- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Растения родного края
Конспект урока Растения родного края
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галина М.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок «Растения родного края»
Цели:
-
обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;
-
повторение отличительных признаков разных групп растений;
-
расширение знаний о растениях Кемеровской области;
-
формирование представления о ценности для человека мира растений;
-
воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;
-
развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся, развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование: -
компьютер;
-
презентация к уроку «Растения родного края»;
-
Растения Кемеровской области.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.
Что это? (Растение).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях.) - Итак, тема нашего урока: "Растения родного края". Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Кемеровской области, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения.
III. Обобщение о растениях. 1) Группы растений. - Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения? - Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения.
- Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.
2) Деревья. - Дерево - это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем - стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.
В лесостепной зоне Кемеровской области растут леса, состоящие из березы, осины, и других деревьев.
- Это лиственные деревья, форма листа - широкая пластина.
- Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашей области. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна).
- Какие это деревья?
- Хвойные деревья, форма листа - иглы.
- Каких еще представителей хвойных растений вы знаете? (Пихта, лиственница, кедр.).
- Верно. Только растут они в таежных лесах. - Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?
- Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.
- Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.
-
Дуб - 54кг в год.
-
Клен - 33кг в год.
-
Сосна - 35кг в год.
-
Ель - 32кг в год.
3) Игра "Отгадай деревья". -А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)
Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)
Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)
- Какое из этих деревьев часто называют символом России?
- Березу.
- Почему? (Ответы детей.)
4) Кустарники.
- А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?
- Сирень - это кустарник.
- Охарактеризуйте кустарник.
- Кустарник - это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.
- Назовите известные вам кустарники. (Шиповник, бузина, сирень…)
5) Травянистые растения.
- К какой группе растений можно отнести ромашку? (Ромашка относится к травянистым растениям.) Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?.
- Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров.
- Назовите травянистые растения. (Ответы детей.)
- На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей, полынь, тимофеевку, ковыль.
6) Растение - земли украшение.
- Говорят: "Растение - земли украшение". Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Ответы детей).
- Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.
7) Игра "Отгадай цветы". - Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)
III. Знакомство с растениями Красной книги Кемеровской области.
- Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу - значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.
Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга - книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».
И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Кемеровской области есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.
Давайте познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашей области.
Кувшинка чисто белая.
Адоникс Весенний.
- А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро - снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
VII. Итог урока.
- Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».