождение человека
Содержание учебного материала
2
2
1
Этапы эволюции человека. Расы человека
Практические занятия
2
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Происхождение человека».
Самостоятельная работа
2
2
Подготовка презентации по теме «Расы человека»
Тема 6. Основы экологии
Содержание учебного материала
4
2
1
Факторы среды, экологические системы
2.
Взаимодействия в экосистеме
Практические работы
4
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Основы экологии».
Самостоятельная работа.
2
1
Подготовка доклада по теме «Цели и задачи экологии».
Тема 7 Биосфера и человек
Содержание учебного материала
2
2
1
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера
Практические работы
2
1
Выполнение тестовых заданий по теме: «Биосфера и человек».
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Подготовка презентации по теме «Взаимосвязь природы и общества»
Тема 8 Бионика
Содержание учебного материала
2
2
1.
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
Практические работы
1
1.
Выполнение тестовых заданий по теме: «Бионика»
Самостоятельная работа обучающихся
1
1.
Подготовка презентации на тему «Бионика»
Дифференцированный зачёт
1
Консультации для обучающихся
3
Всего:
54
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов;
Технические средства обучения:
- ноубук;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Константинов, В. М. Биология [Текст] : учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. - 5-е изд., стер. - Москва : ИЦ «Академия», 2012. - 320 с. - [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
выполнение практического задания
выполнение сообщений.
-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
выполнение практических работ.
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
выполнение докладов, презентации
выполнение практического задания
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
выполнение практического задания
-биологическую терминологию и символику.
выполнение докладов
уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
Выполнение презентации.
выполнение практических работ.
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
выполнение докладов
-описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Оценка проектов.
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
выполнение практического задания.
выполнение докладов.
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
подготовка презентации.
выполнение практического задания.
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
выполнение практического задания
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
подготовка презентации.
выполнение практического задания.