Рабочая программа по биологии 8 класс Пасечник В. В

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании авторской программы В.В.Пасечника с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 8 классе.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно правовых документов:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного общего, среднего общего образования»

2.Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.Календарный график МБОУ СОШ №36 на 2015-2016 учебный год:

Цели:

1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Уровень обучения - базовый.

Особенности организации учебного процесса: классно -урочная.

Используемые технологии (формы, методы).

Формы организации познавательной деятельности:

-Фронтальная;

-Групповая;

-Парная;

-Индивидуальная.

Методы и приемы обучения:

-Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

-Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

-Поисковый метод;

-Проектный метод

-Игровой метод

-Метод проблемного обучения;

-Метод эвристической беседы;

-Анализ;

-Дискуссия;

-Диалогический метод;

-Практическая деятельность;

Промежуточная аттестация. Проводится в конце первой и третьей четверти в виде контрольной работы.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,

структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70часов в год.






4.Описание ценностных ориентиров (специфика) содержания учебного предмета.

Предмет «Биология» включает в себя совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины - это ценность научного познания как часть культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека,выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-получать информацию об организме человека из разных источников

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презентаций;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

- проводить исследовательскую и проектную работу;

- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;

- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;

- следить за соблюдением правил поведения в природе;

- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего

- уметь рационально организовывать труд и отдых;

--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

- принимать ценности семейной жизни;

- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

6. Содержание учебного предмета, курса.

Введение

Введение. Вводный инструктаж. Науки о человеке и их методы.

I. Раздел.

Тема 1. Происхождение человека

Биологическая природа человека. Расы человека. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

II. Раздел.

Строение и функции организма

Тема 2. Общий обзор организма .

Строение организма человека. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Тема 3. Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Скелет человека. Соединение костей .Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов

Строение и функции скелетных мышц. Работа мыщц и ее регуляция. Нарушения опорно - двигательной системы. Травматизм. Контрольная работа №1 «Строение организма. Опора и движение». Работа над ошибками.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Тема 4. Внутренняя среда организма .

Внутренняя среда организма. Состав крови. Постоянство внутренней среды

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови

ТБ .Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека.

ЛР№1 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма .

Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сосудистая система.

Лимфообращение. Сердечно - сосудистые заболевания.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения ар териального давления по методу Короткова, приемов остановки ккровотечений.

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса Вакцинация.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 6. Дыхательная система .

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

ЛР №2. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 7. Пищеварительная система .

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 8. Обмен веществ и энергии.

Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины. Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ.

ЛР №3 Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система.

Выделение и его значение. Заболевания органов мочевыделения. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

ЛР №4 Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Тема 10. Нервная система человека .

Железы внутренней секреции и их функции. Работа эндокринной системы и ее нарушения. Строение нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. Вегетативная нервная система. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения. Контрольная работа №2 «Кровь. Дыхание. Питание. Обмен веществ». Работа над ошибками

Демонстрация модели головного мозга человека.

Тема 11. Анализаторы .

Анализаторы. Зрительный анализатор. Нарушения зрения и их профилактика. ТБ. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение. Врожденное и приобретенное поведение. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека.

ЛР №5 Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста.

Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

III. Раздел.

Тема 14. Индивидуальное развитие организма

Особенности размножения человека .Органы размножения. Половые клетки.

Оплодотворение. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов

Тема 15. Человек и окружающая среда.

Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека. Повторение материала за 8 класс.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Тема, подтема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

УУД

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

1

Вводный инструктаж. Введение.

1

02.09

умение видеть проблемы, ставить

вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,

структурировать материал и др.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение полно и точно выражать свои

мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать

информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

2

Науки о человеке и их методы. Биологическая природа человека

1

04.09

3

Расы человека

1

07.09

4

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

09.09

5

Строение организма человека (1)

1

14.09

6

Строение организма человека (2)

1

16.09

7

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

21.09

8

Обобщающий урок на тему «Происхождение и строение человека.

1

23.09

9

Опорно - двигательная система. Состав, строение и рост костей

1

28.09

10

Скелет человека. Соединение костей.

1

30.09

11

Скелет головы

1

05.10

12

13

Скелет туловища.

Скелет конечностей и их поясов

1

07.10

14

Строение и функции скелетных мышц

1

14.10

15

Работа мыщц и ее регуляция

1

19.10

16

Нарушения опорно - двигательной системы. Травматизм

1

21.10

17

Контрольная работа №1 «Строение организма. Опора и движение».

1

26.10

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

умение организовать работу.

выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками



умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

18

Работа над ошибками. Внутренняя среда организма. Состав крови. Постоянство внутренней среды

1

28.10

19

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови ТБ. Иммунитет. Вакцинация. ЛР№1 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

1

09.11

20

Органы кровообращения

1

11.11

21

Строение и работа сердца

1

16.11

22

Сосудистая система

1

18.11

23

Лимфообращение

1

23.11

24

Сердечно - сосудистые заболевания. Здравницы Башкортостана.

1

25.11

25

Первая помощь при кровотечении

1

30.11

26

Дыхание и его значение. Органы дыхания

1

02.12

27

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. ЛР №2. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

1

07.12

28

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1

09.12

29

Заболевания органов дыхания, их профилактика

1

14.12

30

Реанимация

1

16.12

31

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

1

21.12

32

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

1

23.12

33

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

28.12

34

ТБ.Всасывание питательных веществ в кровь

1

18.01

35

Регуляция пищеварения. Конина

1

20.01

36

Гигиена питания Кумыс, курут, талкан и др.

1

25.01

37

Пластический и энергетический обмен

1

27.01

умение работать с текстом, выделять в нем главное.

умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы




умение работать с текстом, выделять в нем главное.

умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы

умение организовать выполнение лабораторной рабоьы. применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении работ.умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение организовать выполнение лабораторной рабоьы. применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении работ.умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

умение работать в составе групп .

38

Ферменты и их роль в организме человека

1

01.02

39

Витамины

1

03.02

40

Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ ЛР №3 Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

1

08.02

41

Выделение и его значение

1

10.02

42

Заболевания органов мочевыделения

1

15.02

43

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. ЛР №4 Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

1

17.02

44

Болезни и травмы кожи

1

22.02

45

Гигиена кожных покровов

1

24.02

46

Железы внутренней секреции и их функции

1

29.02

47

Работа эндокринной системы и ее нарушения

1

02.03

48

Строение нервной системы. Спой мозг

1

07.03

49

Головной мозг.Пещерные люди Шульган-Таша.

1

09.03

50

Вегетативная нервная система

1

14.03

51

Контрольная работа №2 «Кровь. Дыхание. Питание. Обмен веществ»

1

16.03

52

Работа над ошибками. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения Анализаторы. Зрительный анализатор

1

21.03

53

Нарушения зрения и их профилактика

1

23.03

54

ТБ .Слуховой анализатор

1

04.04

55

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание

1

06.04

56

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль

1

11.04

57

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

1

13.04

58

Память и обучение. ЛР №5 Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста.

1

18.04

59

Врожденное и приобретенное поведение

1

20.04

60

Сон и бодрствование

1

25.04

61

Особенности высшей нервной деятельности человека

1

27.04

62

Особенности размножения человека

1

02.05

63

Органы размножения. Половые клетки

1

04.05

6465

Оплодотворение Беременность и роды

1

11.05

66

Рост и развитие ребенка после рождения

1

16.05

67

Социальная и природная среда человека

1

18.05

68

Окружающая среда и здоровье человека. Экология Башкортостана.

1

23.05

69

Повторение материала за 8 класс Башкирская пчела «Бурзяночка».

1

25.05

70

Обобщение материала за 8 класс .

1

30.05

8. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Наглядные пособия:

-Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.

- Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

- Модель головного мозга человека.

- Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей.

- Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха.

-Торс человека.

- Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

- Модель гортани с щитовидной железой.

-Модель почек с надпочечниками.

- Модели сердца.

- Рельефная таблица «Строение кожи».

-. Рельефная таблица «Органы выделения».

- Модели глаза и уха.

Литература.

1.Биология. 8 класс Линия жизни / В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов - М.: Просвещение, 2012. -256 с.

2.Биология. 5-9 классы :Рабочие программы : учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2015.- 382 с.

3.Маклакова А.С. Биология: учебное пособие / А.С.Маклакова, С.Е.Жуйкова. - М.: Дрофа, 2008. - 190с.

4.Многообразие живой природы. Растения / сост. В.И.Сивоглазов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.- 316с.

5.Многообразие живой природы. Животные / сост. В.И.Сивоглазов. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2008. -528с.

6.Мультимедийные учебные издания .CD-ROM. издательство «Дрофа».

7.Интерактивное наглядное пособие. Издательство «Дрофа».


15


© 2010-2022