Рабочая программа Биология 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак




«Рассмотрено»

МО учителей истории, химии, биологии географии

__________ Г.Е. Бахтебаева

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Полякова Л.Н.

«Утверждаю»

Директор школы


_____________Зинишева Г.К







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС

2015-2016 уч. год

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы. Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А Воронина. - М.: Вентана-Граф, 2012.




Составитель:

Гринько Ю.М. учитель химии и биологии


П. Верхний Баскунчак


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету биология для 10 класса разработана и составлена на основе Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования, программы основного общего образования «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы. Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А Воронина. - М.: Вентана-Граф, 2012. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Программа изучения биологии в X классе общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса биологии 6-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса биологии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Это позволяет сформировать целостную биологическую картину мира и обеспечивает преемственность между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях. В рамках данной рабочей программы осуществляется расширенное изучение предмета, что отвечает социальному запросу учащихся и их родителей и способствует реализации задач профильного обучения на старшей ступени обучения, химико-биологического направления.

Общая биология рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий биологии, рассмотренных в основной школе.

Рабочая программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии; осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.

Рабочая программа ставит целью обеспечение подготовки учащихся к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Для этого программой предусмотрено:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа направлена на решение следующих задач:

-системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;

-овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

-формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

-развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.

В рабочей программе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни.

Место и роль учебного курса

В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии позволяет в 10 классе более подробно ознакомиться с учением о биосфере, с особенностями биогеоценозов (экосистем), процессами многообразия видов, чтобы затем (в 11 классе) на основе этих знаний изучать свойства организма, клетки и материалы о молекулярных основах жизни.

В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям теоретической и прикладной биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. Помимо основ наук, в содержание учебного предмета включен также ряд сведений занимательного, исторического, культурологического, экологического и практического характера, содействующих мотивации учения, формированию познавательных интересов и решению других задач развития личности.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;

  • тематическое тестирование (приближенное к заданиям ЕГЭ);

  • устные зачёты;

  • лабораторный контроль;

  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям и ЕГЭ).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен:

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого

  • сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

  • цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тематический план

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Тема 1

Введение в курс общей биологии

12

Тема 2

Биосферный уровень организации жизни

15

Тема 3

Биогеоценотический уровень организации жизни

17

Тема 4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

24

Итого

В том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

68 ч

5

4







В связи с тем, что программа рассчитана на 35 часов, а на изучение предмета биологии в 10 классе отводится 68 часов, в тематическое планирование были внесены изменения: на изучение тем добавлено «Введение в курс общей биологии» 6 часов, «Биосферный уровень организации жизни « - 6 часов, «Биогеоценотический уровень организации жизни» - 9 часов, «Популяционно - видовой уровень организации жизни» - 12 часов за счет расширения и углубления тем по данным темам



Раздел I. Введение в курс общей биологии (12 ч)


1. Биология как наука и ее прикладное значение.

Введение: задачи биологии в старшей школе.

Биология как наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Экскурсии в природу. 1 Многообразие видов. 2. Сезонные изменения в природе.

2. Общие биологические явления и методы их исследования.

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов - биологические методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.

Лабораторная работа № 1 «Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения»


Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (15 ч)

Особенности биосферного уровня живой материи.

3. Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

5. Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

6. Условия жизни в биосфере. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (17 ч)


7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит- хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.

Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.

8. Многообразие биогеоценозов и их значение.

Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы.

Искусственные биогеоценозы - агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.

Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни (24 ч)


9. Вид и видообразование.

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.

Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор - главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.

10. Происхождение и этапы эволюции человека.

Видообразование - путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.

Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.

11. Учение об эволюции и его значение.

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и в эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы.

Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.

12. Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества.

Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ


п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата

Примечания

По плану

Фактически

Тема 1. Введение в курс общей биологии (12ч)

1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

Что изучает общая биология.

1




Осенние явления в живой природе.
Экскурсия. «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».

1




Основные свойства жизни.

1




Определение понятия «жизнь».

1




Биосистема как структурная единица живой материи.

1




Структурные уровни организации жизни.
Л.р. №1. «Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения».

1




1.2. Биология как наука

Практические аспекты биологии.

1




Методы биологических исследований.

1




Методика определения видов растений и животных.

1




Определение и морфологическое описание вида.
Л.р. №2. «Методика работы с определителями растений и животных».

1




Значение биологических знаний.

1




Контрольная работа по теме «Введение в курс общей биологии».

1




Тема 2. Биосферный уровень организации жизни (15ч)

2.1. Учение о биосфере

Учение Вернадского о биосфере.

1




Функции живого вещества.

1




Теории биогенеза и абиогенеза о происхождении живого вещества.

1




Теории А. И. Опарина, опыт С. Миллера о происхождении жизни на Земле.

1




2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле

Физико-химическая эволюция в развитии Земли.

1




Появление и усложнение первоначальных форм и жизни в биосфере.

1




История развития жизни на Земле.

1




2.4. Биосфера - живая оболочка Земли

Биосфера как глобальная экосистема.

1




Роль биологического круговорота веществ в биосфере.

1




Механизмы устойчивости биосферы.

1




Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы.

1




Оценка состояния условий окружающей среды.
Л.р. №3. «Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».

1




Особенность биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

1




Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1




Контрольная работа по теме «Биосферный уровень организации жизни».

1




Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни (17ч)

3.1. Понятие и структура биогеоценоза

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

1




Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

1




Строение и свойства биогеоценоза.

1




3.2. Взаимоотношения в биогеоценозе

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

1




Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе.

1




Л.р. №4. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе ».

1




3.3. Динамика природных сообществ

Условия сохранения устойчивости биогеоценозов.

1




Смена биогеоценозов и её причины

1




Ритмологические изменения в биогеоценозе.

1




3.4. Типы биогеоценозов

Многообразие морских биогеоценозов.

1




Биогеоценозы пресных вод

1




Многообразие естественных биогеоценозов суши.

1




Агробиоценозы, их свойства и значение.

1




3.5. Взаимосвязь природы и общества

Необходимость сохранения биогеоценозов.

1




Природопользование в истории человечества.

1




Экологические законы природопользования.

1




Контрольная работа «Биогеоценотический уровень организации жизни».

1




Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни (24ч)

4.1. Вид, его понятие, способы образования и значение многообразия

Основные свойства и критерии вида

1




Л.р. №5. «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных».

1




Популяция как форма существования вида.

1




Популяция как структурно-функциональный компонент биогеоценоза.

1




Популяция как основная единица эволюции.

1




Понятия «микроэволюция» и «макроэволюция».

1




Видообразование и его способы

1




Филогенетические основы системы многообразия видов.

1




Сохранение биологического разнообразия

1




4.2. Человек как вид

Человек как уникальный вид живой природы.

1




Этапы эволюции человека.

1




Расы человека, их происхождение и родство.

1




4.3. Эволюция видов

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

1




Основные закономерности эволюции.

1




Современные представления об эволюции органического мира.

1




Естественный отбор и его формы.

1




Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия.

1




Основные направления эволюции

1




Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

1




4.4. Сохранение видового разнообразия.

Современное состояние изучения видов.

1




Значение изучения популяций и видов.

1




Генофонд и причины гибели видов.

1




Всемирная стратегия охраны природных видов

1




Урок обобщение по курсу общей биологии 10 класса

1




Итого:

68




В том числе:

Лабораторные работы:

Контрольные работы


5

4





Учебно-методическое обеспечение


Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. Общая биология: 10-11 классы: дидактический материал / Л.П. Анастасова. - М. : Вентана-Граф, 1997.

  2. Биологический энциклопедический словарь. - М. : ВРЭ, 1989.

  3. Валовая М.А. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы / М.А. Валовая, Н.А. Соколова, А.Каменский. - М. : Экзамен, 2002.

  4. Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы / авт.-сост. : Г.С. Калинова, З.Резникова, А.Н. Мягкова. - М. : Вентана-Граф, 2007.

6. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П. Казначеев. - Кострома, 1996.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2005.

8. Левитин М.Г. Общая биология: в помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. - СПб., 2003.

9. Лемеза Н.А. Биология в экзаменационных вопросах и ответах: для абитуриентов, репетиторов и учителей / Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. - М. : Айрис-Пресс, 2006.

10. Мамзин А.С. Биология в системе культуры / А.С. Мамзин. - СПб. : Лань, 1998.

11. Машкова Н.Н. Биология : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / Н.Н. Машкова. СПб. : Азбука-классика, 2006.

12. Общая биология: 10-11 классы: учебник для углубленного изучения биологии в школе / под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского. - М., 2001.

13. Пасечник В.В. Биология : 9-11 классы : сборник тестон, задач и заданий с ответами : пособие для учащихся средний и старших классов / В.В. Пасечник, B.C. Кучменко. - М. . Мнемозина, 1998.

14. Петров К.М. Экология человека и культура / К.М. Петров. - СПб., 1999.

15. Пономарёва И.Н. Основы общей биологии: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. - М. : ВентанаТраф, 2005.

16. Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. - М. : Вентана-Граф, 2013.

17. Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М. : Академия, 2007.

18. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: ч. 2: среднее (полное) общее образование. - М., 2004.


Литература для учащихся


1. Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. - М. : Вентана-Граф, 2011.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2009.

4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2010.

5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

7. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002.

8. Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: Просвещение, 1991.

9. Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.

© 2010-2022