Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по предмету биология составлена на основе: •          федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089); •          авторской  программы основного общего образования по биологии Пономаревой И.Н., Черновой Н.М.Из сборника «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008; •          регионального компонента («Региональный компонент общего о...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ № 8»

г. Северодвинска





Рассмотрено «Утверждаю»

на методическом совете директор МБОУ

Протокол № 6 «Гуманитарная гимназия № 8»

от 26 мая 2014 г. ______________ Н.П. Сунгуров

1 сентября 2014 г.


Рабочая учебная программа

по предмету

Биология


основное общее образование

9 аб


2014 - 2015 учебный год


Составитель программы: Михеева О.В.,

учитель биологии

первой квалификационной категории

Учитель, реализующий программу:

Михеева О.В.,

учитель биологии

первой квалификационной категории





Программа по биологии для 9 класса составлена на основе программы Пономаревой И.Н., Черновой Н.М. 9 класс. Основы общей биологии. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008; сборника «Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области»- Архангельск, 2006г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету биология составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

  • авторской программы основного общего образования по биологии Пономаревой И.Н., Черновой Н.М.Из сборника «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008;

  • регионального компонента («Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология». Архангельск, АО ИППК РО, 2006 год)

  • учебного плана гимназии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 4-е изд., исправл.- М.: Вентана - Граф, 2009. - 239 с.:ил.

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии.

Содержание программы систематического курса биологии для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач.

Срок реализации программы по биологии 9 класс составляет 1 год.

Общее количество часов по программе может варьироваться в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Обязательное количество часов - 68 (34 учебные недели), максимальное количество часов - 70 (35 учебных недель). Данная рабочая программа рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю в течение 1 года (68 часов).

В связи с уменьшением количества учебных недель в разделе № 7 «Учение об эволюции» и в разделе № 9 «Основы экологии» произошло уменьшение на один час в каждом разделе.

В рабочую программу по биологии для 9 класса включен региональный компонент (7 часов).

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Содержание

1. Введение в основы общей биологии (4 ч.)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.

2. Основы учения о клетке (10 ч.)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

1. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторные работы:

1. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

1. Решение генетических задач.

2. Изучение изменчивости у организмов.

3. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Архангельской области.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Архангельской области (ботанические, геологические).

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

7. Учение об эволюции (10ч)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Архангельской области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторная работа:

1. Приспособленность организмов к среде обитания.

8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Архангельской области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

9. Основы экологии (11ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Архангельской области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Архангельской области экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Архангельской области при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Архангельской области. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторная работа:

1. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия:1. Агроэкосистема своей местности (парк, сквер);

2. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

Заключение (1ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Учебно-тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы



Экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

4


+

2

Основы учения о клетке

10

+


3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

+


4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

+++


5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5



6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5


+

7

Учение об эволюции.

10

+


8

Происхождение человека (антропогенез)

6



9

Основы экологии

11

+

++

10

Заключение

1



Итого:

68

7

4

*Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по выбору учителя.

Обязательные лабораторные работы:

  1. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

  2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток

  3. Решение генетических задач

  4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

  5. Изучение изменчивости у организмов

  6. Приспособленность организмов к среде обитания

  7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Обязательные экскурсии:

  1. Биологическое разнообразие вокруг нас.

  2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями)

  3. Агроэкосистема своей местности (парк, сквер)

  4. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

по программе

Л/Р

экскурсии

Примерная дата

Д/З

Раздел 1. Введение в основы общей биологии

1

1. Биология -наука о живом мире


4




01.09

§1.

2

2. Общие свойства живых организмов

06.09

§2, вопрос 3 п.

3

3. Многообразие форм живых организмов

08.09

§3, в. 2 п.

4

Р.К. 4.Экскурсия № 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас»

Экс. №1

13.09


Раздел 2. Основы учения о клетке.

5

1.Цитология-наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

10

15.09

§4, вопросы

6

2. Химический состав клетки

20.09

§5, таблица

7

3. Белки и нуклеиновые кислоты

22.09

§6 , вопросы, таблица

8

4. Строение клетки

27.09

§7, таблица, вопросы

9

5. Органоиды клетки и их функции

Л/Р №1

29.09

§8, таблица, подг. к с/р

10

6. Обмен веществ - основа существования клетки

04.10

§9, схема, записи в тетради

11

7. Биосинтез белков в живой клетке

06.10

§10, схема, записи в тетради

12

8. Биосинтез углеводов -фотосинтез

11.10

§11, вопросы

13

9. Обеспечение клетки энергией

13.10

§12, вопросы, повт.§4-12

14

10. Обобщающий урок «Подведем итоги»

18.10


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

15

1. Размножение организмов

5

20.10

§13, записи в тетради, вопросы

16

2. Деление клетки. Митоз

Л/Р №2

25.10

§14, таблица, вопрос 4 п.

17

3. Образование половых клеток. Мейоз

27.10

§15 вопросы

2, 3, 4 п.

18

4. Индивидуальное развитие организмов-онтогенез

01.11

§16, вопросы 2,3 п.,

с. 58-59 повт.

§13-16

19

5. Обобщающий урок

10.11


Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

20

1. Наука о генетике. Из истории развития генетики

11

15.11

§17, сообщения, вопрос 3 п.

21

2. Основные понятия генетики

17.11

§ 18, вопросы, термины

22

3. Генетические опыты Г.М Менделя

22.11

§19 , вопросы, знать законы Менделя

23

4. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

Л/Р №3

24.11

§20, задачи

24

5. Сцепленное наследование генов и кроссинговер

29.11

§21, задачи

25

6. Взаимодействие генов и их множественное действие

01.12

§22, вопросы 3,4 п..,, задачи

26

7. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

06.12

§23, вопросы 2,3 п., задачи

27

8. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Л/Р №4

08.12

§24, вопрос 3 п.

28

9. Другие типы изменчивости

Л/Р №5

13.12

§25, вопросы

2, 3 п.

29

10. Наследственные болезни человека

15.12

§26, вопросы 3,4 п., задачи, с.98. Повт.

§17-26

30

11. Обобщающий урок

20.12


Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

31

1. Генетические основы селекции организмов

5

22.12

§27, вопрос 3 п. , сообщения

32

2. Особенности селекции растений

27.12

§ 28, сообщения

33

3. Центры многообразия происхождения культурных растений


§29, таблица

34

4. Особенности селекции животных


§30, вопросы

35

5. Основные направления селекции микроорганизмов


§31, вопросы, с.116-117

Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира

36

1. Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

5


§32, вопрос 3 п.

37

2. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле


§33 , в.3 п.

38

3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни


§34, вопросы, задание в тетради

39

4. Этапы развития жизни


§35, вопросы, таблица

40

5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или экскурсия) Экскурсия № 2 «История живой природы местного региона (посещение краеведческого музея)»

Экс. №2


С. 132

Раздел 7. Учение об эволюции.

41

1. Идея развития органического мира в биологии

10


§36, вопросы

42

2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина


§37, вопросы 2,3 п.

43

3. Движущиеся силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор


§37, записи в тетради

44

4. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

Л/Р №6


§37, записи в тетради, таблица

45

5. Современные представления об эволюции органического мира


§38, вопросы

46

6. Вид, его критерии и структура


§39, таблица

47

7. Процесс образования видов -видообразование


§40, вопросы 2,3 п.

48

8. Макроэволюция-результат микроэволюций


§41, вопрос 3 п.

49

9. Основные направления эволюции. Основные закономерности эволюции


§42, 43, таблица, схемы с.161, подгт. к семинару

50

10. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов (семинар по разделу №7)

Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез)

51

1. Место человека в системе органического мира

6


§44, в. 3 п., таблица

52

2. Доказательства эволюционного происхождения человека


§45, в. 3 п., таблица

53

3. Этапы эволюции вида. Человек разумный


§46, таблица

54

4. Биосоциальная сущность вида. Человек разумный


§47, задание в тетради, сообщения

55

5.Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли


§48, 49, повт.

§32-47

56

6. Контрольно-обобщающий урок по разделам № 8



Раздел 9. Основы экологии.

57

Р.К. 1. Среды жизни на земле и экологические факторы. Агроклиматическая характеристика Архангельской области.

11


§50, таблица

58

Р.К. 2. Закономерности действия факторов среды на организм

Л/Р №7


§51, записи в тетради, в.3п.

59

3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды


§52, вопросы

60

Р.К. 4. Биотические связи в природе. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера.


§53, записи в тетради, вопросы

61

Р.К. 5. Популяция как форма существования видов в природе. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера.


§54, записи в тетради

62

6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе


§55, вопросы

63

7. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе


§56, вопросы

64

Р.К. 8. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Основные экосистемы Архангельской области.


§57, записи в тетради

65

9. Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы


§58, 59, вопросы

66

Р.К. 10. Рациональное использование природы и ее охрана. Агроэкосистемы Архангельской области.

Экс. №3


§60, записи в тетради, с.226

67

11. Экскурсия №3 Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

Экс. №4


отчет

68

Заключение по курсу «Основы общей биологии»

1




Итого

68

7 Лаб.раб.

4 экс.




Контрольно-измерительные материалы


Лабораторная работа № 1

по теме: "Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток"

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их

под микроскопом, находить особенности строения клеток различных

организмов, сравнивать их между собой

Оборудование:

  • микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой

  • лук репчатый

  • разведенные дрожжи

  • микропрепараты клеток многоклеточных животных

Ход работы:

  • приготовьте микропрепараты кожицы лука и дрожжевых грибов, рассмотрите их под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма

  • сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

Оформление результатов:

Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды

Сделайте вывод, сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция животных, растений и грибов.

Лабораторная работа № 2

по теме: "Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток"

Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза

Оборудование:

  • микроскоп

  • постоянный микропрепарат «Митоз в корешке лука»

Ход работы:

  • рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении

  • найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза

Оформление результатов:

зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза

Сделайте вывод,объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.

Лабораторная работа № 3

по теме «Решение генетических задач»

Цель: научиться решать задачи по генетике

Оборудование: карточки с задачами

Ход работы:Решаем задачи у доски, обсуждаем результаты

1) У кроликов чёрная масть доминирует над белой, а длинная шерсть - над короткой. Дигетерозиготного кролика скрестили с белыми короткошерстными крольчихами. Получили 56 крольчат

2) У кур укороченные ноги доминируют над нормальными, а гребень розовидной формы - над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.

3) У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений


Лабораторная работа № 4

по теме: "Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях"

Цель:изучение наследственных признаков на примере растений

Оборудование: ручная лупа, семена гороха разных сортов, семена различных растений, комнатные растения одного рода

Ход работы:

  1. Изучите внешний вид семян разных сортов. Определите общие признаки семян: окраска, форму кожуры и рубчика. Распределите семена по сортам. Найдите общие видовые признаки семян гороха и их сортовые отличия. Заполните таблицу.

Общий признак

Отличительный признак

2. Сравните комнатные растения одного рода. Сравните листорасположение, форму листа, жилкование листа, строение цветка, количество листьев на побеге, длина междоузлий. Заполните таблицу.

Генотипический признак

Фенотипический признак

На свету

В темноте

Сделайте вывод, о сходствах и различиях у растений относящихся к разным видам

Лабораторная работа № 5

по теме: "Изучение изменчивости у организмов"

Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

Оборудование: каждому из 5 вариантов

  • по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

  • карточка с заданием

Ход работы:

  • рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

  • выполните задания, предложенные вам на карточке

Оформление результатов:

  • полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже - частоты их встречаемости - p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко

  • отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

  • вычислите среднюю величину признака:

Σ (v p)

M = ------------,

n


где M - средняя величина признака

n - общее число вариант

Сделайте вывод о том,

какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Задания на карточках:

Вариант 1. Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились

следующие

110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую,

найдите среднюю величину признака.

Вариант 2. Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см)

Получились следующие

25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую,

найдите среднюю величину признака

Лабораторная работа № 6

по теме: " «Приспособленность растений к совместному обитанию

в еловом лесу»"

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

Оборудование:

  • гербарные материалы или наборы картинок

(черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

  • справочные материалы:

описание особого растительного сообщества - елового леса

описание растений

Ход работы:

рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

Оформление результатов:

заполните таблицы и продолжите записи

Биологические особенности ели

Как изменяет среду

  1. Густая крона

  2. Вечнозелёное

  3. Светолюбивое (во взрослом состоянии)

  4. Требовательное к почве


Условия жизни растений в еловом лесу:

  • Освещение…

  • Температура…

  • Почвы…

  • Наличие насекомых-опылителей…

  1. Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

Приспособления



  1. К жизни при недостатке света:

    • крупная листовая пластинка

    • листья не крупные, но растение вечнозелёное

  2. К бедной почве:

    • наличие клубней

    • наличие корневищ

    • наличие других органов запаса

  3. К недостатку насекомых-опылителей:

    • вегетативное размножение

    • крупные белые цветки

    • цветки в соцветиях

    • опыление мухами

    • наличие самоопыления



Сделайте вывод, дополнив записи:

Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса . . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений) . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Справочные материалы.

Еловый лес - особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.

Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах - покров из кукушкиного льна.

Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель - эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска - приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)

Почти все травянистые растений елового леса - многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.

Ещё одна характерная особенность растений ельника - то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)

Описание растений.

  1. Черника- кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 - 200 лет.

  2. Майник двулистный - это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху - рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих - только один. Майник - растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми - под землёй у майника тонкое ползучее корневище.

  3. Кислица обыкновенная - маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами - такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.

  4. Брусника - вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки - это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых - улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.

  5. Седмичник европейский. Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник - летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он - многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.

  6. Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытеня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй - корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре - небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытеня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано - вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них - буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета - этот вырост привлекает муравьёв.

Лабораторная работа № 7

по теме: "Оценка санитарно-гигиенического качества рабочегоместа"

Цель:ознакомиться с наиболее доступными методами оценки загрязнения окружающей среды.

Оборудование: лист белой бумаги, прозрачная клеящая пленка, лупа

Ход работы:

  1. В помещение класса произведите сбор проб с различных поверхностей находящихся в классе. К поверхности 2-3 объектов приложите прозрачную клеящуюся пленку. Затем снимите пленку с прилипшей к ней пылью и клейкой стороной прикрепите пленку к листу бумаги.

  2. Такую же работу выполните в коридоре

  3. На площади в 1 см2 каждой полученной пробы сосчитайте количество пылинок. Сравните запыленность разных поверхностей.

  4. Сравните свои результаты с результатами исследования других учеников

Оформление результатов: заполнить таблицу

Место взятия пробы

Количество проб

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Класс


Коридор


Сделайте вывод, об уровне запыленности в классе и коридоре

Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс

Учащиеся должны знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Архангельской области

  • сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • эффективные способы предупреждения различных видов зависимостей;

  • собственные индивидуальные особенностей, природные задатки к приобретению знаний, умений;

  • специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости.

Учащиеся должны уметь

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • выявлятьизменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:

Нет ответа.

Список литературы

Учебно-методический комплект

Наименование учебника:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 4-е изд., исправл.- М.: Вентана - Граф, 2009. - 239 с.:ил.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004..

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004

3. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006.

4. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 112с.

5. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К.Ю. Еськов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. - 154с.

6. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.- Екатеринбург, 2005.

Методическая литература для учителя:

1. Акимов С.И. и др. Учебно-образовательная серия Биология в таблицах, схемах, рисунках- М: Лист-Нью, 2004

2. Пономаревой И.Н., Черновой Н.М. 9 класс. Основы общей биологии (70 часов, 2 часа в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Е. Шалапенок, Л. Камлюк, Н. Лисов Тесты по биологии - М.: Айрис-Пресс, 1999.

4. ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2007.

5. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005

Электронные методические пособия:

1.Кассета «Биология» ч.3-4

2. Электронные уроки и тесты. Биология в школе «Организация жизни»

3. Электронные уроки и тесты. Биология в школе «Влияние человека на окружающую среду»

4. Электронные уроки и тесты. Биология в школе «Наследование признаков»

5. Электронные уроки и тесты. Биология в школе «Взаимное влияние живых организмов»

6. 1: С Школа. Экология. 10-11 классы

7. DVD «Животные под прикрытием (хищники). Изменения окраски, приспособления к охоте».


© 2010-2022